UA / RU
Поддержать ZN.ua

Odessa Classiсs. География музыки

Одесская аудитория приняла такой вызов: залы были переполнены.

Автор: Мария Гудыма

Завершился IV Международный фестиваль классической музыки Odessa Classiсs, на который съехались выдающиеся музыканты из разных стран. Десять дней, наполненных концертными и образовательными фестивальными программами, - серьезный вызов для Южной Пальмиры. Тем не менее одесская аудитория приняла такой вызов: залы были переполнены.

АВСТРИЯ. Клавирабенд, который в зале филармонии дал знаменитый австрийский пианист, многолетний руководитель и главный дирижер Венского камерного оркестра Штефан Владар, - особенная зарубка на сердце меломана. Гайдн, Бетховен, Шуберт, Лист - все так, да не так. Все пережито заново, по-новому расставлены акценты, пианист творит свой храм, где молится богу музыки от души, искренне.

После концерта Штефан Владар хвалит эмоциональную публику. И от похвалы краснеешь, ибо вновь слушатели аплодировали между частями, и всегда так делают, разумеется, из лучших побуждений. Президент фестиваля Алексей Ботвинов подчеркивает, что изысканный стиль Владара, сдержанный, изысканный и аристократичный, сегодня считается эталонным в Вене. Восприятие музыки у человечества меняется, расширяется даже диапазон звуков, которые различает человеческое ухо, и когда Владар играет Гайдна, это не звучит архаично, это современное прочтение, совершенное с должным благоговением к оригиналу.

Майкл Гуттман
Олег Владимирский

БЕЛЬГИЯ. Участник опен-эйра и заключительного филармонического концерта скрипач Майкл Гуттман - главный дирижер и артистический директор Брюссельского камерного оркестра, руководитель Парижского камерного оркестра, примариус струнного квартета им. Арриаги и Танго-квартета Майкла Гуттмана, музыкальный руководитель международного фестиваля Pietrasanta in Concerto в Тоскане. Разделяет любовь Ботвинова к рахманиновской музыке, великолепен и в "Вокализе", и в Элегическом трио памяти Чайковского - а где же пресловутая перезагрузка? Да не нужна она здесь, Рахманинова по-иному трактовать - только искажать, вот ведь какая история.

И танго Пьяццоллы на бис - тоже в аутентичном звучании. Но до чего же хорошо! Не зря The New York Times описывает его игру, как "невероятно богатую красками и красотой звука", а The Jerusalem Post называет Майкла Гуттмана "Шагалом скрипки".

Скрипач окончил Королевскую консерваторию Брюсселя, Джульярдскую школу в Нью-Йорке, где его преподавателями были Дороти Делэй, Феликс Галимир и солисты Джульярдского квартета. Но его последний и главный учитель, великий Исаак Стерн, привил Гуттману основы легендарной одесской скрипичной школы, поэтому Майкл Гуттман считает себя продолжателем одесской исполнительской традиции.

БРАЗИЛИЯ. Еще один блестящий исполнитель Рахманинова и участник заключительного концерта Антонио Менезес входит в пятерку лучших виолончелистов мира. Он выиграл Международный конкурс ARD в Мюнхене и получил Первую премию конкурса Чайковского. Многолетний участник легендарного трио Beaux Arts в его финальном составе, вместе с Даниэлем Хоупом и Менахемом Пресслером - самого знаменитого трио в истории классики последних десятилетий.

Чтобы порадовать одесскую публику, напомнил о Бразилии, блестяще сыграв что-то из Вила-Лобоса с жарким южным темпераментом.

Олег Владимирский

БРИТАНИЯ. В зале Одесской оперы с Берлинским камерным оркестром выступил блестящий британский скрипач Даниэль Хоуп, главный дирижер Цюрихского камерного оркестра, лучший музыкант Европы-2015, эксклюзивный артист Deutsche Grammophon.

Хоуп входит в пятерку лучших скрипачей Европы. В первом отделении звучали "Времена года" Антонио Вивальди, а во втором исполнена программа Vivaldi Recomposed by Max Richter.

- Когда шесть лет назад Макс Рихтер рассказал мне, что хотел бы пересочинить "Времена года", я спросил его: "А что не так с оригиналом?" - рассказал со сцены Хоуп. - Все так, ответил он, но оригинал звучал слишком часто в самых неожиданных местах вплоть до гаражей, торговых центров и лифтов.

