14 декабря в Амстердаме должен состояться суд, на котором будет решаться судьба археологических шедевров, предоставленных для выставки в Музее Алларда Пирсона четырьмя крымскими музеями. Юридически эти экспонаты являются собственностью Музейного фонда Украины.
Почему Крым? Земля этого живописного уголка прячет культурные напластования, которые оставили после себя всевозможные племена и народы. Крым был заселен сотни тысяч лет назад. В ледниковый период он был частью материковой Украины, а полуостровом стал лишь 7600 лет назад. Самая интересная история началась в письменный период. Полуостров на протяжении многих веков был расположен на пересечении двух крупных культур: кочевников евразийских степей, раскинувшихся вплоть до Алтая и Монголии, и античных цивилизаций Средиземноморья. Благодаря древнегреческим историкам мы можем представить этнические процессы, происходившие на крымской земле, и узнать о многочисленных народах, сменявших друг друга в древности.
Древнейшим народом, населявшим горный Крым, были тавры. Их степными соседями стали киммерийцы, пришедшие с юга Украины. В середине І тыс. до н.э. в Крым мигрировали колонисты из Греции, которые основали на Керченском полуострове города, вошедшие в огромное Боспорское царство. На западе Крыма был основан еще один древнегреческий город-государство - Херсонес Таврический. Тем временем с Поднепровья в Крым ворвались воинствующие степные номады - скифы - и основали здесь свое государство со столицей Неаполь Скифский. В начале новой эры в Крым переселились новые кочевники - сарматы. Тогда же древнегреческие крымские города завоевала Римская империя. Время "Великого переселения народов" вызвало новую волну миграций. В ІІІ в. древнегерманские племена остготов основывают свое государство в Крыму и Поднепровье.
Но уже через 100 лет дикие орды гуннов - кочевников, которые пришли из Монголии и захватили юг Восточной и Центральной Европы, разрушили и "Готскую империю". С середины І тыс. господство над полуостровом перешло к Византийской империи, которая стала преемницей Великого Рима. А дальше кто только не поселялся на полуострове: хазары, адыги, половцы, печенеги, генуэзцы, армяне, монголы. В XIII–XVII в. из осевших в Крыму тюркских народов (преимущественно половцев, потомков гуннов, хазар и печенегов, а также дотюркского населения) сформировался новый этнос - крымцы, или крымские татары. В 1441 г. они основали свое государство - Крымское ханство, ставшее вскоре вассалом Османской империи. На сегодняшний день крымские татары и немногочисленные караимы являются единственными коренными народами Крыма.
Бесценные артефакты хранились в крымских музеях. В 2013 г. выпала возможность ознакомить с крымскими экспонатами европейских ценителей. На основе Крымского республиканского краеведческого музея, Бахчисарайского и Керченского историко-культурных заповедников и Национального заповедника "Херсонес Таврический" была создана выставка под названием "Крым. Золотой остров в Черном море", которая проходила в Бонне и Амстердаме. Для "подкрепления" были привлечены золотые произведения искусства, хранящиеся в Музее исторических драгоценностей Украины.
Таким образом, в 2013 г. в Ландес-музее немецкого города Бонн была открыта выставка археологических экспонатов, которая охватывает период от начала греческой колонизации
(VI в. до н.э.) до раннего Средневековья. В ней отобразилась драматическая история сосуществования и борьбы древнегреческих городских центров и степных номадов. Каждый из народов оставлял после себя своеобразные произведения искусства, которые стали известны человечеству благодаря тяжелому и кропотливому труду археологов. На выставке представлены изделия, созданные скифскими, сарматскими и раннесредневековыми - готскими и аланскими - мастерами. Но не все экспонаты выполнены из драгоценных металлов - на выставке есть также шедевры из камня, керамики и даже из такого недолговечного материала, как дерево.
Своеобразной эмблемой выставки стало каменное изображение мифической змееногой Апи - богини Земли, которую скифы почитали как свою прародительницу. Прародителем скифов, если верить античным историкам, был сам Зевс.
