UA / RU
Поддержать ZN.ua

Он разгадал знак бесконечности

В новом столичном пространстве ART UKRAINE GALLERY открыта выставка модного художника Степана Рябченко. Его посты в соцсетях активно лайкают такие принципиальные люди как Игорь Абрамович и Наталья Заболотная. А его самого, одессита Степана, некоторые арт-теоретики без обиняков относят к "художникам будущего".

Автор: Олег Вергелис

В новом столичном пространстве ART UKRAINE GALLERY открыта выставка модного художника Степана Рябченко.

Его посты в соцсетях активно лайкают такие принципиальные люди как Игорь Абрамович и Наталья Заболотная. А его самого, одессита Степана, некоторые арт-теоретики без обиняков относят к "художникам будущего". Потому что в некотором смысле он и сам так живет - в интересном виртуальном будущем. Выращивает там удивительные сорта медоносных растений, строит стильные и загадочные города, дружит и воюет с некоторыми материализованными компьютерными вирусами. Он такой.

Еще летом, во время очередного одесского фестиваля, театральный режиссер Ваня Урывский затянул меня буквально за руку в одно из тамошних полуподземных хай-тековых арт-пространств (где-то в районе Дерибасовской). Со словами: "Это крутой художник! Он будет делать сценографию для "Принцессы Турандот" в театре имени В.Василько".

Ладно, думаю, если уже современные художники интересуются творчеством полузабытого Карло Гоцци, значит, надо идти.

Человеку, погруженному, в основном, в украинский театр и менее искушенному в интригах-раскладах отечественных арт-реалий, та хайтековая выставка Степана Р. - резанула глаз (в позитивном смысле), воспалила воображение.

И в разных смыслах нетипичный украинский художник вместе со своими дивными сочинениями как-то вмиг предстал пред ясны очи. Сразу стало понятно: этот - не из утрамбовавшихся полукоррупционных арт-тусовок, не из оголтелых самопиарщиков-мазил.

Этот, конечно же, умнее, тоньше, избирательнее, талантливее. В чем-то даже изощреннее в разных художественных своих посылах, сигналах и иных проявлениях.

Возможно, он и не первый, но уж точно не последний из тех, кто сел в актуальный поезд, отчаливший от некой традиционной арт-платформы, и устремившийся - из Одессы-мамы прямиком в какую-то виртуальную реальность-неизбежность-бесконечность.

Если для одних художников виртуальный мир стал средством и пространством сугубо "техногенного" самовыражения, для этого (нашего) подобный мир - мир ради мира, ничья земля, сладкий сон, порождающий то красоту, то чудовищность: полет шмеля над гнездом кукушки, розовеющие радары в застывшем зеленом океане.

В разных его картинах (исполненных виртуальной кистью) - новая искренность, компьютерная чувственность, двойное дно, тройная обманка и топографическая ловушка для виртуала-наива.

Свои работы, живописные и архитектурные циклы, он не буквально "рисует" на компьютере (сегодня каждый что-нибудь сообразит в виртуале). Этот одесский художник, используя технологию Lightbox (и другие), создает на мониторе, подобно Джоан Роулинг, некую свою системную Вселенную.

Как известно, у Роулинг есть строго продуманная вселенная Гарри Поттера: со всеми ее ответвлениями и приключениями. У Степана из Одессы (не для сравнения с английской леди) - просчитанная Вселенная его художественных миражей, разумно обрамленная его же умелой мышкой.

Вот уж действительно, немногим доселе приходило в голову не то, чтобы визуализировать, но буквально оживить на виртполотнах веселую компанию подлых компьютерных вирусов. Наших вездесущих, неунывающих врагов. Этот художник в своей специальной серии, созданной ранее, решил задружиться с ними, нашел для некоторых образцово-показательные имена ("Chameleon" или "Mellissa"), придумал некоторым легкосчитываемые биографии.

Он хочет разгадать их и нашу сущность. Он стремится разгадать знак бесконечности, спрятанный в мнимом и подлинном, в реальном и виртуальном.

