В украинском прокате - одна из главных картин сезона: "Ла-Ла Ленд" от молодого режиссера Дэмьена Шазелла.
Фильм уже собрал рекордные семь статуэток "Золотого глобуса", стал фаворитом других кинопремий. Лента возбуждает дискуссии: удастся ли Шазеллу отхватить в 2017-м "Оскар" за лучший фильм?
Сюжет "Ла-Ла Ленд" предельно трафаретен, незамысловат. Подобными сценариями в голливудских студиях едва ли не подпирают окна. Буквально ежегодно фабрика грез выпускает хотя бы по одному фильму о мечтательных парнях и девушках, которым на пути к мечте приходится жертвовать совместным счастьем.
Романтичный музыкант Себастьян всяческими способами пытается открыть свой собственный джаз-клуб. А настойчивая Мия стремится сменить фартук официантки на изысканные платья голливудской дивы. Они бедны, и фортуна, кажется, от них отвернулась. Несмотря на регулярные неудачи, они все же продолжают идти навстречу своей мечте, поддерживая друг друга на опасной высоте самых смелых мечтаний.
Подобный мотив - словно джазовый стандарт, который считает за должное обыграть едва ли не каждый голливудский маэстро. Например, только в прошлом году практически идентичную историю рассказал Вуди Аллен в своей "Светской жизни". В исполнении 80-летнего классика такой сюжет смотрелся хоть и трогательно, но частенько скатывался в наивность и даже откровенную банальность.
Теперь же подобный популярный мотив подхватил один из наиболее амбициозных голливудских фильммейкеров - Шазелл. "Ла-Ла Ленд" утвердил его в статусе молодого и перспективного режиссера, удостоившегося "Золотого глобуса" в рекордном количестве номинаций. Ранее такой рекорд принадлежал Сэму Мендесу - в 34 года его отметили за "Красоту по-американски" (подлинно выдающийся фильм).
В исполнении Шазелла любовная история звучит лихо, стремительно, смело. Подобное любят зрители, обеспечивая картине сверхуспешные сборы. По этому соскучились, видимо, и критики, выписав фильму длинный перечень номинаций и премий.
Авторы картины не боятся уверенно вставлять в проект клише из ретро-фильмов. Не стесняются заполнить кадр китчевыми декорациями и перепудрить пейзажи кремовой палитрой "Техниколора".
Они не избегают наивных сцен. Не робеют, гипнотизируя зрителя насвистыванием одной и той же банальной мелодии в течение доброй половины фильма.
Если бы хоть один из этих недостатков всплыл в рядовой кинокартине, то ее бы попросту освистали. Но "Ла-Ла Ленд" - кино нерядовое, нетипичное. Оно создано словно бы в каком-то параллельном мире, где сила притяжения действует по законам обаяния, а сердца бьются в ритме классического джаза.
Темп сегодняшнего дня зачастую задают бесконечные песенные конкурсы и талант-шоу. Разные мелодии звучат из каждого окна, телефона и автомобиля. Несмотря на это, жанр мюзикла в кино сузился до нескольких проходных премьер за год. И так в течение последних лет десяти.
Так что появление "Ла-Ла Ленд" оказалось своевременным и неочевидным. Ведь никто не ожидал, что одним из лучших фильмов года станет представитель столь "непопулярного" нынче кинематографического жанра.
Подобным смелым прорывом в 2012-м стал черно-белый немой "Артист" Мишеля Хазанавичуса. В то время как популярное кино начинали снимать исключительно в 3D, а экранный мир густо дорисовывался компьютерной графикой, этот сдержанный французский шедевр вдруг выхватил "Оскар" за лучший фильм.
Маститые киноакадемики, присуждающие главную американскую кинонаграду, любят, когда кино приправлено оригинальным соусом. Например, иллюзия, что фильм снят без единой монтажной склейки в "Бёрдмэне" Алехандро Гонсалеса Иньярриту или густой колорит Индии в "Миллионере из трущоб" Дэнни Бойла. Обе картины удостаивались главных "Оскаров".
За 88 лет вручения этой кинопремии, главная статуэтка лишь пять раз вручалась мюзиклам. При этом три из них пришлись на первую половину 60-х - наиболее лирический период ХХ в. Именно тогда поколение беби-бума вошло в нежный возраст и стало диктовать свои романтические вкусы киноиндустрии. Вальсирующие киноманы выстраивались в длинные очереди на "Вестсайдскую историю", "Мою прекрасную леди" и "Звуки музыки".
С тех пор мюзикл триумфовал на "Оскаре" лишь однажды - в 2002-м, когда вышел "Чикаго". Но этот фильм стал данью уважения не так мелодичному жанру, как ретро-стилю и моде гангстерских 1920-х. Это один из любимейших стилей Голливуда, который буквально не сходит с экранов. В данный момент, например, эстафетную палочку подхватил Бен Аффлек со своим "Законом ночи".
По сравнению с вышеупомянутыми мюзиклами, побеждавшими на "Оскаре", "Ла-Ла Ленд" выглядит несколько скромнее. Он не наполнен дюжиной звучных шлягеров, каждый из которых покорял бы чарты. Он не может похвастаться присутствием голосистых звезд.
Это кино не заигрывает с поп-музыкой - здесь звучит исключительно джаз.
Можно лишь представить, как авторы фильма убеждали студийных боссов выделить целых 30 млн долл. неопытному 30-летнему режиссеру на картину совсем непопулярного жанра, в которой постоянно звучит джаз.
Но лента продолжает покорять кинофестивали и кинопремии, уверенно прицелившись и на главную вершину - "Оскар" за лучший фильм. И на то, что заветная статуэтка окажется в руках у его создателей, намекают следующие закономерности:
- У фильма есть "Золотой глобус" за лучшую картину - это предвестник ключевой премии Американской киноакадемии.
- "Ла-Ла Ленд", очевидно, будет номинироваться на приз за лучший сценарий. Это практически неотъемлемый аргумент в борьбе за главный "Оскар". (За 88 лет вручения этих статуэток лишь семь раз случалось, что обладатель главного "Оскара" не выдвигался еще и за сценарий).
- Гильдия продюсеров США выдвинула "Ла-Ла Ленд" и в номинации "лучший фильм". За всю 28-летнюю историю этой гильдии все обладатели главного "Оскара" проходили через фокус данной номинации. И лишь один раз (в прошлом году) случилось так, что обладатель главного приза Гильдии продюсеров не совпадал с обладателем "Оскара" за лучший фильм.
- Гильдия киноактеров США выдвинула исполнителей главных ролей "Ла-Ла Ленд" Райана Гослинга и Эмму Стоун на актерские номинации. А за последний 21 год главный "Оскар" получали только те фильмы, которые гильдия отмечала этой номинацией.
Среди косвенных причин победы "Ла-Ла Ленд" - главная награда на кинофестивале в Торонто, 11 номинаций на премию Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA), а также приз за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале.
Результаты оскаровской гонки станут известны 26 февраля. И вне зависимости от того, как она разрешится для "Ла-Ла Ленд", многие зрители и критики и так уже признали эту картину одной из лучших в прошлом году.