UA / RU
Поддержать ZN.ua

Культура: третий фронт, "мобилизационная модель"

При теперешних обстоятельствах "культурная составляющая" не только не будет лишней в "большой и реальной" политике, - именно эта составляющая и становится крайне необходимой: в ней пробуждаются интенции, которые в мирное время были вялыми.

Автор: Николай Скиба

Отечественное культурное пространство в последнее время очутилось в координатах "иной реальности". Общественное сопротивление, евроинтеграционная волна, война на Востоке. Эти и другие события - прямо или косвенно - образуют условную новую "модель" украинской культуры. Активные благотворительные акции в поддержку украинской армии, фронтовые концерты, тематические арт-проекты, поиск новых творческих форм и новых ритмов, созвучных времени... Все это - свидетельство того, как кристаллизируется т.н. "мобилизационная модель" культуры.

В последнее время, когда приходится слышать слово "стратегия", оно само собой приобретает милитарные коннотации. Действительно, первичное значение этого слова, которое происходит от древнегреческого στρατηγία, - искусство полководца. Словарь украинского языка дает похожее толкование: "Искусство подготовки и ведения войны и крупных военных операций".

К войне на Востоке наше общество не готовилось, как не готовилось и к масштабной "перезагрузке страны". Более того, за последние два года булемичного правления Семьи общество потеряло веру в стратегию - от военной до гуманитарной.

Тем временем война ворвалась в наши будни именно тогда, когда появился реальный шанс для изменений. И это лишний раз подтверждает, что борьба ведется не столько за территорию, сколько за влияние на человеческий ресурс.

Важным компонентами гибридной войны, или войны "управляемого хаоса", является психологическое поражение противника, разрушение его картины мира как через массированное искажение информационной картинки, так и через экспансию в культурном пространстве, что приводит к коррозии системы ценностей.

Таким образом, при теперешних обстоятельствах "культурная составляющая" не только не будет лишней в "большой и реальной" политике, - именно эта составляющая и становится крайне необходимой: в ней пробуждаются интенции, которые в мирное время были вялыми.

Так какой должна быть культурная стратегия в ситуации непровозглашенной, но жестокой и циничной войны "управляемого хаоса"?

В общем, возможных вариантов три.

Первый - культура создает "картинку" для мирного населения, поет и танцует для бойцов на фронте, выполняя в обоих случаях преимущественно арт-терапевтическую функцию.

Второй - культурные деятели сами превращаются в "бойцов невидимого фронта", активно и с азартом включаются в информационные баталии. Эта роль, по сути, является пропагандисткой или идеологической.

Третий - культура работает на мобилизацию творческого потенциала общества, но при этом не становится на милитарные рельсы и в то же время не прячется в мягком пацифизме.

Первые два варианта - самые легкие для восприятия. Пропагандистская модель до боли напоминает "старые добрые времена". В режиме же перманентного арт-терапевтического массажа культура у нас жила все 20 с гаком лет независимости.

"Мобилизационный режим" культурной политики сложнее, поскольку предусматривает постоянное балансирование между социальной ответственностью и творческой свободой, актуальностью и глубиной, необходимостью реагировать на взрывные вызовы времени и отстаивать фундаментальные права человека.

Кроме того, как все новое и малознакомое широким слоям населения, эта модель вызывает настороженность - если не сопротивление.

Однако, несмотря на все неудобства, которые может вызвать инновационная модель культурной политики, у нее важные преимущества, ведь она помогает формировать адекватную картину мира. А это - как точные топографические карты с кривыми Гаусса для проведения военных операций.

И главное - такая модель ориентирована на свободных и проактивных людей.

Именно упомянутую "мобилизационную модель" выбрал наш Минкульт для разработки долгосрочной стратегии развития культуры.

Первым результатом работы стали приоритеты на 2014-2015 гг., недавно обнародованные на сайте ведомства. Хотя этот документ еще не является в полном смысле стратегическим, однако он позволяет понять суть и возможности "мобилизационной модели" и настроиться на ее восприятие.