Один из его ярко живописных проектов - Honey Plant - очей-очарованье: аналог сада нездешнего, антитеза "вишневому саду". Потому что в его призрачном саду произрастают чудные растения невиданной красы. И его же виртуальная кисть нежна и трепетна по отношению к новорожденным лепесткам и стебелькам: сам придумал, сам посадил, сам поливает.

Например, тот-таки розовый Раддар, как утверждает художник, "крайне редкий вид медоносного семейства, до недавнего времени считался исчезнувшим из виртуальной природы. Особенностью Радара является накапливание положительной энергии и излучение ее на окружающих существ, зачастую психологически подавленных, нервных или вовсе склонных к унынию…".

Последнее - не про нас, умеренных оптимистов. А вот, к примеру, в том же его вечном саду - расправил ствол вычурный Зеленоступ древовидный. Художник, любовно называет его "Гуляющий натуралист". Короче говоря, это - зеленая ядовитая подозрительная зараза, покрытая зелеными пупырышками. Она резко реагирует на окружающую экологию: если хорошее растение чахнет - этот Зеленоступ кукожится (вянет), а если что хорошее вдруг родится, этот же Зеленоступ - цветет и пахнет как майский жених.

Пожалуй, одна из наиболее ценимых мною его виртуальных затей (в том же саду Honey Plant) - подобие Ноева Ковчега. Морская виртуальная гладь на этой вирткартине переливается цветами нервного неба и разлагающихся водорослей. А сам ковчег, как бы цветок-лепесток, уверенно подняв гордый нос, плывет себе и плывет - прямо по курсу. Возможно, он плывет из туманной виртуальности - за ними, утопающими в реальности…

Степан Рябченко - хороший парень и хороший художник из приличной семьи. Его отец и дед - живописцы-графики. Он воспитывался в одесском дворе и на хороших творческих примерах.

Поступив в вуз (Одесскую государственную строительную академию на специальность архитектор), он, один из немногих, чертил-конструировал не на бумаге (простым карандашом, как "чайник"), а сразу ощутил вкус, прелесть и неисчерпаемые возможности виртуального конструирования. Причем, не отдельного дома, сада или огорода, а целого мира. Монитор для него - бесконечность. Белое и бездонное полотно поглощает целиком, но не полностью. Поскольку сам художник - подчеркнуто умен, разумно предприимчив, а легкое эстетство - еще не признак головокружения в виртуальной воронке.

Как архитектор он конструирует и взращивает не только сады с фирменными, им же придуманными диковинными растениями. Он строит "там" настоящие города. Стильные, изысканные, слегка манерные как у знаменитого архитектора Гауди.

В разных его циклах-проектах просвечивает не только умеренная гламурность, но и концептуальная логистика. Он всегда понимает, на какую арт-наживку можно поймать арт-ценителя. Он явно знает, как запутать (а потом распутать) творителей пустот - разномастных арт-теоретиков.

Последние, конечно же, иногда от него без ума. Боже, какой же здесь простор для сочинительства теоретических и синтетических пустот, завернутых в целлофан выспренных "измов".

Они думают, что это они - создают его, награждая сконструированный мир разными теоретическими виньетками, статуэтками и остальными кондово-блудливыми словосочетаниями…

Только в некоторых случаях именно он создает их, хитрым прищуром взбадривая дряхлеющую чужую фантазию.

Они характеризуют его художество как "живопись средствами компьютерной графики". А он, как лермонтовский демон, невозмутимо ответствует: "Я скорее не рисую, а проектирую среду в формате изображения".

Проектирование среды - тренд и потребность раскреативившейся нашей современности, населенной наглыми застройщиками и напичканной зданиями-уродами на едва уцелевших ландшафтах мирной земли.

Но так как в его сочинениях - "земля ничья", то до нее пока еще не добралась никакая рада - ни Киевская, ни Одесская...

