Эта певица родом из Казахстана, но уже 20 лет живет в Украине. В творчестве любит эксперименты. Выступала вместе с джазовым пианистом Владимиром Соляником с программой "Черно-белый джаз", участвовала в постановке монооперы "Алиса в стране чудес" Льюиса Кэрролла на музыку современного классического композитора Святослава Лунёва, исполняла музыкальные произведения композитора Людмилы Юриной Lady Lazarus на стихи Сильвии Плат, сотрудничает с композитором Викторией Полевой. В рамках ГогольFest вместе с вокальным ансамблем Alter Ratio участвовала в украино-американском перформансе A Celebration Service композитора Мередит Монк. Голос Назгуль звучит и в документальном фильме британского режиссера Фила Стронгмена "Kiev Unbroken/Киев несокрушимый". И это лишь небольшая часть проектов, в которых была задействована Назгуль Шукаева.
Впрочем, попасть на живое выступление певицы в Украине не так просто, ведь она дает лишь два концерта в год - летом и зимой. Ее выступления всегда непредсказуемые и выходят за рамки обычных представлений о пении. Она смело сочетает в одном концерте джазовые композиции, классический авангард и этническую мелизматику. Традиционно Назгуль Шукаева выступает в августе на сцене Bouquet Kyiv Stage - пространстве высокого искусства в Софии Киевской, и в декабре с рождественским концертом.
В нынешнем году концерт Angel Star состоится 26 декабря в Киевском академическом театре кукол. Он закроет сезон - серию концертов и выставок, организованных Домом "Мастер Класс". В программе - госпел и рождественские мировые хиты в новом звучании.
В интервью ZN.UA Назгуль рассказала о будущем концерте, и какой месседж он несет, о музыке, которую принято называть некоммерческой, и восприятии ее зрителями.
- Назгуль, каким будет в этом году ваш рождественский концерт Angel Star? Как вы формировали программу?
- Рождественский концерт - это всегда о праздничном настроении и любви. Ежегодно его программа предполагает рождественские песни, госпел, спиричуэлс. Я на самом деле жду чуда. Ведь Рождество - это и есть чудо. Даже если человек далек от религии, он все равно чувствует этот праздник. Потому что он о доброте, сочувствии, красоте.
Со мной на сцене будут выступать неизменный басист нашего проекта Валентин Корниенко и барабанщик Алик Фонтаев, они очень любят именно рождественский концерт. Приглашены музыканты Юрий Погорецкий и Тарас Яропуд - основатели камерного оркестра "Виртуозы Киева". Они сыграют произведение композитора Виктории Полевой "Гольфстрим" для скрипки и виолончели. Гитарист Дмитрий Радзецкий добавит "убойных" тем. Пианист Виталий Кузнецов сыграет джаз с классическим размахом. Но будут и эксперименты, без этого я не могу, поэтому гости услышат авангард и электронную музыку от Яны Шлябинской. Поддерживать своими голосами наш концерт будут Анаэль Санни и Ольга Кравченко.
Вполне вероятно, что показанное на сцене будет намного отличаться от того, что мы сейчас готовим. Это живой процесс, который сопровождается изменениями.
Я неоднократно ставила себе и пространству вопросы: каким будет этот концерт? Какой месседж он несет? И поняла, что основная идея - тишина, умиротворение. Речь идет не о буквальной тишине, конечно, ведь это же концерт. Просто мне хочется, чтобы это не была музыка ради музыки. Мне хочется иного. Глубокого, тихого, внутреннего контакта, когда души могут безмолвно общаться друг с другом.
Люди постоянно спешат, куда-то бегут. Люди напряжены. Мне кажется, что многие часто ищут для себя место покоя и тишины. И мне хочется поделиться внутренней тишиной, потому что тишины как таковой нет. Мне хочется также поделиться с публикой глубоким покоем, умиротворением, кайфом от жизни. Через музыку, через звук поделиться этим простым, но важным состоянием.
- Вы даете в Украине два концерта в год - летом и зимой. Почему так?
-Иногда, если это интересный проект - спектакль или перформанс, я могу дать больше двух выступлений в год. Но уже несколько лет подряд я даю лишь два концерта в год. Я себе пообещала пока что работать в таком ритме.
Раньше я бралась практически за все проекты, которые мне предлагали. Каждый месяц у меня был новый проект. И вдруг я начала замечать, что выгораю. Я довела свои выступления до автоматизма, усовершенствовала свои навыки, и заодно в моих выступлениях стала исчезать искренность, вместо этого появилась шаблонность. Это меня ужасно испугало. И я сказала себе: "Стоп, давай сейчас приостановимся, потому что это обесценивание себя и своей силы".
