Политика децентрализации, в частности культурной, а также низовые инициативы, возникшие после Революции достоинства на волне общей активизации, создали предпосылки для деятельности украинских культурных менеджеров не только в столице, но и в регионах.
На протяжении последних лет чаще всего мы наблюдаем появление новых фестивалей, культурных инициатив и проектов, продвигающихся в глубь страны. Используя местный контекст, их организаторы пытаются создавать культурную среду, порождающую ряд экономических, имиджевых преимуществ для областных центров, городов и городков.
Проще говоря, если, скажем, в Виннице провести многодневный литературный фестиваль рассказа, это даст в местный бюджет некоторые поступления, малый и средний бизнес получит прибыль, а город начнет ассоциироваться не только с музыкальным фонтаном, но и с культурным событием, привлекающим иностранных и столичных гостей.
Впрочем, деятельность культурных менеджеров зачастую имеет волонтерский характер. Из-за чего интересные проекты с большим потенциалом прекращают свое существование. Курс на евроинтеграцию открыл ґрантовые возможности. Но вопрос финансовой поддержки, как и пассивности местных руководителей, остается в верхней строке проблем, с которыми сталкиваются те, кому хочется достичь улучшения уже здесь и сейчас.
Вспомню лишь отдельные культурные проекты, реализованные за пределами столицы, и попытаюсь понять, что же необходимо их организаторам для эффективной деятельности.
Литература
В этом году во время Запорожской книжной толоки Украинский институт книги провел дискуссию "Культурный менеджмент. Перспективы децентрализации". Ее участниками стали культурные менеджеры из Запорожья, Луцка и Черкасс.
Опыт разных городов подтвердил наличие локальных проблем, решение которых зависит от многих факторов.
Так, индустриальное Запорожье представляется более инертным, чем районные центры или поселки своего же региона.
По словам Игоря Гармаша, директора Запорожской книжной толоки, процент людей, посещающих литературные мероприятия в небольших населенных пунктах, выше, чем показатель в областном городе.
Кроме того, Запорожская область предполагает специфику - часть региона отстаивает патриотические идеалы, но определенный процент населения находится под влиянием российской пропаганды.
Чтобы работать в таких условиях, считает Игорь Гармаш, культурные менеджеры должны постоянно общаться с аудиторией, быть на местах, а не в офисах.
"Сейчас у нас есть 25 центров, ездим с различными проектами, работаем с переселенцами, через них запускаем культурные проекты, тем самым помогая людям интегрироваться в новую среду", - отмечает директор Запорожской книжной толоки.
О тщательной подготовке аудитории рассказала и Эльвира Яцута, культурный менеджер, директор Международного поэтического фестиваля Meridian Lutsk.
По ее мнению, горожан надо постепенно, но настойчиво приучать к тому, что рядом что-то происходит, формировать привычку.
"После того как мы четыре года нарабатывали аудиторию, побуждали людей воспринимать качественную литературу, пришло время переходить на какие-то новые уровни. Важный момент: о Луцке говорят в Украине. Но о Луцке культурном и литературном не говорят в Европе", - говорит Эльвира Яцута. Чтобы это случилось, мы должны выходить на новый уровень, сотрудничать с соседними городами и странами, которые бы могли стать партнерами масштабных международных фестивалей.
Территориальная приближенность к Киеву сыграла злую шутку с культурной жизнью Черкасс. Кто хочет активной литературной жизни, может приехать в столицу на книжный фестиваль или отдельное мероприятие писателя.
Как отмечает Людмила Фить, организатор книжной ярмарки в Черкассах, местные культурные менеджеры нуждаются в практических советах, как работать со спонсорами, государственными учреждениями, профильными комитетами. Популярные писатели собирают полные залы, их книги активно продаются во время презентаций, аудитория хочет общения. Это, безусловно, вдохновляет культурных менеджеров и дает надежду на то, что их деятельность даст результаты, если не сразу, то через несколько лет.
Арт
Проекты, представляющие современное визуальное искусство, - из числа наиболее затратных, как со стороны привлечения финансов (ведь арт-объекты нуждаются в качественных материалах, сложных логистических и страховых схемах), так и аудитории.
Несмотря на нехватку популяризаторского подхода, тематической научно-популярной литературы и слабое освещение в СМИ, современное искусство вызывает все больше интереса у местных общин.
При поддержке фонда "Відродження" летом этого года состоялся межрегиональный проект "Межа", который предусматривал обмен резиденциями и художниками из Ужгорода и Славянска.
