UA / RU
Поддержать ZN.ua

Летняя академия: музыкальная грамотность

Самое главное отличие Международной "Летней музыкальной академии" в Киеве от других мастер-классов - это возможность сыграть с оркестром. Это привлекает множество исполнителей.

Автор: Лидия Новохатько

В Киевском институте музыки им. Р.Глиэра традиционно прошла Международная "Летняя музыкальная академия". В этом году в Академии участвовали 53 исполнителя из Австралии, Канады, Норвегии, Польши, России, США, Турции и Украины. Мастер-классы вели профессора, известные исполнители: Яков Касман, Марк Лакирович, Владимир Пантелеев (все трое - из США), Вадим Руденко (Россия), Олег Похановский (Канада), Юрий Кот (Украина).

Участники Академии посещают шесть мастер-классов (фортепиано, скрипка, виолончель), каждый из которых длится по 45 минут.

Марк Лакирович (профессор по классу скрипки Longy School of Music в Бостоне и в Chicago College of Performing Arts Roosevelt University; проводит мастер-классы в Австрии, Канаде, Мексике, Германии, России и США):

"Я всегда советую своим ученикам посещать мастер-классы. Ведь на таких уроках самое главное - получение информации. Это всегда новые знания. Конечно, есть вероятность, что ученик не сразу воспримет всю информацию, но даже в этом случае она обязательно пригодится ему в будущем".

Участники, в зависимости от подготовленной программы, берут мастер-классы по сольному исполнительству или игре с оркестром в сопровождении Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины (дирижер - заслуженный деятель искусств Украины Наталия Пономарчук).

Яков Касман (профессор по классу фортепиано Алабамского университета в Бирмингеме; проводит мастер-классы в Корее, России, США и Японии):

"Академия" во многом уникальна. Ведь все музыканты после мастер-классов участвуют в концертах, что дает возможность сразу услышать результат обучения. Но самое главное отличие Международной "Летней музыкальной академии" в Киеве от других мастер-классов - это возможность сыграть с оркестром. Это привлекает множество исполнителей".

Марк Лакирович: "Важно, что участники могут сыграть не со студенческим оркестром, а с профессиональным коллективом".

Олег Похановский (профессор по классу скрипки университета Манитоба в Канаде, проводит мастер-классы в Германии, Израиле, Италии, Канаде, Сербии и США):

"Игра с оркестром - это первый шаг в большое искусство, в профессиональную жизнь. От урока к уроку результат не всегда заметен, но на концерте действительно понимаешь, насколько ученики выросли как скрипачи и музыканты. У меня почти все ученики сыграли с оркестром впервые. Это их дебют, серьезное психологическое и физическое испытание. Уверен, они навсегда запомнят этот опыт, ведь это их первое выступление с оркестром".

Все мастер-классы Академии открыты: студенты, исполнители, педагоги могут свободно посещать уроки. Многие участники стремятся посмотреть на работу как исполнителей, так и профессоров. Таким образом, они более четко видят цели и задачи, стоящие перед обоими участниками образовательного процесса.

Яков Касман: "С одной стороны, нам хочется помочь ученикам настолько, насколько это возможно: исправить какие-то ошибки, не замеченные прежде, сказать что-то такое, что знаем только мы (ведь мы - тоже исполнители и играли все эти произведения). С другой стороны, интересно посмотреть, что можно сделать за шесть уроков, как это звучало на первом уроке и как прозвучит на концерте. Задача участника Академии - открыть свою душу и разум для восприятия. Если исполнитель уже выучил произведение и считает, что все идеально, и менять ничего не стоит, приходить к нам нет смысла. Участник, безусловно, должен быть восприимчив ко всему, что услышит, но и уметь отстоять свое мнение - также необходимо. Ведь преподаватель тоже может ошибаться. Когда у человека есть свое мнение, и он может его аргументировать, меня, например, можно переубедить. Процесс обучения очень интересен, когда обе стороны готовы идти навстречу друг другу".

Среди участников Международной "Летней музыкальной академии" - две дочери профессора Якова Касмана. Александра Касман исполнила первый концерт Прокофьева (прошла мастер-классы у Юрия Кота), а Дина Касман (мастер-классы Вадима Руденко) - первую часть третьего концерта Бетховена.

Яков Касман: "Они привыкли к моей точке зрения, и мне бы хотелось, чтобы они услышали и другую. Я полностью доверяю профессорам, у которых они учились на Академии. Педагогический состав Академии очень сильный. Признаюсь, что я готов даже к тому, что их взгляд на музыку может кардинальным образом изменить трактовку произведения. Меня это не пугает".

Участникам Академии, кроме основных мастер-классов, было предложено дополнительно пройти мастер-классы камерного ансамбля, а также практический курс старинного и современного танца.

Олег Похановский: "В камерном ансамбле исполнители вместе делают музыку. Когда ты играешь соло, тебя обязательно "подхватит" пианист, а камерный ансамбль - это совершенно другое мышление: здесь нужно чувствовать, где больше послушать других, а где проявить инициативу. Это иное психологическое состояние, которое отличается от игры соло".

Яков Касман: "Камерный ансамбль - это очень полезное дело. Иногда исполнителям сложно найти скрипача или пианиста. Конечно, за такой короткий промежуток времени, возможно, и не будет сыгранности, но важно именно поиграть вместе. Музыканты быстро находят общий язык, потому что музыка сама говорит, что делать. Главное - играть увлеченно".