UA / RU
Поддержать ZN.ua

Оркестр надежды

С 2006 года Национальный заслуженный академический симфонический оркестр НРКУ гастролировал в 11 странах мира. Недавно вернулся из Алжира, где уже третий раз подряд был признан лучшим среди многочисленных участников фестиваля симфонической музыки.

Автор: Ирина Сикорская

Исполнилось 85 лет со дня основания Национального заслуженного академического симфонического оркестра НРКУ. По этому поводу в Колонном зале имени Н.Лысенко Национальной филармонии Украины состоялся юбилейный концерт, совпавший и с 90-летием украинского радио.

Прежде всего, привлекает внимание программа юбилейного концерта. В первом отделении - Симфония №2 Сергея Рахманинова. Оркестранты исполнили ее мощно, масштабно по замыслу и драматургии. Играли с наслаждением, продемонстрировав высокий исполнительский класс: ансамблевое мастерство, чистоту тембров, умение передать тончайшие нюансы сложной, но очень поэтичной и необычайно красивой музыки.

…Среди чуть ли не десятка столичных симфонических коллективов Заслуженный академический симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины выделяется неповторимым лицом, репертуарной политикой и спецификой деятельности.

Как рассказывает его художественный руководитель и главный дирижер заслуженный деятель искусств Украины Владимир Шейко (он возглавляет коллектив с 2005 года), главная задача оркестра - наработка украинского репертуара и его запись в Фонд радио. Именно благодаря оркестру в этой сокровищнице сегодня хранится более 10 тысяч единиц мировой и украинской симфонической музыки, уникальная коллекция отечественной классики, произведений современных украинских и зарубежных композиторов.

Свою историю оркестр (а с ним и национальный музыкальный радиоэфир Украины) ведет с 1929 года, когда в Харькове состоялось первое публичное выступление Симфонического оркестра Украинского радиоцентра под руководством дирижера Якова Розенштейна.

После переезда в Киев оркестр стал единственным стационарным оркестром, который исполнял только симфоническую музыку. Традиции высокопрофессионального исполнительства продолжили преемники Розенштейна, которые в разное время были художественными руководителями коллектива: Герман Адлер, Михаил Канерштейн, Петр Поляков, Константин Симеонов, Вадим Гнедаш, Владимир Сиренко, Вячеслав Блинов.

Оркестранты базируются и делают свои записи в Большой студии Концертно-студийного комплекса Украинского радио. Это одна из лучших и наибольших (в ней 400 мест для зрителей) в Европе студий, имеющая уникальные акустические свойства, оборудованная современными техническими средствами для аудиозаписи, прямых концертных трансляций и интерактивных эфиров.

Музыканты не избегают и концертной деятельности: выступают на разных площадках, с радостью участвуют в "Киев Музик Фест" и "Музыкальных премьерах сезона".

Оркестр часто становится первым, кому современные украинские композиторы и зарубежные гости доверяют самое дорогое - премьерное исполнение своих произведений, ведь именно от музыкантов во многом зависит, воспримет ли их требовательный слушатель, которого сегодня трудно чем-либо удивить.

С приходом В.Шейко началась новая страница жизни коллектива. Именно с этим дирижером оркестр осуществил ряд масштабных творческих проектов, среди которых исполнение таких редко исполняемых и разностилевых произведений, как "Раскаяние Давида" В.А. Моцарта, "Казнь Степана Разина" Д.Шостаковича, "Кармина Бурана" К.Орфа (собственная сценическая версия на сцене Национальной оперы Украины), "Симфоническое Евангелие" А.Караманова (первое исполнение на сцене НДИ "Украина", "Цвет папоротника" Е.Станковича, "Фантазии в джазовых тонах" А.Саратского и многие другие. По инициативе В.Шейко создан цикл совместных телерадиопроектов НРКУ и Национальной телекомпании Украины "Мистецькі історії" (их состоялось уже 18, сейчас готовится следующий - рождественский).

С 2006 года оркестр гастролировал в 11 странах мира. Недавно вернулся из Алжира, где уже третий раз подряд был признан лучшим среди многочисленных участников фестиваля симфонической музыки.

…Но вернемся к юбилейному концерту. Второе отделение посвящено украинской музыке. Это была попытка максимально охватить современную ее панораму. "Месседж из Украины" для симфонического оркестра, электрогитары (Роман Суржа), органа (Татьяна Жук-Седова) и мужского хора (им. П.Майбороды, художественный руководитель Юлия Ткач) - некий постмодернистско-апокалиптический "репортаж" из современной Украины, в котором хор поет православную молитву "О Господи милосердный", звуки органа символизируют глас Божий, а гитары - темную энергию дьяволиады. Но все самое важное происходит в оркестре: идиллическая картина пробуждения природы на рассвете, обстрелы из "Градов", ужасные сцены борьбы с четырьмя "обвалами", когда кажется, что вот-вот наступит конец света, после которого останутся только примитивные звуки. Автор этого жутко-величественного репортажа-мистерии - талантливый композитор Иван Небесный, который уже заявил о себе рядом интересных музыкально-театральных проектов.

Второе произведение вызвало дискуссию, но, уверена, оно имеет право на существование: канадский композитор Григорий Миняйло соединил хрестоматийное стихотворение Тараса Шевченко и музыку "Лунной сонаты" Л. ван Бетховена, добавив к традиционному фортепиано оркестровые краски и мелодекламацию (очень талантливая и даже модная сегодня Оксана Муха).

Концерт увенчало произведение нашего современного классика Евгения Станковича "Страсти по Тарасу" для солиста (Александр Бойко), хора и оркестра.
В.Шейко не побоялся взять в репертуар произведение, которое уже исполняли известные артисты, и не прогадал - оркестру и хору удалось продемонстрировать собственное видение этого "Евангелия о Тарасе" (впервые исполненного в мае на Чернечей горе в Каневе). В их интерпретации произведение показалось мне более камерным и менее помпезным по звучанию. Четче (к чести хористов) стала дикция, текст легче воспринимался на слух, тоньше воссозданы нюансы настроения. Убедительной точкой стало оптимистическое окончание произведения: надежда на то, что все у нас будет хорошо…