Особенно привлекают внимание находки со знаменитого Усть-Альминского некрополя - погребального комплекса скифско-сарматского времени (І–ІІІ в. н.э.), состоящего из нескольких тысяч могил. Чаще всего умерших хоронили целыми семьями в многоярусных могильниках. Для особо знатных соплеменников строили склепы с катакомбами, рядом выкапывали могилы для коней. Сарматы с уважением прощались со своими покойниками, снаряжали их "необходимыми" в потустороннем мире, а также красивыми вещами. Здесь - изысканная лакированная античная посуда с фантастическими рисунками, стеклянная и бронзовая посуда из Италии и Малой Азии, расписные деревянные саркофаги и статуэтки древнегреческих богов, туалетные принадлежности и оружие.
В одной из могил оказались фрагменты деревянных шкатулок для косметических средств. Они покрыты лаком с изысканной цветной росписью. Выяснилось, что шкатулки были привезены в Крым из Китая по знаменитому Шелковому пути 2 тыс. лет назад. Мелкие фрагменты дерева сохранились благодаря качественному китайскому лаку. Сенсационная находка восточных вещей в античном мире привлекла внимание японских реставраторов. За дело взялся мастер наивысшего ранга, который занимается реставрацией вещей императора Японии. И после кропотливой работы в течение трех лет из кучки фрагментов шкатулки были восстановлены в первоначальном виде! Новость о невероятном путешествии и спасении древних предметов распространилась в японском археологическом мире. Когда я была в Японии, во время встречи в Ассоциации подводной археологии ее руководитель Торао Мозаи торжественно преподнес мне небольшую вырезку из газеты, в которой была статья об увлекательной истории китайских шкатулок.
Безусловно, жителям Западной Европы интересно увидеть среди находок из далекого Крыма предметы, созданные их предками, ведь остготы, мигрировавшие из Скандинавии на юг Украины, смешались с другими "варварами" - аланами, вместе с ними были подхвачены волной "Великого переселения народов" и в конечном счете попали в Италию, Испанию и даже Португалию. Поэтому неудивительно, что найденные в готско-аланских крымских могильниках Сувлу-Кая, Джург-Оба и Нейзац ювелирные золотые и серебряные изделия со вставками из стеклянной эмали и полудрагоценных камней по стилю почти не отличаются от украшений, которые были в моде у европейцев в раннем Средневековье.
Кроме крымских артефактов, настоящим украшением выставки стали золотые изделия из южноукраинских курганов, которые хранятся в Музее исторических драгоценностей Украины, в частности меч из знаменитой Толстой Могилы, скифского кургана
ІV в. до н.э. Золотые ножны меча украшают сцены, где животных раздирают хищники, - популярнейший сюжет скифского "звериного стиля".
Полгода немецкие ценители любовались крымскими древностями. В начале 2014 г. выставку перенесли в столицу Нидерландов - Амстердам, где 6 февраля в Археологическом музее Алларда Пирсона состоялось ее торжественное открытие. А уже через 10 дней произошла аннексия Крымского полуострова соседним государством.
Сразу же возник вопрос о дальнейшей судьбе крымских артефактов. Украинские музейщики подчеркивают: музейные экспонаты относятся к государственной части Музейного фонда Украины. Согласно конвенции ЮНЕСКО 1970 г., в случае оккупации музейные коллекции должны быть возвращены на территорию Украины. Но Музей Алларда Пирсона не решился взять на себя ответственность относительно того, куда возвращать ценные экспонаты - в Крым, музеям, которые теперь в зоне оккупации иностранным государством, или в Украину, и возложил принятие этого решения на суд. Крымские музеи подали на Музей Алларда Пирсона иск против Окружного суда Амстердама. Пятого октября состоялось первое судебное заседание, в котором участвовали представители трех сторон - крымских музейных учреждений, государства Украина и Музея Алларда Пирсона. Окончательное решение суд должен принять 14 декабря 2016 г.
Неизвестно, какое решение вынесут нидерландские судьи. Но непременно наступит время, когда крымские экспонаты вернутся в свои музеи - в украинском Крыму.
Автор выражает благодарность генеральному директору Национального музея украинского народного декоративного искусства Людмиле Строковой за содействие в подготовке публикации.