UA / RU
Поддержать ZN.ua

Никита Кадан: послание Европе "про покращення"

Намерение перенести евроремонт в Европу лежало в основе всех наших работ "евроремонтного" цикла, начавшегося с инсталляции в Мюнхене три года назад. Это как будто возвращение подарка, который тебе на самом деле не дарили.

Автор: Ольга Клингенберг

Живописец, график, автор объектов и инсталляций Никита Кадан - заметный арт-персонаж в украинской творческой среде. С 2004 г. он является одним из участников "Р.Э.П.", а с 2008-го - еще и участником кураторского объединения "Худсовет". Ко всему этому Кадан - прошлогодний лауреат премии Пинчука Future Generation Art Prize. На нынешней Венецианской биеннале (эта мега-выставка продлится до осени) Кадан и сотоварищи из группы Р.Э.П. предложили альтернативный проект отечественному официальному павильону - на тему украинского "покращення", исходя из известной цитаты украинского президента.

Украинский десант на Венецианской биеннале прокатился волнами по частным и государственным представительствам (украинский павильон и палаццо на Гранд-канале с участниками премии Пинчук Арт Центра). И, как и полагается "волнам", завершился этот пробег на пляже, а там отечественным кураторским объединением "Худсовет" и была устроена выставка-сателлит биеннале - первый съезд "Союза хижин". Этот альтернативный проект был своеобразным зазеркальем и Венеции в целом, и официальному украинскому участию в биеннале.

"Союз хижин" развивал идею стихийной организации жизненного пространства. Так называемой анархической архитертуры. Демонстрируя свои работы в диапазоне от фоторепрезентаций коллекции Владимира Архипова (российского собирателя объектов бытового творчества) до фанерного угла (Ксения Гнилицкая - "Каждый имеет право на собственный угол"). В то же время, под сводами палаццо Контарини Полиньяк на Гранд-канале художники группы "Р.Э.П." задекорировали старинный потолок гипсокартоном любимых в народе кричащих тонов: "цветочками-лампочками", навесными потолками-потолочками в рамках своего долгоиграющего проекта "Евроремонт", вошедшего в экспозицию премии Пинчука.

"Покращення", как подзаголовок этой работы, отсылает к цитате украинского президента о том, что если Европа не хочет брать нас в Евросоюз, мы будем строить Европу в Украине.

Там же, в тихом венецианском дворике, занимая почти всю его площадь, воздвигнут монумент "Бабушка. Мавзолей обеспечения".

Это работа Никиты Кадана - одного из главных участников всех вышеуказанных проектов. Задняя стена мавзолея представляет собой витрину, за стеклом которой выстроенные стеной хлебцы-кирпичики предполагают процесс гниения и разложения. Работа посвящена утопии социального обеспечения - призрачной мечте советских пенсионеров. Эстетический "отсыл" к советской архитектуре 60–70-х воскрешает дух социалистической модернизации, такой же картонной, как и евроремонтные панели.

- Никита, твой объект в Венеции в рамках выставки The Future Generation Art Prize стоит особняком от основной экспозиции пинчуковских премиантов. Это привилегия бывшего лауреата? С одной стороны, объективные причины вынести в открытый двор внушительную конструкцию под названием "Мавзолей обеспечения". С другой - эта работа действительно не связана с общей выставкой. Чему она посвящена? Как соотносится с премией Пинчука, а главное - с нынешней биеннале?

- Причины связаны с пространственными возможностями двора. Для залов эта работа была слишком велика. С премией и биеннале работа соотносится лишь тем образом, что именно там я получил возможность реализовать в материале еще одну идею из записной книжки. Формы советской архитектуры 60–80-х, бетон, наполненная плесневеющим хлебом витрина в венецианском дворике - объект взаимодействовал со средой, она не была нейтральной.

- В какие противоречия вступает критическое искусство в рамках диснейлендовской биеннале? Так, во время вечеринки в "Пинчуке" под инсталляцией Р.Э.П. - праздничным потолком "а-ля борщаговская сауна" - "выросли" букетики роз на беленьких ресторанных столиках. А в названии работы подпись под цитатой из речи украинского президента была аккуратно обрезана…

- Мы обнаружили "потерю" подписи под цитатой Януковича до открытия выставки. Перед пресс-туром. И вписали ее обратно. Куратор выставки убеждал нас, что произошла ошибка. Что подпись выпала случайно, и он пообещал немедленно все исправить. Если не принимать на веру эту снайперски точную ошибку дизайнера или еще кого-то из исполнителей, можно сделать вывод: с одной стороны, институция хочет показывать критическое современное искусство и боится публично предстать источником запретов и ограничений, с другой - у кого-то из функционеров могут сдать нервы. Может возобладать страх - "как бы чего не вышло".

В работе Р.Э.П.а постсоветская украинская "евроинтеграция" отождествлялась с евроремонтом. Речь шла о равно поверхностном и искусственном характере обоих явлений. Также темой работы было декларируемое украинскими властями "покращення" как пестрая, наскоро собранная декорация, прикрывающая упадок и разграбление.

В этой работе мы "покращили" венецианское палаццо XV cтолетия, сделав там евроремонт. Вообще, намерение перенести евроремонт в Европу лежало в основе всех наших работ "евроремонтного" цикла, начавшегося с инсталляции в Мюнхене три года назад. Это как будто возвращение подарка, который тебе на самом деле не дарили. Искаженный образ "европейскости", опознающийся лучше всего именно в настоящей Европе. Украинские зрители часто воспринимают эти работы с трудом - они не видят грани между пространствами метафоры и повседневности, не видят, где работа заканчивается, и где начинается жизнь. Евроремонт для них тотален.

Венецианская биеннале - огромна и раздроблена. Это место, где много самого разного искусства, которое почти нигде больше не показывается вместе. Критическое искусство также там есть. Оно даже ведет экспансию, захватывая больше и больше места.

Но сам способ показа искусства связан здесь с туристическими развлечениями и саморепрезентацией элит. Второе особенно заметно в дни открытия биеннале. Мы заняли выставочные залы, но на вечеринках, в честь открытия собственных выставок, до сих пор чувствуем себя чужими.

- Твои впечатления от официального Украинского павильона на биеннале?

- Хорошие работы Жанны и Коли - и халтурная организация. Сама модель национальной выставки на биеннале крайне консервативна. В национальных павильонах демонстрируется скорее не состояние искусства в стране, а состояние ее культурной политики. Разбитые при перевозке скульптуры и гопак на открытии говорили о культурной политике Украины более чем откровенно.

- Можно сказать, что однодневная выставка "Союз хижин", организованная отечественным кураторским объединением "Худрада" на пляже (невдалеке от шезлонгов "Смерти в Венеции"), была импульсивным панковским жестом по отношению к вернисажной суете? Какие перспективы у этого проекта?

- "Союз хижин" связан с нашим опытом бездомности в Венеции. В 2007-м во время путешествия в Венецию мы ночевали в пустом доме, в который залезли с улицы. В 2011-м - на пляже Лидо, где обнаружили деревянные конструкции анонимных пляжников. Эти конструкции меняются каждый год до неузнаваемости - их чинят, используя найденное дерево, после того как за зиму море частично их разрушает. Это "архитектура без архитектора", развивающаяся сообразно новым возникающим потребностям. Именно там, в одной из этих конструкций, мы сделали первую выставку из цикла об "анархитектуре", о нищем, свободном и творческом обустройстве людьми своего жизненного пространства. Дальнейшие выставки "Союза хижин" должны открываться в подобных сооружениях - в разных городах и странах. Посмотрим, как пойдет.