UA / RU
Поддержать ZN.ua

Обыкновенное чудо — крылья на храмах

Так часто бывает: то, что для одних - обычное дело, для других - экзотика. Уже не раз замечал, что таким чудом, присущим Закарпатью, наряду с другими необычными вещами - вроде дублирования названий на венгерском или табло с рунами при въезде в населенный пункт - туристам из других регионов кажется способ украшения местных протестантских храмов.

Автор: Олег Супруненко

Так часто бывает: то, что для одних - обычное дело, для других - экзотика.

Уже не раз замечал, что таким чудом, присущим Закарпатью, наряду с другими необычными вещами - вроде дублирования названий на венгерском или табло с рунами при въезде в населенный пункт - туристам из других регионов кажется способ украшения местных протестантских храмов. Ведь их венчают не кресты, как у православных, греко- и римо-католиков, а в основном звезды и петухи. Впрочем, и местные не очень уверенно могут объяснить, почему на церквах именно петухи, а не, например, голуби. Потому что версий, когда, почему и как на христианских храмах "поселились" эти птицы, много, на любой вкус и мировоззрение.

Порывшись в интер-дебрях, я нашел много фактов и трактовок относительно петуха и его права гордо восседать на маковках церквей. Говорят, например, это потому, что в Новом Завете образ петуха символизирует определенную решающую грань. (Согласно Евангелию, петух становится словно "эмблемой" святого Петра, знаком его покаяния, - как помним, он трижды отрекся от Учителя еще до того, как пропел петух.) Или потому, что в основе образа петуха во многих народных традициях лежит его связь с солнцем. Как и светило, петух отсчитывает время (отсюда "первые петухи", "до третьих петухов" и т.п.). В некоторых культурах петух становится символом воскресения из мертвых, вечного возрождения жизни. У славян эта птица издавна была вещей, могла противостоять нечистой силе. Хотя есть и иное толкование: дескать, петух символизирует луну и Деву Марию. А еще петух персонифицирует небесный и просто огонь, является одним из ключевых символов сексуальной потенции и издавна служил тотемом сонма языческих богов и богинь возрождения. Однако будничный, прозаичный факт сильно приземляет эту замечательную птицу: на самом деле петух поет не только на рассвете, но и в течение дня, даже если его закрыть в темном помещении.

По одним данным, до V в. петух повсюду высился над церквами, символизируя Христа. По другим - традиция берет начало с ІХ в., и петухами обозначали не все храмы, а возведенные в честь Святого Петра. Вопреки распространенному стереотипу, птица венчала не обязательно протестантские церкви. Наоборот, сначала он появился на католических: в ХІ в. даже вышла специальная папская булла с повелением устанавливать на церковных башнях флюгера в виде петухов. Интересно, что во времена, когда в Венгрии петух стал знаком кальвинистской церкви, в Германии, наоборот, чтобы отличаться от лютеранских, этой птицей украшали свои храмы католики. Вообще география расселения этого представителя храмовой орнитофауны охватывает пространство от Западной Европы (Германия, Франция, Бельгия, Швейцария) через Центральную (Венгрия, Чехия) и вплоть до православных храмов в России (Псков, Торжок, Казань), от Швеции и Латвии до Иерусалима.

Заинтересовавшись темой, я нашел два таких церковных петуха в закарпатском Берегово, и по одному - в одиннадцати селах Береговщины, значительная часть венгерского населения которой принадлежит к кальвинистской Закарпатской реформаторской церкви. В центре Мукачево гордая птица венчает верхушку реформаторской церкви Святой Троицы.