UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мы жили бедно, потом нас обокрали

В то время как Вячеслав Анатольевич Кириленко и Василий Сергеевич Грицак ведут оживленную переписку, стоит ли активизировать "бой с тенью" (то есть политическую битву с популярными кинофантомами советского периода из "черных списков"), буквально в "черном теле" оказались воины света. Прекрасные и несгибаемые деятели родной культуры.

Автор: Олег Вергелис

Утверждение Агаты Кристи, что истоки всех на свете бедствий и злодейств -
а) любовь и б) деньги - никогда не будет уценено или оспорено. В наших предлагаемых обстоятельствах, в разных эпизодах "творческой" жизни: любви (на словах) - бери - не хочу, а денег… Тогда до утра можно цитировать веселых героев И.Ильфа и Е.Петрова.

Город болезненно обсуждает маленькие трагедии маленьких людей и больших предприятий в связи с кончиной "Хрещатика". В образе популярного банка. В течение нескольких дней сделавшего своих "патриотов" нищими.

В репортажах телеканалов плачут люди. Один, например, копил гривна к гривне, и накопил до 45 тысяч, чтобы вставить себе зубы. Теперь, получается, не только на зубы не хватит, а даже на еду. И зубы, вроде как, ему уже не нужны.

Как пишут умные экономисты, в этом банке насчитывается 304 тыс. вкладчиков, а общий объем вкладов - более 4 млрд гривен.

Среди акционеров "Хрещатика" важно числится и Киевская городская государственная администрация. Которой больше чем нам известно- о потоках денежных и веяниях финансово-политических (в связи с конкретным банком).

Так вот, суть затрагиваемой проблемы еще и в том, что среди почетных клиентов "Хрещатика" значатся (значились?) - практически все ведущие, очень популярные, причем, не самые богатые, столичные театры! Среди каковых: Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра, Детский музыкальный театр на Подоле, Киевский академический Молодой театр, Киевский театр оперетты.

Именно в "Хрещатике", теперь официально признанном "больным" (т.е. требующим лечения или убиения) зависли десятки тысяч театральных гривен. Копейка к копейке, собираемые театрами, - на постановки, ремонты. Даже на резинки для штанов, чтобы те не упали в кризисное время.

К счастью, тему театральных зарплат вроде закрывают другие, пока "здоровые", банки. А вот тема того, что нажито театрами непосильным, но честным трудом, - драматична. Во всех предлагаемых обстоятельствах. "Пропало все?"

Некоторые руководители, стараясь переиграть сложившуюся ситуацию, пытались "банковать". Пытались спасти средства театров. Ну а некоторые сразу махнули рукой. Мол, проходили и эту "пьесу": знаем, в каком офшоре все это впоследствии "зависнет"…

Честно говоря, махать рукой - пока - не стоит. Стоит уцепиться за лацкан пиджака того же акционера - Киевской городской государственной администрации.

Эта администрация в пылу реформаторских веяний может максимально урезать или изредка стимулировать финансирование театров.

Эта же администрация может регулярно сетовать: мол, городские театры уже такой тяжелый камень на шее как аналогичный на груди Л. Раневской в пьесе А.Чехова "Вишневый сад".

Теперь выходит, что путь честного заработка, путь максимальных кассовых сборов загоняет эти же театры (подопечные горадминистрации) - в тупик, в угол. Потому что "акционер" банка-хранителя ждет до последнего, пока подведомственные ему театры не превратятся в нищих. Пальцем не шевелит, чтобы спасти утопающих, свято веруя, что это дело рук - их самих, утопающих.

Тем временем, в Фонде гарантирования вкладов (оный сегодня контролирует ситуацию с "Хрещатиком"), ZN.UA попытались ответить на вопрос: стоит ли столичным театрам надеяться, что им вернут их же честные деньги?

Ответ философский: "Виплати будуть здійснюватись в порядку черговості, визначеному законодавством".

Судя по всему, это касается и физических лиц, и "творческих", и всех остальных.

Впрочем, искусство театра - искусство надежды. Особенно в момент, когда нищим не останется ничего иного, кроме реприз для капустника. "Идите на "Х"… то есть на "Хрещатик" - с недавних пор звучит полифонично. А развитие сюжета пьесы "Бешеные деньги" - в последующих номерах ZN.UA.

