UA / RU
Поддержать ZN.ua

Одесса во время войны

Вердикт фестиваля: украинское кино есть!

Автор: Ярослав Пидгора-Гвяздовский

Проведение нынешнего Одесского международного кинофестиваля совпало во времени и пространстве с тревожными реалиями современности - война, оккупация, призрак экономического кризиса. Затянув пояс, Одесский кинофест все же состоялся, к тому же убедительно доказав, что национальное кино - это не медийные мифы, а интересные современные премьерные проекты.

Стоило ли вообще проводить фестиваль в Одессе, когда в стране война? Вопрос, которые чаще всего возникает в прессе и в головах простых людей, заставляя ассоциативную память извлекать на поверхность красноречивое выражение "пир во время чумы".

Впрочем, достаточно взглянуть на жизнь каждого из нас, чтобы понять: пусть мы большую часть дня проводим в Фейсбуке, автоматически выполняя привычную работу, пусть мы с друзьями и родными начинаем разговор с новостей об АТО и только потом спрашиваем о семье, делах и реакции на позор бразильцев и немецкое четвертое золото, - мы все равно смеемся над шутками, радуемся выдумкам детей и страстно обнимаем своих любимых.

Без этого нет жизни.

И нынешний кинофестиваль в Одессе все это абсорбировал, сочетая тему и настроения революции и войны с естественным желанием оставаться человеком и не впадать в отчаяние.

Тема войны была краеугольным камнем на фестивале. Как и сам дух войны витал в Одессе. Конечно, здесь, на курорте, о войне стараются не говорить, и даже о трагедии 2 мая стараются не вспоминать.

Однако изменения ощутимы… Одесский гарнизон, как мне сказали, до сих пор остается в городе и не отправился в Луганск или Донецк только из-за соседства с Приднестровьем и Крымом, вполне способными стать вторым фронтом. А Украина для одесситов как понятие и как страна приобрела значительно большее значение, чем прежде (хотя это и не сравнить с Днепропетровском).

Война была и на красной дорожке, которую некоторые журналисты жестко раскритиковали в связи с неуместностью на ней (именно в такое время) отдельных крикливо одетых "фриков". Кстати, на эту же дорожку выскочил мальчик из лже-Фемен с листом формата А3 или А4 с надписью "Путлер капут". А в флешмобах были плакаты "Свободу режиссеру Олегу Сенцову" и "Путину - смерть!"

Революция с войной тематически всплывали из каждой программы.

В международный конкурс попал израильский остроумный и искусный комедийный дебют Тальи Лави "Мотивации ноль" о житье-бытье женщин в тамошней армии. И, конечно, эпическая драма Леся Санина "Поводырь" о расстреле кобзарей и бесчинствах коммунистов в Украине 30-х годов.

Косвенно о войне был "Гамер" Сенцова, непосредственно, но - о Второй мировой, "Хайтарма" Ахтема Сейтаблаева, об абстрактном войске - короткометражка Алексея Соболева и Михаила Коротаева "PTSD".

О революции же был подобран целый ряд фильмов под общим названием "Путь к свободе", из них наиболее примечательными были два документальных фильма под одинаковым названием "Майдан": египетский Джехен Нужейм и украинский Сергея Лозницы. Примечательны они не столько названиями, сколько схожестью событий, - в Каире так же, как и в Киеве, только за 2 года до этого, люди, которых достало правление диктатора, вышли на центральную площадь. Но если у Лозницы ход событий длится 3 месяца, как и сама революция Евромайдана, то у Нужейм - 2,5 года, и даже за это время она не закончилась победой. Здесь, как сказано в Писании, имеющий ум да поймет - нам повезло революцию выиграть, и так быстро. Только война на пороге…

Наличие мощной и новой программы "Путь к свободе" и, при этом, отсутствие в Одессе привычной программы "Новое российское кино" многое демонстрируют.

С одной стороны, настроения свободы и неприятия российского понятны, а с другой - Одесский международный кинофестиваль, который всегда тяготеет к России, по крайней мере в лице его организаторов, должен был хотя бы немного изменить вектор улыбок и, вопреки конъюнктуре, то есть status quo, заменить неуместную на более подходящую программу.

Впрочем, это не означает, что на фестивале было представлено все только украинское, а российского не было: и фильмы были, и режиссеры, а председателем Национальной конкурсной программы избрали известного режиссера из России, родившегося во Львове, Виталия Манского. Догадайтесь, каким был язык перевода фильмов, мастер-классов и пресс-конференций?..

Ежегодные упреки фестиваля в "неукраинскости" в этом году свелись до минимума. То ли из-за войны, то ли вынужденно в связи с ситуацией, 5-й Одесский был наполнен украинским кино, которое, так получилось, именно сейчас как никогда имеет вид полноценного кинематографа. Фестиваль продемонстрировал это в полном объеме.

Два национальных конкурса - полный метр и короткий, "Украинская ретроспектива: забытые шедевры", три фильма - в "Специальных показах", два - в "Пути к свободе", один - в "Гала-премьерах" и два (!) - в главном, "Международном конкурсе", всего - 30 разножанровых, разноформатных и разностилевых фильмов. А на селекции пересмотрели более 120 фильмов отечественного производства.

Это беспрецедентный случай. По крайней мере, для Одессы.

Очевидно, что если бы не было из чего выбирать, то столь впечатляющая цифра и не возникла бы. В этом смысле нужно поблагодарить, опять-таки, Евромайдан - два фильма, пусть и документальных, "Майдан" и "Черная тетрадь Майдана", выявляют сразу две впечатляющих тенденции: у нас есть эпохальное событие, которое побуждает к творчеству, и есть творчески одаренные режиссеры, способные адекватно оценить эпохальность события и адекватно передать его на пленку.

С Лозницей все и так было понятно - документалист, сформированный и проявленный еще во времена "Блокады" 2006-го и закрепленный в статусе мастера художественным фильмом "Счастье мое".

А вот с режиссерами "…тетради…" все было не так ясно, поскольку, сшитые в один альманах, репортажи и синхроны являются их первым опытом фильмирования, ведь все они - 3 парней и 10 девушек! - только второкурсники университета театра, кино и телевидения Карпенко-Карого из мастерской Юрия Терещенко.

Правильная позиция и искусная рука - это, без преувеличения, заявка на будущее нашего кино.

Все это - Евромайдан. Фильмы о нем, в целом украинские программы - как вывод, представили с помощью Одесского кинофестиваля то, что есть, и выставили на показ миру.

Именно этим - возможностью показать украинское кино, нашу революцию - фестиваль и ценен именно сейчас, когда война на Востоке продолжается…

Притом бюджет фестиваля, по официальным данным, уменьшился на 25% по сравнению с прошлогодним, составлявшим 3 млн евро. И государство в нем не поучаствовало ни единой гривней, хотя в предыдущие годы выделяло от 1,5 до 2 млн.

Это для фестиваля было ударом. Ему пришлось уменьшить штат работников и увеличить штат волонтеров (они все равно работают бесплатно). Существенно добавило к затратам "обеспечение безопасности": приглашение специальных людей и привлечение во все локации фестиваля специальных металоискателей-рамок. То есть рамки пищали, пропуская через себя людей в кинотеатры и клубы, впрочем, зрители от этого не страдали, понимая требования и обстоятельства времени. Возможно, именно из-за этих обстоятельств упомянутого мальчика из лже-Фемен так жестко и грубо, при всех, заломили "люди в черном" и отвели неизвестно куда…

…Фестиваль прошел, война не закончилась.