"Перед нами стояла задача по возможности глубже погрузить художников в местный контекст Ужгорода и Славянска. Мой опыт организации работы резиденций подсказывал, что для успеха проекта нужно тщательно готовиться. Чтобы нас ожидали, встретили, показали все необходимое, чтобы мы нашли патронов. В Ужгороде это был художник Петр Ряска, в Славянске мы держали связь с департаментом культуры и одной из местных библиотек. Могу заверить, что нам были рады везде. Главное - четко поставить задачу и наладить партнерские отношения. В регионах есть потребность в художнике как фасилитаторе. Я убеждена, что надо ехать, особенно на Восток, и работать с местными общинами, ведь люди открыты к общению, стремятся к причастности и творчеству", - рассказывает художник и одна из кураторов проекта "Межа" Алевтина Кахидзе.
Попытки ревитализации объектов советского времени тоже дошли до областных центров.
Так, в Виннице в 2015 г. начала работать художественная резиденция "Над Бугом", целью которой было провести образовательные мероприятия, арт-проекты, дискуссии.
Но перед тем заброшенный кинотеатр "Россия" волонтеры, они же культурные менеджеры, убрали и привели в пригодное для пребывания людей состояние.
Одним из инициаторов работы резиденции является Ольга Гончар, недавно ставшая директором львовского музея тоталитарных режимов "Территория террора". Культурный менеджер с большим опытом организации мероприятий в регионах отмечает: "Одна из главных проблем в работе с регионами - отсутствие единой партнерской сети, с помощью которой можно было бы организовывать события.
Если говорить о Востоке, то эту проблему мы решили, работая с музеями. Не хватает инфраструктуры, системы информирования, есть огромная проблема с транспортным сообщением. Чтобы доехать из Киева в Мариуполь, нужно потратить более 20 часов.
Кто еще отважится на такое, кроме культурных менеджеров?
Есть вопросы аудитории и контента, который мы везем. С современным искусством, как правило, бывает непросто. Самой главной проблемой остается финансирование, ведь даже те гранты, которые у нас есть сейчас, не покрывают всех потребностей. Министерство культуры обещает выделить деньги регионам на мероприятия, но чтобы их освоить, работники культуры должны иметь соответствующий уровень современного маркетингового, экономического образования".
Художественный фестиваль Porto Franko Gogolfest, проходящий в Ивано-Франковске, - уникальный пример межрегионального и международного сотрудничества. В одном из интервью директор фестиваля современного искусства ГОГОЛЬFEST (Киев) Максим Демский заметил, что областные центры непременно должны иметь мощный график культурных событий, которые служили бы мостами между иностранными и отечественными художниками.
Ключевой проблемой местных представителей сферы культуры являются отделенность, наличие внутренней иерархии, замкнутость. Все это препятствует созданию общих проектов, которые способствовали бы культурным связям даже внутри региона.
Театр
Новая волна украинского театра, объединившая довольно разных людей, вдохновляет культурных менеджеров этой сферы на действия, зачастую уже вырывающиеся из прежних стандартов искусства (художественных и организационных).
И хотя Киев, как и раньше, продуцирует прогрессивные идеи и подходы, отдельные творческие сообщества областей не менее активны.
Едва ли не главным фактором успеха в организации, скажем, театрального фестиваля является поддержка местной власти.
В этом убеждает опыт Мукачевского театрального фестиваля "Зірковий листопад". По словам заместителя директора Мукачевского драматического театра Татьяны Порохновец, поддержка городского головы и заинтересованность коллег оказали самую большую помощь в проведении мероприятия, которое будет длиться месяц.
Что касается восприятия современного театра зрителем, пани Татьяна добавила, что при условии тщательного формирования программы, ориентированности на ту или иную возрастную категорию каждый спектакль может найти свою аудиторию.
Театральный фестиваль "Молоко", представляющий дебютантов и звезд, премирующий лучшие спектакли, уже десять лет проходит в Одессе. Его основатель и директор Михаил Журавель среди самых больших организационных трудностей называет низкий уровень зрительской культуры, недобросовестную конкуренцию, где соревнуются не идеи, а коррупционные схемы, особенно когда речь идет о мероприятиях, финансируемых государством.
Что же касается решения настоятельных проблем, то у него такая позиция: "Работать 25 часов в сутки, в четыре руки, иметь профессиональную, мотивированную, ответственную команду, состоящую из 10–15 человек, которых объединяет любовь к украинскому театру".
…В итоге у нас главная движущая сила - личная инициатива культурного менеджера, который отваживается принимать на себя весь массив проблем. Чтобы культурная децентрализация происходила эффективно, нужно привлекать как государственные, так и грантовые средства, проводить лекции, семинары, которые повышали бы уровень маркетинговой грамотности работников заведений культуры в регионах; необходимо устраивать консультации специалистов по PR и коммуникации для культурных менеджеров на местах, внедрять систему поощрений для низовых инициатив и т.п. То есть целесообразно поразмыслить именно о формировании сети менеджеров - агентов культурного прогресса, которая давала бы возможность более продуктивно не только реализовать государственные программы, но и способствовать развитию гражданского общества в целом.