UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Ні, я "Жива"! Судьба женщины на фоне УПА

На осень 2016-го запланирована премьера долгожданного украинского фильма от режиссера Тараса Химича - "Живая". На днях этот проект был представлен на Каннском международном кинофестивале в Украинском павильоне.

Автор: Екатерина Константинова

На осень 2016-го запланирована премьера долгожданного украинского фильма от режиссера Тараса Химича - "Живая". На днях этот проект был представлен на Каннском международном кинофестивале в Украинском павильоне.

Огласка о "Живой" необычайная - и на Западе Украины, и в центре. Появилось немало телерепортажей со съемок.

Действительно, в основе фильма - уникальная фигура и драматическая судьба. Героиня картины - женщина из Ивано-Франковщины Анна Попович: ее лишения, ее борьба, ее любовь. Главную роль в фильме исполняет актриса Ивано-Франковского театра им. И.Франко Ольга Комановская. Главная мужская роль (сотника УПА, которого предатели передали в руки чекистов) - у Ростислава Держипильского, актера и режиссера, художественного руководителя Ивано-Франковского театра им. И.Франко.

Съемки проходили в Прикарпатье, непосредственно в горах, т.е. в тех местах, где в середине ХХ в. и разворачивалась драматическая история жизни Анны Попович.

Для Тараса Химича эта лента - дебют в игровом кино. До сих пор в заделе режиссера были известные документальные проекты, такие как"Золотой сентябрь", "Серебряная земля". А также масштабный кинопроект (в который входят 34 интервью с очевидцами и участниками борьбы УПА) - "Хроника Украинской повстанческой армии 19421954".

- Об Анне Попович я узнал совершенно случайно, - рассказывает ZN.UA Тарас Химич. - В Ивано-Франковске проходила презентация нашего документального фильма "Серебряная земля". И тогда кто-то подошел ко мне и сказал: "Вам надо поехать в село Залесье, где живет одна женщина, которая поразит своей историей…".

Позже мы узнали, что и женщина уже в довольно почтенном возрасте. И сначала даже не думали о художественном кино. Впрочем, поехали в Залесье Золочевского района.

Зашли в ее дом. Оказалось, она жила сама… Инвалид… Почти не двигалась. Нам пришлось в ее доме сделать настоящую студию, чтобы она почувствовала себя в тот момент важной и молодой.

Так вот, она села в кресло и начала рассказывать свою историю. А мы в процессе съемки задавали только некоторые вопросы. Спрашивали об освободительном движении, о личных моментах. Уже когда прощались, она сказала: "Ты еще раз ко мне приедешь, если хочешь услышать мою настоящую историю…".

Так она и рассказывала свою жизненную историю, которая легла в основу фильма. От нее получили разрешение на экранизацию этой истории. Собственно, она раскрывала такие подробности, о которых раньше никому и никогда не говорила публично. Хотя у пани Анны всегда была мечта: поделиться сокровенным… Позже она дала благословение на нашу картину. К сожалению, сама Анна Попович уже умерла. Она всего месяц не дожила до своих 90 лет.

Два года общения с пани Анной оказали большое влияние на режиссера. В его фильме - ее несчастливая любовь, ее судьба в тисках жестокой истории… Одним словом, настоящая личная драма на фоне истории Западной Украины. И у этой женщины, и у некоторых других, таких, как она, не было передышки, чтобы расслабиться и наслаждаться жизнью.

Основные локации съемок - горы Горганы. Фильм создавался непосредственно в тех местах, где и разворачивалась реальная история.

- Эти дикие каменистые горы, как тайга, граничат с Закарпатской областью, именно там проходит границу между Галичиной и Закарпатьем, - рассказывает режиссер. - Уже после первого отснятого материала мы приехали к Анне и показали ей фотографии с Горган. У нее на глазах были слезы…

Активная фаза наших съемок - лето 2015-го. Да, иногда было очень сложно. Как-то раз, например, у нас не совпали локации, сломалась машина. К тому же это настоящие горы, где водятся медведи. Накануне в тех местах медведица разорвала корову, потому что охотники убили ее медвежонка…

Однажды была невероятно сложная съемка (задействовано 40 человек, ехали несколькими машинами). И случайно заехали в обрыв между горами… Так что съемка не удалась, люди заблудились. Было сложно и психологически, и финансово. Но прошло время, и мы нашли дорогу.

Так вот я считаю, что во всем надо искать позитив. Например, даже задержки в съемочном процессе позволили лучше познакомиться с местными людьми. Ведь жизнь в городе и в глубине Карпат очень разная. Горожанину в той местности приходится ломать свое "я", проникая в жизнь людей, в их философию.

Создание такого проекта как "Живая" - довольно дорогое и финансово затратное дело. Как говорит режиссер, приходилось самим инвестировать в собственную же творческую работу. Затем подключились друзья, партнеры, позже - Львовская областная рада, выделившая средства на досъемки. Большая партнерская работа в продвижении "Живой" - со стороны Владимира Правосудова, Виталия Докаленко.

Но, конечно, без самого Тараса Химича ничего бы не сдвинулось с места. Сам Тарас учился в Америке, занимался живописью, скульптурой. Аудиторию своей будущей киноработы он видит где-то в пределах 16+. Говорит, что хочет отойти от стереотипов поэтического кино, а, наоборот, сделать динамичный фильм с таким же динамичным монтажом. По мнению Тараса, фильм должен стоять в стороне от пафоса и политики, ведь в центре - судьба человека, живого и непокоренного.

- Судьба этой женщины - уже готовый сценарий. Ни один сценарист на смог бы придумать такую жизнь, как у нее. Мы к Анне привозили актеров. И она, увидев нашу героиню, одобрила выбор. Перед этим говорили актрисе Ольге Комановской: "Пусть Анна сама тебя и выберет".

Помню, когда ехали в те места, где живет героиня, пришлось идти шесть километров полем пешком в злую вьюгу. Но эта женщина и сама жила во "вьюге". Человек и Бог… Она помолилась, и ей принесли поесть. Она увидела Олю, помолилась, Оля расплакалась, пошутила…

Люди Карпат очень положительные. Не любят чрезмерных драм, всегда шутят, чтобы все было легко, интересно.

Она и мне говорила: "Знаю, что вы документалисты, а художественное кино нельзя снимать как документальное, там должны быть любовь, преследование...".

Она это понимала, хотя, конечно, какого-то профильного образования не имела. Вообще, у нее было четкое понимание всего сущего. Этот человек будто заведомо знал, что будет дальше в Украине. К войне она нас будто готовила психологически. Не пугала, но старалась помочь.

Она молилась - и к ней приходили сны. Но рассказывала она свои видения лишь избранным людям.

Одним словом, у нее была особая культура - предупредить, не говорить ничего однозначного, чтобы человек сам со временем принял решение. Это была женщина большой внутренней культуры. Нам, молодым, с ней было чрезвычайно интересно.

К "Живой" уже сейчас приковано внимание многих кинофестивалей, в частности "Молодости". Трейлер фильма можно просмотреть в Интернете. Саундтрек к "Живой" написал Саша Положинский. В этом же саундтреке задействована американка Брия Блессинг, которая сейчас живет во Львове (она поет на украинском, хотя сама американка). По мнению авторов, "Живая" должна заинтересовать широкую массу зрителей. Как говорит Тарас Химич, люди пойдут в кино, потому что им будет интересно зацепить струны и украинской истории, и собственной души.