И на своей ничьей земле он - царь, бог, герой и демиург. И любители современного искусства, если захотят, смогут обнаружить приличное количество интересных зданий уже созданных им - именно там…

Там, где все мы - мало-помалу - уже начали жить-не тужить, не меняя временной земной прописки.

На его ничьей земле, засеянной медоносными растениями, нет никакого смиренного кладбища, там только вечный и радостный рай.

Там даже идиоты из соцсетей покажутся нам не такой уж проблемой: щелкнул разок - и удалил дурака из своего городка, и сразу стало легче дышать, поскольку экологию поддерживают медоносные творения.

Города и растения художника Рябченко - в разно-чудесных его серийных миражах окутаны и впрямь удивительным подлинно нездешним воздухом. Там дышится легко и вольготно.

Кажется, "ломанулся" бы сквозь цифровую печать на алюминии - и пожил бы там подольше, рядом с безвредными вирусами, медоносными растениями и иными расчудесьями.

Еще летом попросил его: мол, сброшу через FB вопросы, а ты ответь на них вкратце, а то некогда расшифровывать. Прошло три месяца, отвечает: "Не то, чтобы не хочу отвечать, а иногда даже не знаю что. Может быть, со стороны ответ найдется более емкий?"

Как раз с этим проблем нет, ответим - хоть за Трампа. И в качестве мини-бонуса к его теперешней киевской выставке некоторые вопросы и некоторые ответы (вместо него).

- Известный поэт утверждал, что цель творчества - самоотдача. В чем такая цель - для тебя?

- В том, чтобы почувствовать самоотдачу других. Тех, кто заходит в мой мир. И растворяясь там, чувствует себя легко, комфортно и безмятежно. Во всяком случае, там безмятежней, нежели здесь.

- Что первично в твоих подступах к определенным арт-сюжетам: импульс, логика сон, явь, скрытые подсознательные пороки, явные добродетели?

- Импульс, логика, сон, явь. И подсознательная добродетель.

- Человеку свойственно не верить в то, что нет ни рая, ни ада (в подобное не верили, например, некоторые герои Достоевского), а вот современный человек, на твой взгляд, уже окончательно уверовал, что самая подлинная реальность - виртуальна, где он постоянно живет в обнимку с гаджетом?

- Там можно делать все, что хочешь. Там нет идиотов-политиков и несчастных сограждан с кравчучками, маленькими зарплатами или обрезами. Там нет людей с пустыми и печальными глазами. И там можно моделировать жизнь такой, какой она тебе кажется-видится. В общем, там можно забыться и спрятаться. В том числе и от себя.

- Одни говорят, что главная болезнь наших дней - цинизм. Другие - идиотизм. Какой диагноз этому времени поставил бы ты?

- Возможно, идиотичный цинизм? А, возможно - технологичный романтизм? И то, и другое - симптоматично.

- Какую самую глупую рецензию ты прочитал на свои работы-выставки. Не цитата, а суть.

- Если хвалят - приятно. Если говорят "очень красиво" - тоже занятно.

- Мишель Монтень сказал, что лучший способ что-либо запомнить - постараться об этом забыть. О чем бы ты хотел забыть навсегда? И о чем постоянно приходится помнить?

- Следующий вопрос!

- Ты - архитектор. Проектируешь виртуальные здания и города. Каким, на твой взгляд, мог быть идеальный город, в котором согласился бы пожить даже я?

- Это бы был какой-то другой, "золотой", город, отличающийся от наших реальных, земных. Это город, где жизнь вечна и бесконечна: обыкновенный маленький городок, в котором никогда не расстаются близкие люди.

Из досье. Одесскому художнику Степану Рябченко - 29. Разные его работы выставлялись в престижной лондонской галерее современного искусства Saatchi Gallery, Музее Современного Искусства в Братиславе, Нью-Йорке, Москве, Вене, Вильнюсе и других городах. Степан - номинант премии PinchukArtCentre и лауреат международного фестиваля современной скульптуры Kyiv Sculpture Project. В прошлом году Forbes включил его в рейтинг самых успешных молодых украинцев.