UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мавка, одержима

В Киевский детский музыкальный муниципальный театр на Подоле неожиданно вернулся важный для репертуара спектакль - "Лісова пісня" Леси Украинки, где актриса Раиса Недашковская играет всех персонажей пьесы. Подол, театр, полдень. В зале - школьники, учительницы, интеллигенты-разночинцы. Олесь Доний. И я.

Автор: Олег Вергелис

В Киевский детский музыкальный муниципальный театр на Подоле неожиданно вернулся важный для репертуара спектакль - "Лісова пісня" Леси Украинки, где актриса Раиса Недашковская играет всех персонажей пьесы. Подол, театр, полдень. В зале - школьники, учительницы, интеллигенты-разночинцы. Олесь Доний. И я.

Буквально за день до спектакля народная артистка еще в больнице под капельницей - врачи сбивают давление. Она даже не говорит, а шепчет в трубку из клиники (телефон дежурной медсестры), когда ночью звонит мне с душераздирающей проблемой: "Боже, ну как же нам спасти НСТД?" (Ответ ожидаем - не спасать, а создавать - и не из обломков, а на новом фундаменте).

Тем временем, все мои тревоги-сомнения - как же она собирается после больницы полтора часа одна на сцене играть всех персонажей Леси? - улетучиваются. Притихший зал, слаженный театральный оркестр (дирижер А.Боклан, музыка М.Скорульского). И она - одна - за всех. За Мавку, Лукаша, маму, Килину. За всю лесную языческую нечисть и святость. На сцене (справа) - ее трон. На ней - золотистый балахон. Пышный венок из калины и веток довершает эту "скульптурную композицию" Лесной Царицы, вселенской владычицы. Женщины-демиурга, которая одним своим голосом хочет воскресить всесь разноголосый Лесин мир. Без единой запинки, играя на скрипке своего мелодичного и отрешенного тембра, подавляя приступы коварного кашля, она идет по мистическому тексту-лесу Леси - как путник в ночи. Как заблудшая душа в джунглях вечности. Ей, как известно, давно не 40, но голос ее Мавки - чист, наивен, юн, иногда буквально срывается. Когда она играет "Того, що в скалі сидить", вдруг - рокот, тревожные низы в том же голосе. И, конечно, переливающийся- молнией, багрянцем, богатством, мнимостью, закатом, златом - балахон... "Дух вільний лісовий" - дух самой актрисы.

Актриса эта - автентичный персонаж какого-нибудь хорошего неснятого фильма Кустурицы или Параджаного. Она из их мира. Шумного, карнавального, подлинного и театрального. Она - наша артистка - плакальщица на всех похоронах, ханума на всех свадьбах, берегиня на всех берегах. Она вроде хочет обнять, подбодрить и утешить весть прокисший мир - только сделать это трудно, почти невозможно. Но ценна и важна - хотя бы попытка... Эту "Лісову пісню" театр не ставил в репертуар несколько лет. Позор!

Спектакль должен жить. И не только для школьников. Режиссер Николай Мерзликин еще в 2001-м (год премьеры) рискнул предложить театру интересный концепт. Его "ліс" и его "пісня" - это и есть Леся. Одна женская душа. То, что отражается в мелодии сопилки, в голосе актрисы.

По внешним форматам - это радиотеатр, моно-спектакль. По силе внутреннего резонанса - Лесин космос, уместившийся в одной одержимой артистичной натуре. Повторюсь, спектакль должен жить. Его нужно чаще играть, уводя в Лесин "Ліс" новую публику.