UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛАДО, ЛАДО, ЛЕЛЬ

Хоровое пение — достаточно специфическая область искусства, имеющее в своей основе демократичную идею приобщения к музыке посредством коллективного пения...

Автор: Евгения Морева

Хоровое пение — достаточно специфическая область искусства, имеющее в своей основе демократичную идею приобщения к музыке посредством коллективного пения. Через голос человек выражает всю гамму своего чувственного мира, все богатство и разнообразие эмоциональных состояний. А пение в хоре — это общение между людьми именно на уровне этих чувств и состояний, общение, не нуждающееся в словесных пояснениях.

В Украине хоровая традиция — это уникальное явление, мощное и многообразное, существующее с незапамятных времен. Она стала отражением путей развития нашего государства, вбирая в себя историко-духовные, религиозно-нравственные, общественно-политические знаки. Именно хоровое пение в Украине является одним из основных культурных символов. Поэтому так разнообразны и многочисленны у нас хоровые коллективы. Их количество возрастает, преподнося нам все новые и новые вариации и конфигурации. Появление нового хорового коллектива — явление отнюдь не диковинное, а вполне естественное, привычное. И все же хочу обратить внимание на рождение нового молодого коллектива «Ладо». Его участники — недавние выпускники, студенты и аспиранты НМАУ им. П.Чайковского, руководитель — Наталья Верхняцкая.

По своей идее хор — академический, но в свободной ее трактовке. Название далеко не случайное. Лада уводит наши ассоциации в седую старину языческой Руси. Богиня любви Лада для наших предков была символом добра, гармонии, мира и согласия. Лада и сын ее Лель в языческой мифологии приносили людям тепло и любовь в их дом, в их души. Это особенность славянского менталитета, выражающая его невероятную душевность. Для славянской музыки это особенно специфично. И казалось бы, такое явление, как музыкальный лад, на первый взгляд, ничего общего не имеющий с Ладой, воплощается только в славянской традиции. В западноевропейской традиции можно встретить все что угодно: тональность, звукоряд, но лада там нет и быть не может.

Как видно, название обязывает ко многому. Насколько оправдывает свое название «Ладо», судить пока рано, поскольку хор недавно сформировался и концерт, прошедший в Доме учителя, фактически был премьерой этого коллектива. Однако уже по этому выступлению можно сказать многое. Прежде всего, это действительно серьезная заявка, отмеченная хорошим художественным вкусом и цельностью. Особенностью исполнительского имиджа «Ладо» стал нетрадиционный подход к форме подачи произведений. При богатстве стилевых ориентиров репертуара артисты учли также костюмно-сценические перевоплощения. В основном хор поет духовную музыку немалого исторического периода: от дохристианских (языческих) обрядовых песен и раннехристианских духовных песнопений до образцов современной композиции. Как видим, почти нет исторических ограничений. Тем более что этот весь стилевой диапазон был представлен в одном концерте. Правда, причиной может быть премьерная обстановка концерта — для того чтобы показать свои возможности и владение разными художественными стилями. Конечно, о виртуозном владении говорить еще рано. Во-первых, не хватает концертного и прежде всего исполнительского опыта. Во-вторых, пока не было времени и возможности «обкатать» репертуар (в том числе в гастрольных поездках). В-третьих, все-таки достаточно смелое стилевое разнообразие и связанные с ним неудобства в переключениях от произведения к произведению.

Обрядовые песни (не только фольклорные, но и авторские: «Русальная» из оперы «Цвет папоротника» Станковича, «Ладо» Шамо) были дополнены аутентичными костюмами, веночками, звоночками и хороводами. Тем самым хор следовал традиции хорового театра — явлению, свойственному тем народам, где культивируется хоровое пение (здесь же нужно вспомнить о хоровом театре прибалтов как о ярчайшем образце данной традиции).

Знаменные распевы киевского гласа (раннехристианский период) — пожалуй, самая сложная область для исполнительства, поскольку этот пласт отечественной музыкальной культуры наиболее архаичен (имеются в виду зафиксированные образцы, дошедшие до сегодняшнего дня, датированные именно тем временем). Человеку XXI века осознать и освоить ее сложнее, чем, к примеру, хоровое многоголосье. Духовная музыка XX века, представленная тремя духовными песнями Шнитке, также заслуживает немалого интереса.

Впечатление, сложившееся от премьеры «Ладо», было примерно следующим: музыканты, обремененные серьезным количеством музыки, казалось, хотели затронуть все, что в их возможностях. Но ведь «нельзя объять необъятное» (К.Прутков). Прежде всего это касается «светского» репертуара, в особенности обработки американской песни. Сложность заключается в том, что американская музыка, оджазованная изначально, требует безраздельного к себе внимания. Проще говоря, нужно петь либо только джаз, либо не петь его вовсе.

Однако все разнообразие стилей и жанров было необходимо, чтобы дать возможность хористам показать себя как профессионалов, работающих с различными стилями и историко-художественными направлениями.

Несколько слов хочу сказать о художественном руководителе и дирижере «Ладо» Наталье Верхняцкой. Действуя исключительно по своей инициативе, она в довольно короткие сроки собрала музыкантов, создав коллектив. От нее исходит мощная энергетика (спокойная, но уверенная), и это чувствуется сразу. Но главное — это ее руки. По такой руке хочется петь, а это значит, что работа в хоре (будь то концерты или репетиции) должна приносить удовольствие хористам, прежде всего удовольствие от творческой реализации.