Киевский зритель впервые может увидеть полотна Ренуара и Моне.
В Национальном художественном музее Украины стартовал громкий проект «Нормандия в живописи». Экспонируются работы Клода Моне, Огюста Ренуара, Теодора Жерико, Камиля Коро, Гюстава Курбе и других известных мастеров.
Представлено 57 картин французских художников XIX - начала XX веков из коллекции под общим названием «Нормандия в живописи». В нее вошли около 120 работ, датируемых от 1750 до 1950 года.
Показ разделили на три этапа: сначала экспонаты выставили во Львове, теперь - в Киеве, дальше на очереди Днепропетровск. Львовская выставка побила все рекорды - ее посетило около 50 тыс. зрителей.
Экспонируется лишь одна картина Моне («Этрета»), и одна - Ренуара («Закат солнца. Вид Гернси»). Не густо. Но такова концепция проекта - ненавязчивость, сдержанность и своеобразный стиль «минимал».
Как сказал директор коллекции «Нормандия в живописи» Ален Тапье, эту выставку можно считать маленьким живым музеем в сжатом виде, где представлены полотна, похожие на непосредственные и дикие эскизы к большим работам. «Обычно такие картины не выставляются в музеях, чаще их можно увидеть в собраниях коллекционеров. Сегодня эти творения стоят где-то в 20 раз больше, чем тогда, когда мы их покупали», - добавил Тапье.
Кстати, нормандцы отнеслись скрупулезно к организации киевской выставки (например, потребовали обязательный климат-контроль во всех трех залах экспозиции).
В XIX ст. люди искусства тянулись в Нормандию - «край взморья, коров и яблоневых садов», сбегая от распространения технореволюции в больших городах. Поэтому каждая представленная картина так или иначе связана с Нормандией. Именно здесь художники глубже всего работали с пейзажем - говорят, за полтора столетия нормандские виды почти не изменились.
Преобладают спокойные марины и зарисовки сельской местности. Изредка видим жанровые сценки и натюрморты (типичный натюрморт «в стиле голландцев» - «Устрицы и бокал» Теодюля Рибо).
Интересно, что с каждым новым полотном раскрывается… тайная красота обыденности. Оживают мелкие фрагменты окружающей среды, от которых обычно равнодушно отводим взгляд. Мало того, мельчайшие детали некоторых полотен подобраны весьма тщательно - они как будто прошли кастинг на отображение.
Кругом мелькает простой серый цвет; на многих картинах видим серое небо. Выходит, и пресловутая «серая действительность» тоже может быть объектом высокого искусства.
По словам организаторов, ощущается влияние английской живописной традиции и философии Шарля Бодлера, который говорил, что нужно обращать внимание на все - как на лицеприятное, так и на отталкивающее.
Ну, с этим можно поспорить, ведь в нормандской подборке выглядят эстетично даже картины Гюстава Курбе, который в свое время прославился жестким реализмом.
Импрессионизм - единственное живописное течение, о существовании которого знают «в массах», поэтому само это понятие может служить приманкой для зрителя. Существуют три территории импрессионизма - побережье Нормандии, Лазурное побережье и окрестности Парижа.
Организаторы выставки обещали показать весь мир импрессионизма, но, кажется, мы увидели его лишь сквозь замочную скважину. Ведь чаще присутствует пейзажный натурализм. А еще романтизм, постимпрессионизм и даже еле заметное смешение этих стилей. Но чаще сталкиваешься с художественной классикой, которую уже давно называют просто «голландцы». Например, произведение Эжена Ле Пуатевена «Вечернее солнце на побережье Ла-Манша».
К тому же неискушенный зритель привык воспринимать импрессионизм как пропитанную солнечным светом картинку с яркой цветовой гаммой и сочными мазками. «Нормандия в живописи» показывает другую грань этого явления: деликатная композиция и приглушенные тона, которые также оставляют ту самую импрессию, впечатление.
Скорее всего, Киев побьет рекорд Львова. Уже в первые дни выставки Национальный музей посетило море зрителей.
На открытии «Нормандии в живописи» многие в первую очередь искали творение Ренуара. Ренуаровский «Закат солнца. Вид Гернси») - маленькое, в чем-то даже небрежное, полотно. Создается впечатление, что мастер писал не масляными красками, а молоком с акварелью…Что ж, великие художники, сами того не осознавая, владеют искусством оптических иллюзий.
Второй «хедлайнер» экспозиции - Клод Моне. Его незамысловатый морской пейзаж «Этрета» доказывает, что все гениальное таки просто. Мягкость и свечение, прославившие импрессионистов, сочетаются с четкостью линий, которой прославился Энгр.
Еще на выставке можно увидеть известную в художественных кругах картину Карла Добиньи «Сбор водорослей в Виллервиле», она есть во многих живописных каталогах.
Ну и полотна ключевой фигуры французского реализма Густава Курбе. Кстати, он писал не только на побережье, а и непосредственно в море - прямо на борту лодки. Его «Марина. Буря на море» является самым эмоциональным полотном экспозиции.
«Нормандия в живописи» выступает против максимализма. И выглядит как противопоставление нынешней габаритной живописи со всем ее пафосом. Сейчас ведь многие художники пишут «не обезображенные смыслом» картины на всю стену (недавно это можно было увидеть в том же Национальном музее на выставке «Миф «Украинское барокко»). Огромные претенциозные полотна уже превращаются в некий арт-тренд. Большая работа как будто дает художнику право на реализацию - дескать, столько ж труда и средств вложено, а если не можете разглядеть «концепт», значит, просто чего-то не понимаете. Зрители научились делать вид, что все понимают. Поэтому и любителю современной живописи с ее масштабом, и простому посетителю, жаждущему красок и зрелищ, от «Нормандии» становится не по себе. «Как-то это… чопорно», - послышался чей-то тихий вздох на открытии. Другие восхищались тем, что это, оказывается, тоже импрессионизм. Профессионалы и любители радовались. А большинство просто довольны: культпоход состоялся, Ренуар и Моне увидены «вживую».
Полотна из разряда «Нормандии в живописи», конечно же, не станут новым арт-трендом, ведь этот этап давно пройден. Но многие цели проект исполнил: к примеру, намекнул на изъяны современной живописи и ее красочный путь в никуда.
Выставка продлится до 28 октября.