UA / RU
Поддержать ZN.ua

Львов-2019: все звезды в гости к нам

Ежегодный фестиваль Leopolis Jazz Fest в девятый раз прошел в западной столице Украины.

Автор: Ольга Кизлова

Форум продолжался пять дней, и только на основных сценах (дворик дворца Потоцких, площадь Рынок и парк им. Б.Хмельницкого) прошло 26 концертов.

Кроме основной, на Leopolis Jazz Fest была довольно яркой и факультативная программа ― показы в парке Б.Хмельницкого джазовых кинофильмов от Леонида Гольдштейна, ночные джемы в клубах, экскурсии по джазовым местам, встреча с идеологом фестиваля Алексеем Коганом, мастер-классы опытных джазовых пианистов Чика Кориа и Кенни Баррона…

В рамках проводимого фестиваля также отзвучали выступления (на трех площадках) Street Music, где определились победители конкурса для молодых украинских джазовых коллективов, ежегодно проводимого организаторами. Всего в Street music by Leopolis Jazz приняли участие 42 коллектива. Слушатели отправили 2782 смс. Таким образом, победила львовская группа SECRET FORÉST (3-е место у Golden Brass, 2-е ― у Envoys Group).

Основную программу Leopolis (главная сцена в парке им. Б.Хмельницкого) открыли дебютанты - группа из Франции Adrien Brandeis Quintet, победители конкурса LetterOne "RING STARS", который дает право участия в нескольких именитых европейских джазовых фестивалях. Молодой лидер-пианист ищет оригинальный стиль, вбрасывает собственные идеи и мотивы в стили исполнителей, ему интересных - Мишеля Камило, Билла Эванса, Чика Кориа, использует афро-карибские и латиноамериканские ритмы. Словом, "поиск себя" и большая работа у ребят еще впереди.

@Даниил Тюрин / Leopolis Jazz Fest

Затем выступил лауреат трех Grammy, прекрасная американская группа Snarky Puppy, кумир молодых джазменов. Это своеобразная лаборатория, где не все участники успевают стать известными, поскольку ее состав постоянно меняется, в нем бывало до 40 музыкантов, и творческий процесс находится в вечном поиске. Приняли гостей с огромным энтузиазмом. Длинные, смешивающие "все со всем" композиции волновали тысячи джазфанов в окружающих пикниковых зонах. Хорошо зная работы американцев, я была рада за нашу музыкальную молодежь, которой есть чему поучиться у западных ровесников.

Во второй вечер в парке им. Б.Хмельницкого первыми выступили интереснейшие французы (6 музыкантов и лидер, уже игравший у нас бас-гитарист, этнический камерунец Этьен Мбаппе). Этот хороший басист несколько лет назад уже запомнился игрой в перчатках. Сейчас он тоже играл в них, а еще в широкополой шляпе и темных очках.

Впервые мы узнали мистера Мбаппе на Альфа Джаз Фесте как участника группы Джона Маклафлина. Оказалось, что он, живя и работая во Франции, собрал отличных коллег в проекте Prophets для записи своего четвертого альбома и привез его в Украину. Огромная, неуемная энергетика, африканские мотивы, масса музыкальных прелестей от тенор-саксофониста Balthazar Naturel, трубача Аlex Herichon, скрипача Clement Janinet, пианиста и немного скрипача Christophe Cravero, крепкая ритм-группа, коллективная сыгранность, изобретательные сольные импровизации каждого музыканта всех очень впечатлили. Словом, музыка мистера Мбаппе оказалась очень яркой, свежей и "выпуклой". Тут были и индийские переливы, и боевой фьюжн духовых, и не слишком успешная шуточная игра в сольфеджио со слушателями, и хоровое пение зала простой и нежной попевки "musango na wa" из альбома How Near How Far 2016 года. Этот сет получился неповторимым, одним из лучших концертов фестиваля.

@Даниил Тюрин / Leopolis Jazz Fest

Долгожданным, по словам Алексея Когана, сюрпризом вечера стала канадская певица-пианистка Дайана Кролл, которая в нашу страну приехала впервые. Цитирую: "Лучшая певица среди пианисток и лучшая пианистка среди певиц" - двусмысленный, но справедливый комплимент… По райдеру после французов скромную полукабинетную Yamaha сменили на огромный сверкающий концертный Steinway & Sons. Зная биографию артистки, учившейся игре на фортепиано с четырех лет, я предположила концерт Гершвина или хотя бы джазовый этюд Манфреда Шмитца (шутка). Но ожидания не оправдались: пианистка вставляет короткие, добросовестно выученные псевдо-импровизации, голосом не импровизирует.

Дайане очень помогали партнеры - особенно выдающийся тенор-саксофонист Джо Ловано и опытный гитарист Марк Рибо. Если бы не интеллигентная, суперпрофессиональная и чуткая поддержка коллег, джаза почти не было бы: "короля делает свита". Канадская "снежная королева" всегда пела и продолжает петь сегодня достаточно прохладно, к середине концерта было ощущение однообразной длинной композиции. Неожиданно певицу подстегнул промчавшийся над Львовом очень сильный короткий ливень, громко барабанивший по пластиковой крыше павильона. Артистка прибавила энергии, спела о дожде, зрители оживились и даже стали прихлопывать и подпевать. Дайана Кролл была очень известна, она - лауреат пяти Grammy, но время идет, и сегодня ее записи на YouTube мало популярны. Возможно, если не следовать условностям, "кто у кого на разогреве" и капризам полупотухших звезд, сеты следовало поменять местами. Певица выступила во Львове в рамках длинного европейского тура и помчалась прямо с Leopolis Jazz Fest на самолет, чтобы до 27 июля дать 18 концертов в столицах и на курортах Западной Европы. Потому так тщательно подготовленно-выученно и экономно-рассчетливо все исполнялось. Правда, сдержать темперамент и мастерство своих коллег ― Ловано и Рибо ― было трудно…

Далее на площади Рынок был совместный проект ТНМК (рэп с очень плохой дикцией) и двух участников Схід-Sidе'а - тенора-саксофониста Димы "Бобина" Александрова и клавишника Алексея Саранчина. А еще киевский биг-бенд трубача Денниса Аду. На самом деле каждый из этих музыкантов идет уже собственным путем. Во Львове они в общем котле сварили-сыграли, спели-постарались полуторачасовую программу.