"Пересочинил" ли Рихтер Вивальди? Скорее поимпровизировал на его темы, сохранив результат в нотах. Имеет право на жизнь. В конце концов, как рассказала на том же фестивале в рамках лекции о музыке барокко Анна Гадецкая, мы сегодня далеки от первоисточника - изменились слуховое восприятие, строй инструментов и сами инструменты, представления об исполнительском искусстве и многое другое.

Хоуп играл эмоционально, выпадами корпуса вперед обозначая диалог с тем или иным оркестрантом, хвалил красоту Одесской оперы (раньше видел только фотографии, реальность оказалось более впечатляющей). А к концу фестиваля согласился стать официальным Artist in Residence of Odessa Classiсs.

В течение предстоящих трех лет Даниэль Хоуп будет выступать дважды в рамках фестивальной программы каждого года.

- Алексей Ботвинов и его команда проделали великолепную работу по созданию этого фестиваля в своем прекрасном историческом городе, - говорит скрипач. - Для меня невероятно волнительно и вдохновляюще думать о множестве моих музыкальных кумиров и их роли в одесской музыкальной жизни: Петре Столярском, Давиде Ойстрахе, Натане Мильштейне, Бусе Гольдштейне, Эмиле Гилельсе, Святославе Рихтере, Захаре Броне и многих других. С нетерпением жду новых музыкальных встреч в Одессе.

ВЕНГРИЯ. До сих пор звенит в ушах "Венгерский танец" Брамса в зале филармонии в исполнении "скрипача дьявола" (на самом деле он божественный) и "короля цыганской скрипки" Роби Лакатоша с его ансамблем. Популярную классику никто не отменяет и не отвергает, к тому же одесситов побаловали и "Чардашем" Монти, и музыкой из мюзикла "Скрипач на крыше", а тут тебе и "Очи черные", и "Хава нагила", и "Темная ночь", да тоже "перезагруженные" за счет виртуозности, подкрепленной не только генами музыкальной династии, но и солидным классическим образованием.

Роби Лакатош и второй скрипач Ласло Бони соревновались в неутомимой виртуозности, технике пиццикато, извлекая из скрипок высочайшие ноты, практически ультразвук - где-то у самого грифа…

После "перезагруженного" "Полета шмеля" Римского-Корсакова, который исполнил цимбалист Жено Лиштес, надо было срочно звать на сцену великого Торнаторе, чтобы он прикурил от цимбал, как герой Тима Рота в его кинофильме "Легенда о пианисте посреди океана" прикуривал от рояльных струн.

Захар Брон

ГЕРМАНИЯ. Германию представляли на фестивале многие. И в первую очередь Захар Брон - действующий профессор Кельнской, Цюрихской и Мадридской консерваторий, Королевской академии Лондона, почетный профессор целого ряда консерваторий в Японии, Польше, Болгарии и других странах. В числе его учеников - Вадим Репин, Максим Венгеров, Даниэль Хоуп.

- Музыка - искусство неконкретное, поэтому все чувства, которые я вкладываю, слушатель, если они действительно настоящие, те чувства, которые я вложу, воспримет по-своему, - говорит маэстро. - Самое сложное для скрипача - видеть себя со стороны. Каждая скрипка имеет свой ресурс, которым нужно уметь воспользоваться. Если не умеешь играть, и "страдивариус" ничего не сделает.

Захар Нухимович, кроме участия в опен-эйре, дал в школе им. Столярского, своей "альма матер", бесплатный концерт из произведений Шнитке. Стравинского и Чайковского, а также мастер-класс для детей.

Берлинский камерный оркестр
Олег Владимирский

Вместе с Берлинским камерным оркестром в филармонии выступал немецкий пианист Себастиан Кнауэр, в чьем послужном списке - выступления в более чем 50 странах мира на четырех континентах, причем это концерты в лучших залах мира (Берлинская филармония, Цюрихский Тонхалле, Лондонский Вигмор-холл, Нью-Йоркский Линкольн-центр и т.д.).

