UA / RU
Поддержать ZN.ua

Необходимость смены парадигмы

О театре времен Зеленского и Трампа.

Автор: Олег Вергелис

Оглядываясь на уходящий год, в частности на его театральную территорию, не могу не отрапортовать радостно: театр живее всех иных искусств… и исходя из специфики самого искусства (поскольку в театре ценят как раз живое дыхание), и исходя из весьма активных процессов, которые разворачиваются на наших сценических гектарах.

В конце концов, как-то утрамбовались и унормировались разные участки на этих гектарах. Есть театр репертуарный, который некоторые норовят подвергнуть остракизму и прикрыть, но это совершеннейшая чушь и безумие, поскольку репертуарный театр для Украины - это давняя мечта наших корифеев, которые бродили по дорогам и мечтали о театре-Доме, о некоей системности проката спектаклей, а вовсе не о хаотичности и одноразовости.

Есть и огромная ниша так называемого независимого (негосударственного) театра, которая увлекает и высоких профессионалов, и активных любителей: проходят фестивали, образуются ассоциации, а самое главное - есть проекты, достойные внимания (как, например, проекты "Дикого театра" или Англоязычный театр-студия ProEnglish Theatre).

Немаловажный фактор - кассовые сборы. Как сообщают мои честные источники в Минкульте и в столичном департаменте культуры, в основном проблем со сборами в наших ведущих театрах - нет. В этом ряду правофланговые - Национальная опера, Национальный театр оперетты, Национальный театр имени Леси Украинки, Национальный театр имени Ивана Франко, Национальный Молодой театр, "Золотые Ворота"… Простите, кого не вспомнил (слишком длинным мог бы получиться синонимический ряд).

Если же говорить не о кассе, а об умонастроениях зрителя (почему опять возник театральный бум) то поневоле вспоминается ситуация 90-х, когда театр вступил в зону конкуренции с телевизионным политическим театром. Нечто похожее происходит и сегодня. Конкуренция заострена донельзя. Украинские выборы, новые приколы теперешнего украинского парламентаризма, высокие отношения Украины и Америки, Украины и России - это ведь тоже своеобразный театр, зачастую - театр абсурда, вербующий на свою сторону многих-многих зрителей. Вспоминая пьесу Эдварда Радзинского "Театр времен Нерона и Сенеки", образно обозначу эту тенденцию так: театр времен Зеленского и Трампа. Так вот, порядочно подустав от театра Зеленского и Трампа, зритель все-таки уходит в театр подлинный - тем более, есть из чего выбирать. Хороший репертуарный ассортимент есть не только в столице, но и в других украинских городах (Львов, Ивано-Франковск, Одесса, Чернигов), свидетельство чему - фестиваль-премия "ГРА", где украинская сценическая театральная карта представлена довольно ярко и объемно.

Из плюсов обозреваемого условного сценического периода нельзя не отметить и следующий. Вчерашние "молодые режиссеры" на наших глазах уже монументально выросли, стали активными, влиятельными и самостоятельными игроками, некоторые возглавили крупные театры в Киеве (Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра), некоторые - во Львове, в Одессе. Отрадно, что и большие национальные театры сегодня стали внимательнее высматривать режиссеров молодых, активных и перспективных, понимая, что репертуарная и художественная политика нуждается в обновлении крови и обновлении восторга. То есть нужна новая энергия.

Уходящий год был обозначен в Украине также эдаким оперным бумом. Серьезные форумы на предмет международного сотрудничества музыкальных театров проходили в Киеве (Национальный театр оперетты), в Одессе, в Харькове. Блистательный результат таких тенденций - "Лоэнгрин" во Львовской Национальной опере, объединивший мастеров из Украины и Австрии.

Из сомнительных театральных явлений уходящего театрального года - распри на основе несовершенства нашей контрактной системы. В частности то, что творилось во Львовском Национальном театре имени Марии Заньковецкой. Все понимаю о проблеме обновления кадров и стратегии, но должны оставаться и некоторые базовые ценностные ориентиры, когда, например, к людям старшего поколения, большим мастерам (таким как Федор Стригун и Таисия Литвиненко), необходимо почтение, уважение и понимание их места не только в прошлом, но и в будущем украинского театра. Как писал Достоевский, "без кирпичиков прошлого мы никогда не построим будущего".

Еще один заметный фактор уходящего театрального года - тотальный процесс национализации театров. Эти вожделенные денежные статусы получили театры в Днепре, Ивано-Франковске, Киеве (Молодой театр). И очень мне хочется, чтобы статус "Национальный" определялся не только надбавками к зарплатам, но и разумным современным формированием репертуарной политики, заметными международными проектами, качественной копродукцией, влиянием тех или иных театров на наш художественный процесс.

Так что пока на первом этапе "просто театр" интересно и результативно выигрывает у "театра времен Зеленского и Трампа". Последний театр - до обидного предсказуем и уже даже очень банален, а "просто театр" все-таки оставляет за собой право на сценическую тайну и непредсказуемость. То, что есть в наших лучших спектаклях последнего времени - "Плохие дороги", "Лимерівна", "Лоэнгрин", "Серые пчелы". И еще важно не забыть такой фактор: в системе координат наших центров влияния (на культурные процессы) важно отметить, что пальму первенства в таком влиянии возымел УКФ (Украинский культурный фонд), при помощи которого появлялись, а потом исчезали некоторые резонансные театральные проекты. То есть некоторые идут на поклон теперь вовсе не в Минкульт, а в УКФ. Как говорится, поменялась парадигма.

Если же грезить о будущем, в частности о 2020-м, то было бы неплохо, чтобы украинский театр не сбавлял, а лишь наращивал свои обороты - в плане поиска новых текстов, поиска новых актерских лиц, открытия новых режиссеров. В этом контексте партии и правительству важно внимательно просмотреть закон о контрактной системе, в частности ту его часть, которая касается объединения-разъединения должностей - директора и худрука: возможные поправки должны быть на пользу театральному хозяйству, чтобы художник - творил, а администратор - создавал для этого творчества необходимые условия. В этом же грядущем контексте, надеюсь, когда-нибудь у кого-нибудь дойдут руки и до закона о меценатстве, о котором раньше так много говорили, а потом поутихли, ассимилировавшись с реальностью. Немаловажный вектор на пути оживления национального театра - для Минкульта в частности - активизация гастрольной деятельности наших театров, а также попытки открыть двери в эти театры лучшим европейским специалистам, дабы избегать самоизоляции, самоконсервации. Я уж даже не мечтаю, что найдутся спонсоры или государственная воля, чтобы в один прекрасный день в Киеве заявили о гастролях лучших европейских театров - из Германии, Польши, Франции, Италии, Нидерландов. Это все мечты-мечты…

Ну и, пожалуй, главная мечта в связи с нашим театральным будущим - попытаться сохранить лучшее (то, что есть), не дав его уничтожить каким-либо необдуманным и горячечным реформаторским наскокам (пиара ради). Как говорил Гоголь, "театр - это трибуна"; да, конечно, но театр в наше время - это также отдушина, это также контраст политическому театру абсурда, тому самому театру Зеленского и Трампа, от которого никуда не денешься - он все равно тебя настигнет.