UA / RU
Поддержать ZN.ua

Осенний джем

Четвертый фестиваль Jazz In Kiev завершился.

Автор: Ольга Кизлова

Четвертый фестиваль Jazz In Kiev завершился... Ему сопутствовали конкурс фотографий, кинопоказы, встреча с джазовым энциклопедистом Владимиром Фейертагом и даже выставка «джазовой» живописи под интригующим названием «Jam Session. Модуляция сопоставлением». Jam session - это свободное музицирование нескольких джазменов после концерта. А термин «модуляция сопоставлением» обозначает внезапный переход из одной тональности в другую, обычно на полтона вверх, что придает музыке новый энергичный импульс. Как это бывает в последнем куплете песен или кодe популярного «Болеро» Мориса Равеля.

Организаторы вместо пресс-конференций решили посадить на колеса группу журналистов. И фестиваль поехал по местам, связанным со становлением джаза в украинской столице.

Арт-директор Алексей Коган оказался искушенным экскурсоводом, обращавшим внимание спутников на «злачные» джазовые места центральной части города: клубы, рестораны, концертные залы, студии звукозаписи и пр. «точки», вроде знаменитой балки в ботсаду позади университета.

Здесь в советское время можно было с риском для всей дальнейшей судьбы приобрести из-под полы столь любезные сердцу коллекционера забугорные винилы. Проезжали столичный костел, он же Дом органной и камерной музыки на Большой Васильковской. Тут при социализме располагались не только склады рухляди, но стояли устройства, с высоты костельных шпилей глушившие «вражьи голоса», передающие тлетворный американский джаз.

…В первый день в экс-Октябрьском дворце играло трио Марцина Василевского, известного в Киеве со времен приезда в 2000 году в составе квартета легендарного трубача Томаша Станько. Пианист и его партнеры - контрабасист Славомир Куркевич и барабанщик Михал Миськевич - произвели нынче ошеломляющее впечатление. Ребята великолепно играют европейский джаз, приросший к новой музыке одним своим «боком» и к американской традиции - другим. Начал барабанщик на флор-томе, имитируя вступление 103-й симфонии «С тремоло литавр» Гайдна. Авторская музыка трио была многоцветной, разностилевой, рисовала воображению игру воды, блики светотеней.

При этом грув не покидал поля внимания музыкантов и слушателей. Пианист часто высоко приподнимался в подсознательном стремлении сыграть более насыщенным звуком, перенести всю тяжесть тела в кончики пальцев. Так делают дети, у которых потребность в глубоком звуке уже выработана, а веса не хватает. Василевский почти ложился грудью на клавиатуру, а потом «взлетал» по ней обеими руками. Ему, как многим польским пианистам, присуща хорошая академическая виртуозность, подразумевающая не только беглость пальцев, но и благородный тембр, мягкое туше, четкую артикуляцию. Отлично играли контрабасист и барабанщик, объединяя усилия с лидером.

Первый концерт завершил квинтет кларнетиста Дэвида Кракауэра. Замечу: впечатлили, поскольку музыку гости выбрали не случайную, играли непросто. Кракауэр сотрудничает с легендой современной джазовой сцены Джоном Зорном - музыкантом большого таланта, композиции которого соединяют еврейскую народную музыку с джазовым фристайлом и академическим авангардом. Именно такую музыку продвигает собственный лейбл Зорна Tzadik, где он записывает молодых исполнителей и свои опусы. Альбом Зорна Thе Book of Angels - один из истоков, по мотивам которого играли американские гости. Улавливались два жизнеспособных потока: серьезной новой музыки с ее избежаниями ритмического паттерна, кластерами, сложными тональными сопоставлениями, и интонации клезмера вроде «Хава нагилы». Изредка они пересекались, впрочем, в одну реку не слились. Исполнители шли скорее от ума, нежели от сердца, и Кракауэр не стремился особо развивать «минимализмы» Зорна, ограничиваясь пяти-семиминутными композициями.

Во второй вечер квартет мексиканца Антонио Санчеса, давно прижившегося в США, захватил, увлек. Блестящий барабанщик, трижды лауреат Grammy известен сотрудничеством с Dizzy Gillespie's United Nation Orchestra, Данило Пересом, Пэтом Метини, Ди Ди Бриджуотер. Именем единственного сольного альбома Санчеса, вышедшего в 2008-м, назван проект Migration, с которым он приехал. Каждый участник исполнил собственную «выходную арию» - большое, сложное соло. Музыка квартета сильно ритмизована: пианист Джон Эскрит использовал акустический рояль как ударный инструмент, дополняя лидера и всячески подчеркивая именно эту особенность фортепиано. Хотя не был чужд редких мелодических рулад. Четко знали, зачем находятся в проекте, крепкий контрабасист Мэт Брюер и тенор-саксофонист Дэйвид Бинни. Каждый участник квартета - настоящий солист, не менее интересно взаимодействующий в ансамбле. Музыка не отпускала ни на миг, энергетика продолжительных композиций шла в зал с мощью тяжело груженого состава. Главным был Санчес, доставивший большую радость любителям сфорцандо (внезапных акцентов), синкоп и ритмических контрастов. Фантазировал изощренно, вычурно, порадовав многочисленных киевских коллег, пришедших послушать мэтра. Браво!

В следующем «заезде» бразильская вокалистка-клавишница Таня Мария усладила поклонников популярного джаза. Хотя певице за шестьдесят, держится она уверенно, хорошо выглядит, энергична и еще многое может. Публике ее латиноамериканское шоу приглянулось. Мне тоже, хотя голос певицы уже не так свеж, а петые-перепетые песни показали те же приемы в тех же местах…

Третий день начался в стиле медитативно-лирической минималистики… Перешедший 70-летний рубеж бас-гитарист Стив Своллоу и 75-летняя известная органистка и композитор Карла Блей при поддержке трех молодых коллег - тенор-саксофониста Криса Чика, гитариста Стива Карденаса и барабанщика Хорхе Росси - продержали в неослабевающем внимании весь наполненный до краев зал. Даже девушке, спросившей перед концертом «А кто будет на разогреве у Fourplay?», ответили: в джазе не бывает разогрева. Это все равно, если спросить в начале академического концерта, в программу которого входит музыка Рахманинова и Прокофьева, «кто будет на разогреве у Прокофьева?».

Завершили вечер Fourplay. Этому удивительному составу присущ профессионализм такого высочайшего класса, что впору приписать его к академическому направлению, хотя работают американцы в стиле smooth-джаза (гладкого, плавного (англ.), близкого популярной музыке. - О.К.). Смена состава за 20 лет коснулась только гитары. Сейчас в квартете работает Чак Лоуб, уже игравший в Киеве. Остальные - лидер-клавишник Боб Джеймс, басист-вокалист Натан Ист и барабанщик Хэрви Мейсон - в группе с момента ее основания. Сыгранные до точности не только каждого акцента, но даже принимаемые по окончании композиций немые позы в духе финала гоголевского «Ревизора», отлично известные большинству слушателей, участники Fourplay вызвали восторг. Зал ревел после каждого «трека».