На сайте Министерства культуры Украины официально указано 10 (десять) наших "национальных театров". Именно сейчас, накануне выборов, и начались активные маневры - со стороны местной власти в разных регионах, - чтобы таких театров со временем стало, скажем, 100.
В предыдущем номере ZN.UA вышел текст в форме "блога" - "Сезон будет голодным и злым" (№ 32, 1 сентября). И лишь один абзац касался возможных тенденций нового сезона, связанных с возможной "национализацией" театров. То есть ситуативного предоставления им статуса "национальный" в вихре популистских аттракционов со стороны местной власти.
Ничего печального и ничего веселого в таком факте нет.
Давненько живем по законам "театра абсурда" - не только мы, но и весь мир. Но публицистическая риторика по поводу возможной девальвации "национального" статуса затронула и читателей, и театралов: в соцсетях комментируют, в театрах - конструктивно обсуждают.
И это чудесно. Следовательно, тема - актуальна.
Действительно, в чем суть "национального" вопроса?
В том, что борьба за статус национального заведения ныне зачастую превращается исключительно в борьбу за финансовую составляющую. Поскольку статус национального и предусматривает стремительный коэффициент именно финансового роста того или иного театра (культурного заведения в целом). То есть "первым делом - самолеты..."
Жизнь сложна, не все довольны зарплатами, бюджетами. Поэтому понятна тенденция улучшить внутрицеховое театральное экономическое благосостояние. Ведь, к сожалению, во многих украинских театрах у приличных артистов зарплаты скромные, а финансовые обороты не всегда позволяют реализовать те или иные амбициозные сценические проекты.
Другой вопрос - а к чему здесь статус? Если есть соответствующий указ президента Украины, и есть соответствующее Положение о национальном заведении (учреждении) Украины с определенными изменениями, которые вносились в соответствии с требованием времени и ситуаций.
Итак, согласно Положению (Указу президента Украины от 16 июня 1995 года № 451/95, "статус национального предоставляется заведению (учреждению) Украины, достигшему наивысших показателей в своей деятельности по использованию интеллектуального потенциала нации, реализации идеи национального возрождения и развития Украины, внедрению государственного языка и является ведущим среди отраслевой группы заведений (учреждений) гуманитарной сферы".
"Статус национального заведения (учреждения) Украины может быть предоставлен только одному заведению (учреждению) в соответствующей группе".
"Основаниями для предоставления заведению (учреждению) Украины статуса национального являются: общегосударственное и международное признание результатов деятельности; разработка и практическая реализация им важнейших государственных программ в гуманитарной сфере; наличие в заведении признанных на общегосударственном или мировом уровне специалистов и их авторских школ или специалистов с высоким уровнем профессиональной квалификации и большим опытом практической работы..."
Цитировать документ можно и далее. Но остановлюсь на существенном.
Из перечня тех театров, которые уже являются национальными, и из когорты того десятка, который ими стремится стать в предвыборный период, далеко не каждый соответствует описанным выше дефинициям из Положения, т.е. соответствующего указа.
Особенно в направлении главном и идеологически показательном: а) международное признание, б) мировой уровень, в) реализация идей национального возрождения.
Все же здесь больше знаков вопроса, чем радостных восклицательных знаков.
Не примите как юмор, но, возможно, больше всего оснований для национального статуса, согласно действующему Положению, у театра "Киев Модерн Балет", поскольку театр Раду Поклитару имеет реальную международную репутацию и пропагандирует украинскую модерную хореографию в мире. Как может, так и пропагандирует.
Теперь вновь обращусь к сайту Министерства культуры Украины.
Там реестр Национальных театров - в таком порядке.
1. Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко.
2. Национальный академический театр имени Марии Заньковецкой.
3. Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки.
4. Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
5. Одесский Национальный академический театр оперы и балета.
6. Львовский Национальный академический театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой.
7. Харьковский Национальный академический театр оперы и балета имени Николая Лысенко.
8. Киевский Национальный академический театр оперетты.
9. Донецкий Национальный академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко.
10. Донецкий Национальный академический украинский музыкально-драматический театр.
Все коллективы - известные, приличные, культурные. Но, повторюсь, очень хорошо, если хотя бы половина из них реально пропагандирует и популяризирует украинскую культуру: а) за границей, б) в Украине, в) имеет не только пиар-амбиции, но и реальные результаты международного сотворчества и промоции украинского искусства как дома, так и во всем мире.
Что касается двух последних театров в этом реестре, опять-таки есть серьезный "национальный" вопрос. На сайте Минкульта два донецких театра проходят с отметкой "Находится на временно оккупированной территории". И это так. Но есть и другая сторона Луны. И она темная.
Могут ли оставаться "национальными" те донецкие театры, которые склонились на сторону коллаборационализма, национальной измены?
Очевидно, там, в трупах, остаются и достойные люди, но сегодня, в существующих условиях, - такой статус воспринимается как издевательство над национальным статусом и даже здравым смыслом.
Еще несколько лет назад была попытка дискуссии на эту тему со стороны театрального сообщества, но вопрос остается открытым.
Раздувание национальной статусности в некоторых региональных театрах раньше формировалось благодаря четко налаженным схемам. Влиятельная региональная власть имела близкие контакты с властью центральной. Если была потребность сделать кому-то подарок на именины или красивую мину при сомнительной игре - тогда популизм побеждал все показатели.
Особая и деликатная история с национальным статусом Донецкого украинского музыкально-драматического театре, которым долгие годы опекался Марк Матвеевич Бровун, светлая ему память. Он декларировал украиноцентризм в репертуарной политике, получил даже Шевченковскую премию за "Энеиду" Ивана Котляревского (режиссер Виктор Шулаков).
