UA / RU
Поддержать ZN.ua

Контрактовую площадь превратят в безобразный комикс?

Историческая жемчужина Киева — Контрактовая площадь — уже в ближайшее время может напомнить киевлянам и гостям города эдакий «рагульский муляж».

Автор: Ирина Костенко

Историческая жемчужина Киева - Контрактовая площадь - уже в ближайшее время может напомнить киевлянам и гостям города эдакий «рагульский муляж». Если в жизнь воплотятся «грандиозные» планы реконструкции Контрактовой. И столица получит очередной торговый центр на 20 тыс. квадратных метров (с парковкой), а также так называемый магистрат - сомнительную копию очень древнего сооружения.

«...Собрали киевляне совет и постановили послать в Переяслав к Владимиру Мономаху с прошением: «Иди, княже, в Киев, на престол дедовский. А когда не прийдешь, то знай, что много зла произойдет и будешь ты отвечать...».

Вот так древнерусская летопись повествует о тысячелетней традиции киевской демократии. Когда все важные государственные решения - от заключения мира или объявления войны до приглашения на престол князя или же лишение его власти - утверждали на вечевых собраниях. Место проведения киевских вече на протяжении веков оставалось неизменным - Торг, или, как тогда говорили, Торжище. На этой площади всегда бурлило море народа, так что «взывать» (объявлять) о народных собраниях и проводить их удобнее всего было именно здесь.

Тысячу лет подряд древняя площадь так и остается площадью, известной ныне как Контрактовая. Археологи утверждают, что под этой площадью сохранились целые кварталы Х века. А гуру украинской археологии Михаил Сагайдак даже смело предлагает раскопать несколько усадьб, накрыть все стеклом и создать таким образом археологический музей - как в английском Йорке (который, к слову сказать, безумно популярен среди туристов). Бесспорно, это было бы здорово - ведь выставить на обозрение кусок цивилизованной улицы тысячелетней давности может не каждая европейская столица.

Равно как и козырнуть престижным университетом многовековой давности. А в Киеве в XVII веке именно на Контрактовой площади - тогда она именовалась Рыночной - появилась прославленная Киево-Могилянская академия, и на протяжении веков она была одним из авторитетнейших учебных заведений Европы.

Нынче площадь - одна из последних в столице, в архитектуре которой еще можно узреть древнюю летопись. Настоящий образ многих других исторических мест безвозвратно утрачен. В КГГА твердо убеждены, что архитектура - это комикс, и потому в Киеве остается все меньше аутентичного. И все больше комического появляется взамен.

Очередь дошла и до Контрактовой. В 2011 году там запланировали реконструкцию. Что оно такое - неизвестно. Поскольку на Контрактовой, как на части заповедника «Древний Киев», все работы должны проводиться в соответствии с требованиями закона об охране культурного наследия.

Согласно этому документу, площадь и здания на ней можно реабилитировать, музеифицировать, реставрировать или консервировать.

Но в КГГА быстро сообразили, что в результате реставрации или «музеификации» комикс не получится. И потому древнюю площадь решили реконструировать.

Фронт работ начнется с построения на Контрактовой сразу двух магистратов. Первый построят по проекту двухсотлетней давности архитектора Гесте, который в 1815 году киевляне категорически забраковали по двум причинам. Во-первых, «совсем не к месту» и, во-вторых, «очень дорогой». Сейчас вторую проблему решает инвестор, в связи с этим первую объявили неактуальной.

Так что через год-два неприкосновенную - согласно украинским законам - площадь загромоздит здание на двадцать тысяч метров. Еще и с парковкой, устраивая которую, утверждают в Институте археологии НАН Украины, строители вывезут КамАЗами на свалку все бесценные археологические находки (такое бывало уже не раз).

И спрашивается, ради чего столичная власть вляпывается в такое беззаконие, лоббируя восстановление магистрата?

Причина традиционная: ради приумножения в городе торговых площадей. Поскольку под прикрытием красивого слова «магистрат» древней площади на самом деле всучат очередной базар.

Второй магистрат собираются отстроить на месте ратуши, сгоревшей в пожаре 1811 года. Это должно быть муниципальное здание, в которой городская власть планирует устраивать официальные приемы.

Аргументы чиновников и памятникоохранителей в пользу восстановления вроде бы очень хорошие: «Киев - город с многовековой традицией самоуправления, и демонстрировать это высоким гостям нужно в соответствующем историческом здании, а не позориться проведением официальных приемов на Крещатике».

Действительно, каждая европейская столица имеет солидную резиденцию для приемов. Но (!) обустраивают ее в настоящем историческом здании, а не в «рагульском» муляже.

И, собственно, зачем в Киеве в который раз фальсифицировать историю, отстраивая лжератушу, если на Контрактовой по сей день стоит дом под №12, где в течение нескольких десятилетий после злосчастного пожара 1811 года реально работал магистрат? Ныне там Дворец детского творчества. И вместо того чтобы расходовать деньги на невесть что, городская власть, предложив детям достойную замену, могла бы обустроить свою резиденцию в настоящем магистрате и одновременно замечательном имении двухсотлетней давности.

