Уже давно не новость, что последовательно стирается и уничтожается историческое лицо столицы. Неуклюжие дома-гиганты искажают уникальную ауру «матери городов русских»… Но «захватчики» даже не собираются останавливаться. И вот на очереди еще одна легендарная арт-жемчужина столицы на Андреевском спуске, которая может уйти «с молотка»…
Шумит, гудит Андреевский спуск - наш киевский Монмартр. Он давно стал центром притяжения для каждого киевлянина и иностранных гостей Киева. Каждый увезет во Францию, Канаду или Японию вышитую сорочку, народный сувенир. Изобретательность художников неисчерпаема. Дом-музей М.Булгакова, театр «Колесо», галереи, которые за 20 лет независимости стали лицом художественной Украины, - все вдохновляет, дарит духовный подъем, возбуждает фантазию и формирует художественный образ Киева.
Все, кто сегодня воспринимает Андреевский спуск как нечто постоянное, традиционное, даже не представляет, каких усилий стоило творческой интеллигенции 1980-1990 годов, чтобы улица из банального спуска превратилась в художественную жемчужину Киева.
Длительные разговоры с советскими чиновниками, ходатайство академиков М.Дерегуса, С.Григорьева, Т.Яблонской, В.Бородая наконец растопили лед в официальных приемных Киевсовета.
В 1982 году специальным приказом в доме №36а на Андреевском спуске основали своеобразную художественную коммуну по образцу пражского «улья» или «бато де лавуар». По распоряжению Киевсовета были отселены жители из коммуналок и дом передан в аренду Союзу художников Украины. С этого здания, собственно, начинается новая художественная история Андреевского спуска… На балкон второго этажа выходил классик М.Дерегус, вдохновляясь красотой куполов Андреевской церкви. Художники сохранили помещение как музей народного художника М.Дерегуса.
Дом №36а активно функционирует как художественный центр: в «Галерее 36» А.Миловзорова проходят выставки как отечественных, так и зарубежных художников, проводятся международные симпозиумы при поддержке посольств европейских стран. В других мастерских стали работать выдающиеся искусствоведы, живописцы, монументалисты, графики.
Без преувеличения можно сказать, что аура дома №36а выращивает таланты - от детских студий до художественного прорыва мирового уровня: в 2011 году Анатолия Криволапа признали в Нью-Йорке величайшим колористом Украины и достойно оценили на аукционе Phillips ole Pury наряду со звездными произведениями Энди Уорхола, Ричарда Принса и других.
Масштаб культурологического эффекта дома №36а очевидный… Тем не менее, сегодня же мудрые руководители Киевсовета именно это сооружение (для тех, кто сидит в кабинетах, это только старые стены под крышей) выставляют на продажу…
Опомнитесь! Этот акт вандализма, во-первых, вне закона, нарушает конституционные права художественного сообщества, правовые приоритеты (статья №9 Закона Украины «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах» и др.).
Только пришельцы, которым безразличны Киев, его история и культура, готовы с холодным рационализмом завоевателей топтать выпестованное поколениями творческой интеллигенции. В 2010 году в пользу частного магазина обуви была уничтожена галерея «Ірена». Трагична судьба книжного магазина «Сяйво». «Молодая команда» Черновецкого посягала на Центр им. Л.Курбаса, сегодняшняя власть, которая гордится наведением порядка в стране, несытым глазом смотрит на территорию Республиканской детской больницы «Охматдет», подаренную киевлянам еще в ХІХ веке меценатом М.Терещенко.
Ломать - не строить.
На печальную судьбу г-н Дейнега с единомышленниками обрекают флагман Андреевского спуска - мастерские в доме №36а. Обновленное чиновничество горадминистрации строит отношения с культурой по пессимистическому Гамлету: «Быть или не быть - вот в чем вопрос». Разве это не плохо скрытое рейдерство?