В следующий фестивальный день играл квинтет Кенни Баррона. Этот потрясающий 76-летний пианист девять раз номинировался на Grammy, но так и не стал лауреатом (странно и незаслуженно). Зато во Львове получил премию им. Эдди Рознера - статуэтку и денежный приз - справедливую, достойную награду. Скромный и приветливый Баррон более 25 лет преподавал джазовую гармонию в Ратгерском университете штата Нью-Джерси, а сейчас работает в прославленной нью-йоркской Джульярдской школе.

@Даниил Тюрин / Leopolis Jazz Fest

Музыкант выпустил более 40 пластинок, огромное влияние на него оказало пятилетнее сотрудничество с великим трубачом Диззи Гиллеспи. С Кенни играли ярчайшие звезды 60‒80-х годов: Фредди Хаббард, Юсеф Латиф, Стен Гетц. Он шестикратный лауреат премии "Лучший пианист", присуждаемой Ассоциацией джазовых журналистов.

Этот концерт увлек, захватил, не давал отключиться ни на миг. Исполнение было внешне сдержанное, но с большим внутренним напором. Показали разностилевые композиции авторства Гиллеспи, Абдуллы Ибрахима, Телониуса Монка. Вместе с лидером, спокойным, как удав, но внутренне наполненным, замечательно импровизировали Маркус Стриклэнд (тенор-сакс), Райли Мулекар (труба), Киоши Китагава (контрабас) и Джонатан Блейк (барабаны). Играли горячо, до пота, к концу энергетика и градус накала зашкаливал. Каждый музыкант квинтета - настоящий монстр, яркая индивидуальность.

@Даниил Тюрин / Leopolis Jazz Fest

Во втором сете ожидаемо порадовал большой проект с участием знаменитого вокалиста-импровизатора Бобби Мак-Феррина. На сцене также находились участники прославленного украинского мужского джазового секстета ManSound, Джамала, девичья группа UP и другие молодые отечественные популярные и джазовые вокалисты.

Звезда импровизации привез "помощников" - четырех профессиональных коллег: двух опытных мужчин-битбоксеров и двух солидных леди-имитаторов. Сначала они развлекали публику камерным составом. Но через несколько композиций на сцену вышел огромный хор Львовской Национальной музыкальной академии им. Миколы Лысенко.

@Даниил Тюрин / Leopolis Jazz Fest

Мак-Феррин - отличный организатор музыкального действия, недаром он в прошлом несколько раз успешно дирижировал большими симфоническими коллективами. Подключив зал, гости пропели несколько композиций. В концерте звучал только вокал, а битбокс - "пятый элемент хип-хопа" - был настолько естественен, что глаза сами искали на сцене отсутствовавшую ударную установку. Яркое впечатление произвел грандиозный многоголосный украинско-африканский хоровой канон, подтвердивший, что без солидного академического образования нынче далеко не уедешь даже в хип-хопе. Совместный "урок сольфеджио" сцены и публики включал и хоровую сольмизацию, и широкие мелодические скачки, и подвижное многоголосие, и цепное дыхание... А на прощание всем миром запели, конечно же, "Щедрика" в обработке Леонтовича. Это было трогательно.

Следующим утром на сцене во дворике дворца Потоцких неожиданно здорово играл акустический секстет из Днепра: гобой (Василь Старшинов), фагот (Алексей Старшинов), кларнет (Сергей Билоконь), скрипка (Ирина Ли), виолончель (Алексей Бадин) и электроника с барабанами (Максим Андрух). Не ожидала - умная электроника, умеренный авангард, IDM, техно, дабстеп, плюс немного танцевальности и академизма. Wow! Замечательный результат.

Потом - харьковско-киевское трио LosSamos - тоже молодцы, но гораздо проще, "танцевальнее", и играют не только свое, но и каверы.

@Даниил Тюрин / Leopolis Jazz Fest

Последний вечер фестиваля начался в парке с совершенно волшебного блюзмена из Луизианы мистера Жона Клири (Jon Cleary). Музыкант выступал в огромной соломенной шляпе и очках Кота Базилио. Возникло восхищение этим живым, непосредственным, веселым, умным, свободным музыкантом, владеющим всеми приемами традиционного фортепиано. Трио (плюс бас и барабаны) показало простые мелодии, незатейливые гармонии и ритмы, которые приковали и увлекли! А общительность, темперамент, коммуникативность артистов, лихо поющих "как могут", вовсе не отталкивала, вызвала притяжение добрых чувств.

Вторым сетом стоял "испанский" проект великого Чика Кориа. Но пришлось после Клири ехать на вокзал с группой коллег. По дороге разговаривать не хотелось, в голове роились воспоминания, звучали зажигательные мелодии и ритмы Кориа (утешало то, что слышала этого пианиста уже трижды).