UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конкурс Лысенко: попытка №4

По сравнению с предыдущим конкурсом увеличилось количество конкурсантов и возросло соотношение иностранных участников. Например, номинации «Скрипка» — 60% конкурсантов из разных стран.

Автор: Екатерина Константинова

В столице с 15 по 24 ноября проходит IV Международный музыкальный конкурс имени Мыколы Лысенко (1842-1912). Эксперты называют это событие наиболее значительным из всех музыкальных акций в Украине. Проект ознаменован тремя вехами - 50-летием основания конкурса (1962), 170-летием со дня рождения основоположника украинской национальной музыки Миколы Лысенко, а также 100-летием со дня смерти композитора.

В эксклюзивном интервью ZN.UA Ольга КОНОНЕНКО, художественный руководитель конкурса имени М.Лысенко, рассказала об особенностях форума, его гостях и участниках.

Как известно, до 1992 года конкурс проводился как всеукраинский, а с 1997-го он проходит как международный. Последний раз состоялся в 2007 году. Столь длительный перерыв между конкурсами (четыре-пять лет) прописан в Положении, что в свое время было позаимствовано у других именитых состязаний, в частности - имени Чайковского в Москве.

В этом году Киев посетит более 200 участников из 16 стран. Среди членов жюри лауреаты прошлых лысенковских конкурсов: О.Козаренко (фортепиано); Д.Ткаченко (скрипка); И.Кучер, Ю.Пантелят, Ю.Ланюк (виолончель). Напомним также, что победитель получит беспрецедентный (как для Украины) денежный приз - 20 тыс. долл.

- Планы относительно этого музыкального мероприятия значительные, - говорит Ольга Кононенко. - Сразу после проведения конкурса начнется работа по его реструктуризации. В первую очередь это связано с желанием усовершенствовать организационную сторону проведения, чтобы быть на одном уровне с другими престижными международными конкурсами. Ведь в нашем случае проходит одновременно четыре номинации - пианистов, скрипачей, виолончелистов, вокалистов, которые раздельно требуют очень большого административного ресурса: специализированных концертных площадок, оркестров для сопровождения финального тура, обслуживающего персонала и многое другое. В этом случае рассредоточение сил снижает качественный уровень отдельно взятого конкурса. С другой стороны, работа должна быть постоянной и регулярной, а проведение один раз в пять лет совершенно не способствует этому. Как пример могу привести престижный конкурс Королевы Елизаветы в Брюсселе, который также представлен четырьмя номинациями и проходит ежегодно, чередуя номинации «Фортепиано», «Скрипка», «Вокал», а номинация «Композиция» представлена каждый год.

- Кто из родственников Мыколы Лысенко гостит на нынешнем конкурсе?

- Традиционно наш почетный гость - внучка Мыколы Витальевича профессор Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского Рада Остаповна Лысенко, которая стояла у истоков создания конкурса. У нее есть ученики, кстати, тоже заявленные в состязаниях. И есть еще один родственник великого композитора. Это Мыкола Лысенко - дирижер Государственного эстрадно-симфонического оркестра. Он будет дирижировать все виолончельные программы финалистов.

- Относительно авторских прав… Все ли проблемы и недоразумения преодолены?

- Недоразумений нет. Мы стремимся делать так, как делает весь мир, - защищать авторские права. Участник, соглашаясь с условиями конкурса, передает нам право на аудио-, видеозапись и радио-, телетрансляцию его выступлений. Ведь мы заинтересованы в публичности проведения мероприятия через телевидение и радио, а без согласия исполнителей мы делать этого не можем. И как раз сейчас, впервые за всю историю конкурса, у нас будет прямой эфир с церемонии награждения и заключительного концерта лауреатов на Первом национальном телеканале.

В этом году подано большое количество заявок: 41 пианист, 56 скрипачей, 22 виолончелиста и 105 вокалистов. По сравнению с предыдущим конкурсом увеличилось количество конкурсантов и возросло соотношение иностранных участников. Например, в номинации «Скрипка» - 60% конкурсантов из разных стран. А вот в вокальном конкурсе максимально представлена Украина, ведь мы - певческая нация.

- В этом году чрезвычайно весомый премиальный фонд. Есть ли гарантия, что этому фонду будут соответствовать творческие ресурсы?

- Исходили из того, что данные премии - средний уровень престижного европейского конкурса. А уж для Украины это хорошие деньги. В Европе есть конкурсы, где премии составляют 30 тыс. евро. Но мы к этому должны идти постепенно и соизмерять желания с возможностями. Первоочередная задача -хороший старт для талантливого музыканта. А это не только деньги, но еще и работа по организации дальнейшей концертной деятельности победителей. Если говорить об украинском потенциале, то заявлены молодые солисты оперных театров Киева, Одессы, Донецка, Львова, большой процент студентов консерваторий (в настоящее время музыкальных академий).

Финансовые возможности большинства студентов не всегда позволяют выехать за рубеж для участия в конкурсе, поэтому мы должны быть достойной альтернативой.

- А есть ли уверенность, что наш «Лысенко» сможет стать таким же престижным, как, например, «Чайковский» в Москве или «Королева Елизавета» в Брюсселе?

- Уверенность есть всегда, когда понимаешь, какого результата хочешь достичь и какие шаги для этого должен сделать. На сегодняшний день мы уже достаточно сильно заявили о себе, несмотря на то что мы только IV Международный конкурс.

Не так все гладко даже у именитых престижных конкурсов. Частые жалобы на заангажированность, несправедливое оценивание… Есть отдельные моменты, которые не хотели бы перенимать. Поэтому понятие престижа - стремление быть максимально открытым и демократичным. Во многом изменено Положение о работе жюри. Это и система голосования, отвечающая международным требованиям и стандартам и обеспечивающая максимальную прозрачность и точность определения победителей конкурса. Обязанность каждого члена жюри - дать свою профессиональную оценку конкурсанту. А подсчет голосов происходит в присутствии международных наблюдателей секретарем жюри и представителем дирекции.

В этом году среди почетных гостей с миссией международного наблюдателя присутствует президент конкурса им. Венявского в Люблине, художественный руководитель люблинской филармонии, председатель Музыкального общества им.Венявского в Люблине Тереза Кшеська Фалгер (Польша) и пианист, этномузыколог, доктор философии Тарас Филенко (США) - автор книги «Світ Миколи Лисенка», которую он любезно дарит победителям конкурса.

-Для многих музыкантов даже победа на международном конкурсе еще не гарантия успешной карьеры и трудоустройства, поскольку к серьезной музыке в Украине отношение не всегда серьезное…

- Вот и хочу сказать по этому поводу. В этот раз как никогда почувствовали серьезное отношение Министерства культуры. Мне кажется, государство заинтересовано популяризировать высокое искусство. Впервые к конкурсу подключилось телевидение - это и прямая трансляция закрытия конкурса, и та же телевизионная реклама, которая, как правило, недоступна для мероприятий такого рода.

Многое делаем со своей стороны для того, чтобы конкурс стал более известным. Напомню, что на финальном концерте победитель скрипичного конкурса сыграет на уникальном инструменте - скрипке Гварнери Дель Джезу (1727 год), любезно предоставленной лондонской компанией Florian Leonhard Fine Violins. Также есть договоренности с нашими партнерами о концертных ангажементах в Украине, Польше, Италии, Японии для победителей конкурса. Мы понимаем, что успешная карьера молодого музыканта во многом зависит и от нас, и мы должны всячески содействовать его творческому росту.