ИЗРАИЛЬ. Первый фестивальный концерт, что весьма почетно, играл Максим Венгеров из Израиля. Имя Венгерова более двух десятков лет входит в Топ-пятерку лучших скрипачей мира. Венгеров - двукратный обладатель Grammy, 5-кратный обладатель Edison Award, Brit Award, дважды он получал Gramophone Award, дважды - Echo Klassik, награду World Economic Forum Award "за изменение мира к лучшему". Первый музыкант в истории, ставший Послом доброй воли UNICEF. Кто слышал на концерте в оперном театре, как Венгеров с Полиной Осетинской исполняют тот же Венгерский танец Брамса, - счастливец.

ИТАЛИЯ. Сестры-итальянки, скрипачка Наташа Гаццана и пианистка Рафаэллу Гаццана выступили в филармонии в программе "Ностальгия по вечности" в память об Андрее Тарковском.

Концерт продемонстрировал связь Тарковского с мировой музыкальной классикой и Италией, служивших ему источниками вдохновения наряду с Россией. На фоне подготовленного сыном кинорежиссера, Андреем Тарковским-младшим, видеоряда из фрагментов фильмов "Ностальгия", "Зеркало", "Иваново детство" итальянки исполняли музыку Баха, Пярта, и Сильвестрова, тексты создателя фильмов читал Дмитрий Черченко. Счастье для меломанов и киноманов в одном флаконе!

РФ. Российская пианистка Полина Осетинская, открывавшая с Венгеровым фестиваль в опере, была на Втором Odessa Classiсs в 2016 г. Тогда она дала клавирабенд в Большом зале филармонии, где в ранней юности сыграла Пятый концерт Бетховена и фортепианный концерт Шумана. После этого пианисткой заинтересовались десятки зарубежных телекомпаний. Нет, тут речи об одесской школе нет. И о "перезагрузке" классики тоже, просто у пианистки, несмотря на серьезную выучку, сохранилась свежесть восприятия, и слушатель это ценит.

ТУРЦИЯ. Пряная тембральная ориенталистика окрасила другой концерт в оперном театре - Алексей Ботвинов и перкуссионист Бурхан Очал (Турция - Швейцария) представили программу "Перезагрузка-2". Ария и вариация из "Гольдберг-вариаций" Баха соединили старинные ноты со страстным восточным ритмом и тембрами разнообразных ударных инструментов.

Алексей Ботвинов
Олег Владимирский

И та же история произошла с музыкой Бетховена, Рахманинова, Мусоргского - необычный диалог Запада и Востока, знакомая музыка звучит совершенно по-иному. Одна слушательница с удивлением обнаружила, что с удовольствием воспринимает Третью сонату "нелюбимого" Прокофьева. Вот вам и польза нового подхода к классике.

ШВЕЙЦАРИЯ. Знаменитый кларнетист Дмитрий Ашкенази (сын известного советского пианиста Владимира Ашкенази, родившийся в Нью-Йорке) со своим духовым квартетом в составе Ренато Биззотто (гобой), Леонардо Биззотто (фагот), Карл (Чарли) Фэсслер (валторна) вместе с Алексеем Ботвиновым (фортепиано) показали не "перезагрузку", но перекличку эпох и композиторов.

Редко звучащее в наши дни сочинение композитора XVIII ст. Карла Стамица - Квартет фа мажор для гобоя, кларнета, валторны и фагота - сменилось произведением нашего современника, Каспара Дитхельма - Трио для гобоя, кларнета и фагота. Далее вне всякой хронологической логики, но очень оправданно с точки зрения музыки, исполнялись Пуленк, Мийо и Моцарт.

УКРАИНА. Самый запомнившийся участник от нашей страны - безусловный победитель состоявшегося впервые в рамках феста детского конкурса пианистов им. Серафимы Могилевской. Роман Федюрко из Киевской детской музыкальной школы №21 - пианистический "правнук" Могилевской, у которой учился Михаил Легоцкий, учитель Роминой преподавательницы, Галины Коцюбы.

Роман Федюрко
Олег Владимирский

Концертный этюд Листа фа-минор - совсем не детский репертуар (парню всего 13 лет), но Рома признался, что каждое произведение для него ассоциируется с придуманной им историей, так легче запоминать. Мальчик выступил в концерте на Потемкинской лестнице и приобрел в Одессе множество поклонников. Роме досталась также Первая премия, спецприз от внука Могилевской, пианиста Александра Могилевского.

Уже сейчас ясно, кто будет "перезагружать" классику в недалеком будущем под флагом Украины.