С одной стороны, это был политически правильный вектор - утвердить национальные приоритеты в восточном регионе. С другой - это были открытые двери для других, осознавших, что статус можно создать, если есть связи и большое желание (придумали процедуру финансирования национальных театров за счет местных бюджетов).
И именно сейчас, когда в основном речь идет о европейских приоритетах, напомню, если кто не знает, что, например, в Германии, на сегодняшний день почетное национальное звание имеют только 3 (три!) театра, а их там десятки.
И, считайте, за всю театральную историю Германии театров с высоким статусом было всего восемь.
То есть определенный статус (звание) в разумных европейских странах не только не раздается направо-налево, но еще и аннулируется (отбирается), если тот или иной театр перестает соответствовать определенным высоким критериям.
Из перечня "наших" - у многих забрали?
Хотя, как известно, в том же Положении о национальных есть и позиция о том, что "заведение может быть лишено статуса", если утрачиваются определенные направления и показатели его деятельности.
И, внимание, эти показатели - абсолютно не финансовые. И вообще, подгонять кассовые сборы под национальную статусность - это нечто невероятное, поскольку так очень скоро "победим" с бульварным или шароварным репертуаром и рапортами о заполненных залах.
Следовательно, вопросы, весьма деликатно мной затронутые, продолжая дискуссию, сходятся на таком явлении, как девальвация. Девальвация национального статуса, если и в дальнейшем будут создаваться аттракционы несказанной щедрости - от выборов к выборам, с 1 января до 8 марта (кому какой информповод понравится больше).
Вопрос девальвации высокого статуса - вопрос государственной мудрости, благоразумия и объективности.
Это также вопрос моратория на статусные игры и в наших сложных условиях, и в условиях европейского контекста, к которому стремимся.
Если есть большое желание сделать всех сразу счастливыми и богатыми, тогда сразу надо всех и осчастливить. И всех артистов - сделать "народными". И все жэковские драмкружки - "академическими". Поскольку часто дефиниции теряют всякий смысл. Но мы не должны терять разум и честность, хотя бы когда ставим "национальное" на популистский поток.
И, право, надо искать другие конструктивные механизмы для улучшения экономического положения отечественных театров. Но не за счет той или иной "статусности". Ибо уже почти смирились с тем, что все наши театры - "академические". И это все же немного улучшает их нынешнее экономическое положение.
Каков же альтернативный путь? Ответ на этот вопрос должны были знать в Кабмине, в Минфине, разрабатывая определенные финансовые "коэффициенты" для тех театров, которые действительно достойны государственной поддержки.
И, очевидно, такие "коэффициенты" следует привязывать не к статусности, а к реальности, в которой существует тот или иной театр. Впрочем, финансовая тема - исключительно на усмотрение специалистов.
Сегодня же, несмотря ни на что, в Украине налицо признаки театрального возрождения. Активизировались проектные направления и независимые театры; есть заметные художественные достижения и в некоторых государственных театрах; пускай медленно, постепенно, но поднимается тесто нового театрального поколения, которое часто вообще не оглядывается на те или иные статусы, почетные грамоты, а создает тот сценический мир, который хочет и который может.
Поскольку это уже новое поколение - не "совка", а иного времени, нынешнего, каким бы химерическим и драматическим оно бы ни было для всех нас.
И, простите, собственно, эта погоня за "статусностью" - так или иначе - и является проявлением "совка". С которым кто-то борется, кто-то соглашается, а кому-то он даже снится. Поскольку все мы люди.
Искренне сознаюсь: просто мечтаю, чтобы все украинские театры - причем одновременно - стали национальными не на бумаге, а по духу, сути, репертуарной составляющей, художественным свершениям и выдающимся зарплатам в каждом коллективе. Как писал известный поэт: "Дай же їм всім те, що хочуть… Але й про мене згадай".
Олег Вергелис
Олег СТЕФАН,
лауреат Национальной премии им. Т.Шевченко
- Национальным должен быть тот театр, который дает стопроцентно конкурентоспособный художественный продукт - в мировом контексте. И достойно презентует искусство своей страны как внутри, так и за ее пределами. Например, такими являются театры Аттилы Виднянского в Венгрии, Кшиштофа Варликовского в Польше. Возможно, таким мог бы быть театр Андрея Жолдака, если бы он остался в Украине. Получение или неполучение статуса "национальный" у нас обычно является предметом торга и в большей степени зависит от ловкости того или иного руководителя. В свое время Донецкий украинский театр благодаря Марку Бровуну (хороший был директор) получил такой статус. Со временем его дочь чего-то не поняла, - и вот теперь есть "письмо скорби" от национального коллектива в Донецке по поводу смерти бандита Захарченко. Есть и еще несколько умелых директоров, которые смогли...
В то же время у меня не вызывает сомнения, что официально первые сцены могут быть национальными - Киевская опера, Театр Франко. А вот дальше? И по каким критериям? Поскольку, если определять такими критериями памятники архитектуры, т.е. сцены, на которых продолжительное время выступали великие актеры, певцы и танцовщики, то это одно. А тогда почему, например, помещение Харьковского украинского театра до сих пор не национальное? Если учитывать реальный художественный уровень многих театров и качество спектаклей современных трупп, то здесь статус "национальный" носил бы исключительно временный характер, и некоторых национальных театров сейчас бы не было. Замечу, если бы зарплаты актеров в национальных театрах были выше не втрое, чем зарплаты простых смертных актеров, а, например, только на 30%, - то и этот вопрос был бы не таким жгучим в нашем театральном социуме.