Но если предложить детям что-то «достойное» не по силам, то, в конце концов, совсем рядом, на Контрактовой, 8,
есть еще одно старинное здание, которое также причастно к истории киевского магистрата, - бывшая усадьба бургомистра. Этот дом считают одним из самых лучших в Киеве образцов архитектуры классицизма. За его полутораметровыми стенами со сводчатыми потолками можно сделать достойные исторической традиции апартаменты для официальных приемов. Тем более что выселять никого не нужно. Примерно лет десять дом стоит пустой. И будет стоить это в сотни раз дешевле, чем сооружение лжемагистрата, и эффект - вполне соответствующий европейской традиции.

Но забитые двери-окна этого старинного здания свидетельствуют о недобрых относительно него планах у инициаторов реконструкции площади.

Кстати, победителем тендера на разработку проекта на Контрактовой стала архитектурная мастерская «Ю.Лосицкий». Эта компания имеет перед Киевом ряд «заслуг»... Несколько лет назад их трехэтажная надстройка крайне испортила памятник архитектуры в самом сердце исторического Киева на Владимирской, 4. А в результате реконструкции мастерской «Ю.Лосицкий» здания на Владимирской, 47, Киев распрощался с весьма знаковой исторической усадьбой. В конце ХІХ века здесь была рисовальная школа, где изучал основы живописи «реформатор искусства ХХ века» Казимир Малевич. Надлежащей реставрацией в этом доме можно было сохранить историю жизни всемирно известного художника и таким образом приумножить честь и славу Киева. Но проект реконструкции мастерской «Ю.Лосицкий» обусловил иной фронт работ: старинное здание разрушили до основания, оставив только фасад. И теперь стена с двухэтажной надстройкой, за которой появились тысячи метров офисных площадей, о рисовальной школе и об отце супрематизма уже никому ничего не расскажет.

Не такая ли реконструкция свершится и на Контрактовой?

В сущности, речь не идет о том, что мастерская «Ю.Лосицкий» - «самая плохая». Она просто такая же, как и другие столичные архитектурные союзы или компании. Которые, угождая вкусам
неофитов у власти, зарабатывают на преобразовании исторического облика Киева в безобразный комикс.

«Впаривая» столице этот архитектурный комикс, маститые архитекторы вкупе с именитыми памятникоохранителями неизменно уверяют общественность в том, что все их проекты превращают Киев в «настоящую европейскую столицу».

Действительно ли такое практикуют сегодня в Европе?

Комментарий руководителя Департамента охраны культурного наследия Эстонии Бориса Дубовика: «Памятник архитектуры, надстроенный мансардой, не говоря уже о многоэтажной надстройке, - это потерянный памятник. Надстройка искажает аутентичность старинного здания и историческую среду вокруг. Сохранение памятника в виде фасада - это памятникоохранный нонсенс. Фасад не представляет ни исторической, ни культурной ценности. Когда от исторического здания остается только фасад - памятник уничтожен. В Таллинне сегодня реставрировано - от интерьера до фасада - 90% старинной застройки города. Максимально сохраняя аутентичность памятника, мы сберегаем истинную историю и художественные достояния предыдущих поколений. Это, во-первых, делает честь государству, а во-вторых, чрезвычайно привлекательно для туристов».

Комментарий руководителя Государственной комиссии по охране культурного наследия Литвы Йонаса Глямжи: «40% архитектуры Вильнюса было уничтожено в период Второй мировой войны. Но мы не стремимся восстанавливать утраченное. Восстановление - это вранье. Мы максимально стараемся сохранить то, что осталось. Единственный отстроенный объект в Вильнюсе - замок монархов. Это было исключительное для Литвы решение и его принимали на уровне парламента.

Надстройка памятника архитектуры мансардой или создание внутри него новой планировки - это реальная потеря памятника. Ведь здание перестает быть носителем истинной истории. Искажением исторической архитектуры можно очень просто фальсифицировать историю.

Иногда случаются среди инвесторов чудаки, которые предлагают вложить миллионы долларов в построение какой-то химеры в историческом центре Вильнюса. Но в Государственной комиссии чудаки не работают, так что подобные проекты даже не обсуждаются».

Вот как оно на самом деле - в Европе. И потому Таллинн ежегодно посещают три миллиона туристов, Вильнюс - пять миллионов. А Киев - 400 тысяч. Каждый турист за день пребывания в стране расходует в среднем 120 евро. Таким образом можно подсчитать, во что обходится столице Украины потеря ее исторического лица.

Но материальные потери - не самое худшее. По сравнению с ценой, которую рано или поздно придется платить за потерю истинной истории и превращение ее в отвратительный комикс.