* * *

В то время как Вячеслав Анатольевич Кириленко и Василий Сергеевич Грицак ведут оживленную переписку, стоит ли активизировать "бой с тенью" (то есть политическую битву с популярными кинофантомами советского периода из "черных списков"), буквально в "черном теле" оказались воины света. Прекрасные и несгибаемые деятели родной культуры.

То, что многим из них жить стало грустнее и беднее, я как-то вмиг понял после изучения одного незакрытого документа. Оный заключает предложения на проведение культурно-художественных мероприятий во II квартале 2016-го года. А предложения рассматривает Экспертный совет при Министерстве и рекомендует лучшее.

Имею честь быть одним из самых бескорыстных экспертов в составе Совета. Поэтому с нечеловеческой мукой в душе рефлексирую который день: а где же им взять столько денег? Как светлым головам Минкульта выкрутиться в ситуации колоссального спроса и скромнейшего предложения…

Ситуация действительно тягостная. Допустим, Министерство имеет на важные мероприятия - одну тысячу гривен (условно). А заявок и предложений на проведение культурных акций - на 100 тыс. грн (условно).

То есть желания и потребности в разы превосходят возможности ограниченного бюджета.

Боже-Боже, думается, а ведь действительно многие люди и органы (культуры) готовы уже на любые проекты - лишь бы им хоть что-нибудь дали. Поэтому одни просят - хотя бы копейки на то или иное мероприятие, у иных фантазия разыгрывается до миллионов, когда заявка на фестиваль. "Дай миллион!" (из известного романа) - объяснимый смысл жизни в культуре.

Этот смысл объясним - и контекстом грянувшего тарифного террора, который морит безденежьем украинских художников; и спадом меценатских милостей; и непониманием, как нам реорганизовать "рабкрин" под европейские культстандарты.

Поэтому люди украинской культуры просят (иногда требуют) денег. На разное. На важное. На принципиальное и стратегическое. На сиюминутное и перспективное.

Среди проектов, жаждущих бюджетов: "Лагідна та сувора українізація", "Балет-фест-2016", "Червона Рута", "Зірки, що зійдуть завтра", "Чорнобиль - наша біль і пам'ять", "За Україну, за її волю", "Гуцульська родина-2016", "Веселкова Терпсихора", "Писанка", "Дні фортеці", "Час театру", "Різьбяр по дереву та бересті", "Калиновий спів", "Шевченко єднає народи", "Акварелі з Тарасової оселі", "Дні Пінзеля в Бучачі", "Пристань віків: варто побачити, де живе пам'ять", "Фестиваль топ-топ", "Зірки Азову", "Музика української землі". И так далее. И более.

Условно говоря, государственный сектор культуры - на мели. И заявки на подобные проекты из месяца в месяц будут только прогрессировать. А что же делать, если люди хотят творить и кушать?

Скажем, из сфер, близких к культуре, сегодня более-менее калорийны - кинобизнес, телебизнес, шоу-бизнес, узкий сегмент арт-рынка. Как известно, один съемочный день одной бездари (в сериале) - месячный бюджет талантливого культурного деятеля (в регионе). Но такова жизнь и таковы ее жестокие законы.

Если, допустим, лоббирование киноотрасли сегодня осуществляется на высочайшем уровне (с выгодой для самой отрасли и отдельных олигархов), то лоббирование закона о меценатстве - не осуществляется ни на каком.

Бюджет на культуру (из открытых источников) в 2016-м предполагает 2,6 млрд грн; на кинематограф - 273 млн, на Институт национальной памяти - 11 млн. Помимо прочего, Государственное управление делами должно получить средства на реставрацию Мариинского дворца - 95 млн, а на культурно-художественный и музейный комплекс "Мистецький Арсенал" -25 миллионов.

Снова хватит не всем. И снова бег по кругу с тою же мольбой: "Дай миллион!" Этот бег регулярно освежает в памяти старую реплику "строгого гражданина" из романа И.Ильфа и Е.Петрова: "Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!".