По мнению экспертов, в течение ближайших месяцев необходимо консолидировать и сконцентрировать усилия проактивных игроков как государственного, так общественного и коммерческого секторов, органов центральной власти и местного самоуправления для проведения коренной реформы культурной нивы.

Это предусматривает: создание условий для всеобъемлющего межкультурного и межрегионального общественного диалога, развитие партнерства и взаимопонимания между согражданами на почве европейских ценностей и демократии - права на самоопределение, благосостояние, беспрепятственное творческое развитие и доступ к культурным ценностям, а также открытости, прозрачности и подотчетности власти гражданам.

"Именно в новой Украине культура создает смысловое поле, где каждый индивид получает возможность для формирования собственной уникальной идентичности и шанс на самореализацию и полноценное развитие личности. Культура - инструмент противостояния дискриминации и нетерпимости.

Вместе с тем культура - платформа для диалога и взаимодействия разнообразных идентичностей на уровне индивидов, сообществ, учреждений, регионов.

Как пространство свободы и ответственности, конкурентоспособности и креатива, культура является основой для консолидации украинского общества.

Культурная среда становится ресурсом развития креативной экономики в Украине, а субъекты экономической деятельности инвестируют в культурные учреждения и проекты".

Лично мне очень хотелось бы оказаться именно в такой среде, но я понимаю: для ее создания мы должны действовать так, будто только что побывали в этой реальности, убедились в ее преимуществах и в том, что она непременно наступит. Не сегодня, так завтра.

Для того, чтобы перекинуть мостик в желательное будущее, и нужна стратегия.

Как уже отмечалось, это должна быть стратегия реформ. Последние можно сравнить с оперативным вмешательством. И не обязательно быть врачом, дабы понять, что, прежде чем резать и сшивать, необходимо иметь результаты анализов и точный диагноз. На глаз мы все можем более или менее метко охарактеризовать ситуацию с культурной сферой.

Но кто готов взять на себя ответственность не только за выздоровление "пациента", но и за то, что в дальнейшем он станет полноценным и успешным на мировой арене?

Чтобы подготовить наших "хирургов" и их ассистентов к "операции", Минкультуры в течение ближайшего года должно выполнить краткую антикризисную программу, состоящую из четырех основных целей:

- стимулировать общественный диалог ради объединения страны;

- сохранять и развивать культурное достояние как ресурс нынешних и будущих поколений;

- развивать творческие индустрии как движущую силу социальных и экономических инноваций;

- ввести европейские стандарты открытости, прозрачности и подотчетности власти гражданам в пределах компетенции Министерства культуры Украины.

Но следует еще раз напомнить: мы ведем речь именно о "мобилизационной модели культуры", которая, в отличие от пропаганды, учит ставить сложные вопросы, а не искать простые ответы. В то же время помогает раскрыться творческому потенциалу. И этот высвобожденный потенциал в виде креативности (талантов, идей, вдохновения к изменениям) начинает работать на развитие инноваций, реализуется во всевозможных общественных инициативах.

Иначе говоря, открывает "внутренний фронт", который и делает общество сильным.

Одно дело - просто гордиться историей либо брендом братьев Кличко или Русланы. Другое - быть лично причастным к новым победам через конкретный интеллектуальный и финансовый вклад в небольшие, но мобильные проекты, через включенность в команду, сеть коммуникаций и т.п.

Но прежде чем это произойдет, политикум, бизнес, широкая общественность должны поверить не только в живучесть нашего пациента, т.е. культуры, но и в его способность побеждать.

От редакции. Культурных акций и инициатив, связанных с настоящими болевыми социально-общественными событиями, немало, и они заметны. Художники, представляющие различные жанры и направления культуры (и массовой тоже), конечно же, не ради пиара едут на фронт, жертвуют средства на нужды армии и раненых. Театр им. Ивана Франко и Молодой театр, Ада Роговцева и Наталия Сумская, Вячеслав Вакарчук и Мария Бурмака - эти и другие коллективы и художники активно интегрированы в процесс благотворительности, в процесс формирования нового украинского культурного ландшафта. ZN.UA размещает на своих полосах еще несколько журналистских сюжетов, продолжающих эту тему.