Наша жизнь состоит из выборов. И здесь чрезвычайно много значит доверие к себе, а значит и к жизни. Когда ты доверяешь жизни, именно она ведет тебя в правильном направлении. Если твоему внутреннему источнику нужно больше концертов, это все будет происходить иначе: ты не будешь терять свою силу, а, наоборот, вдохновляться. Я знаю таких людей, которые делают очень много проектов и набираются от них сил. Это бывает, когда человека ведет не эго, а могущественный источник внутри. Мне же пока что хватает двух концертов в год.
- Что происходит с вами, когда вы выходите на сцену? Можете рассказать о своих ощущениях?
- Очень волнуюсь, неимоверно. Меня всю трясет. Но это только до первых звуков. А дальше я позволяю пространству петь через себя. Я позиционирую себя как проводника, который совершает некий ритуал. Ты выходишь, открываешь рот, но поешь не ты, а что-то могущественное внутри тебя, твой источник. Я так это ощущаю.
Для меня выступление - это и погружение в глубину, и полет в высоте. Это и четкая концентрация на всех звуках, которые идут со всех сторон, это связь с каждым зрителем в зале. Вспоминаю случай, когда я выступала в финале на одном фестивале. Зал был огромный, и я чувствовала, что зрители в нем настроены ко мне доброжелательно. Кроме трех человек, которые сидели по правую сторону: они меня абсолютно не воспринимали, были настроены отрицательно. Я это заметила. Я начала петь, и где-то в середине концерта почувствовала, что все нейтрализовалось, что все пространство наполнилось любовью. Концерт завершается, и мы со зрителями приходим к балансу. Это не всегда бывает, но чаще всего случается именно так.
- Почему музыка у кое-кого вызывает такие сильные негативные эмоции, даже злость?
- Это нормальная реакция. Не вся музыка подходит человеку. Есть музыка, к которой человек просто не готов. Есть люди, которым нравится такая сложная музыка, они ею наслаждаются. А если человек слушает совершенно другую музыку и пришел на концерт, на котором звучит абсолютно непонятная ему музыка, то, естественно, с его стороны возникнет негатив. Не следует забывать, что мы живем на планете выбора и конфликтов.
- Назгуль, вы выступаете и в Киеве, и за рубежом. Можете отметить, насколько разная публика? Какие именно украинские слушатели?
-На самом деле для меня публика всюду одинаковая. Люди, когда начинают слушать музыку любого жанра - либо это авангард, либо экспериментальный джаз, либо этно, с первыми аккордами начинают с ней знакомиться. А я - знакомиться со слушателями. Я будто говорю: "Вот я есть, вот я через звук приветствую вас". В других странах сначала есть легкое недоверие, а потом постепенно люди приоткрываются. Под конец выступления я вижу открытые лица. Так происходит во всех странах.
Я очень люблю украинскую публику, обожаю ее. И мне кажется, что она отвечает взаимностью. Публика все чувствует, ее не обманешь. Она чувствует, что ты все делаешь искренне. Даже если человек не понял тебя и твоей музыки, он видит твою честность и признателен тебе за нее.
- Хочется вас спросить о музыке, которую принято называть некоммерческой, которая не собирает стадионы, но имеет крепкий круг почитателей. Сейчас можно наблюдать, как этот круг расширяется. Появляются новые агентства, которые проводят концерты в интересных и непривычных локациях, и таких концертов становится все больше. Как такая музыка выходит на более широкие аудитории? Что стало толчком к такому развитию, что изменилось? Сама музыка? Слушатели?
- Изменилось сознание. Произошел огромный сдвиг сознания, который заставляет нас двигаться. И, конечно же, надо поблагодарить такие агентства и культурные учреждения как Дом "Мастер Класс", как "Ухо" и прочие, которые популяризируют авангардную музыку, классическую музыку. Это - двигатели страны, которые помогают нам развивать музыкальное сознание. Без таких людей-столпов было бы сложно. Это действительно требует больших усилий, неистового энтузиазма и определенного финансирования. И благодаря таким подвижникам все больше людей узнают о такой музыке, влюбляются в новые для них музыкальные направления, открывают для себя новых музыкантов. Эти подвижники делают такую музыку модной. То есть это двойное движение: изменение сознания людей и энтузиасты, популяризирующие сложную, некоммерческую музыку, способствуют расширению ее аудитории.