UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конкурс Турчака: слушай вечность!

Современный дирижер - главная фигура на мировой музыкальной арене.

Автор: Ольга Кизлова

Победителем Третьего конкурса молодых дирижеров им. Стефана Турчака стал 33-летний Гаддиел Домбраунер (Франция-Израиль).

Современный дирижер - главная фигура на мировой музыкальной арене, и в филармонии, и в оперном театре. Проведение Третьего конкурса молодых дирижеров им. Стефана Турчака планировалось на ноябрь-декабрь 2014 года, но откладывалось трижды. Причиной стали политические ЧП, война в Донбассе, безденежье.

Но теперь, наконец, этот, без преувеличения, грандиозный музыкальный праздник состоялся, прошел на высочайшем, мировом уровне.

К участию в конкурсе были поданы заявки претендентов в возрасте до 35 лет из 13 стран. Были допущены к первому туру 20 человек из восьми стран, во второй прошли десять и в третьем стали победителями четыре лауреата и дипломант.

Нынешние победители уже проявили себя на дирижерском поприще в оркестрах разных концов мира - украинских и зарубежных (Киев, Днепр, Кливленд, Перуджа, Ашдод, Москва, Бухарест, Самсун в Турции и др.).

Жюри представляли украинцы: композитор Е. Станкович, ректор НМАУ В. Рожок, главный дирижер обеспечившего конкурс НЗАСОУ В. Сиренко и ответственный секретарь А. Корысько. А также дирижер-швейцарец Павел Длябога, сербский дирижер, победитель Первого международного конкурса им. Ст. Турчака Микица Евтич, солист-вокалист и дирижер Оперного театра им. Алишера Навои Нормумин Султанов (Узбекистан) и ректор Белорусской музыкальной академии Катерина Дулова.

Конкурсы хороши тем, что в них сочетаются живая жизнь, интрига, соревнование и прекрасная музыка. Состязание дирижеров заключается в их репетиционной работе с оркестром, умении достичь художественного результата, выстроить форму, передать содержание произведения. И, в конечном результате, продирижировать подготовленными с оркестром партитурами перед публикой в финальном концерте.

С этой целью организаторы отобрали лучшие образцы мировой и украинской музыкальной классики, и в нынешних соревнованиях прозвучали К.М. Вебер, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Дж. Верди, С. Рахманинов, Й. Брамс, П. Чайковский, И. Стравинский, А. Дворжак, Я. Сибелиус, Дм. Шостакович, Б. Лятошинский. И отечественные партитуры: Симфониетта Е. Станковича (1971 г.) и Карпатский концерт М. Скорика (1972 г.) - роскошная, ставшая классикой украинская музыка второй половины ХХ века.

Уровень оркестра оказался превосходным. Этому содействовали несколько факторов. Во-первых, коллектив заметно омолодился, в него влились талантливые духовики и ударники. А приток молодых артистов, еще не утративших, в силу недавней учебы, прекрасной творческой формы, очень способствует повышению общего оркестрового профессионализма, отличному звуку. К слову, в конце декабря Национальный симфонический проведет очередной конкурс на замещение вакантных мест, на сей раз в группах струнных: первых скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Во-вторых, гастроли в США зимой 2016/2017 г., где было сыграно 44 концерта! И завершившаяся буквально накануне конкурса поездка в Германию с 12 выступлениями, в которых звучали В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Мендельсон и другие классические шедевры, требующие высокой исполнительской школы, достойного уровня каждого оркестранта, "подтянули" звучание, безусловно, высокопрофессионального оркестра на еще более качественную ступень. В Германии был достойно озвучен слоган Национального симфонического: "Слушай вечность".

В день заключительного концерта работе оркестра со сцены дал оценку член жюри Павел Длябога, назвав его уровень высочайшим, мировым. Восхищались игрой НЗАСОУ в чате во время прямой трансляции всех трех туров конкурса рядовые слушатели и коллеги из других ведущих оркестров страны, в частности, НОУ им. Т. Шевченко.

Выпускник НМАУ им. П. Чайковского, член жюри сербский дирижер Микица Евтич заметил:

- Я не слышал этот оркестр лет двенадцать и потерял из виду его потенциал. Оркестр очень вырос, сейчас это просто мировой уровень. Это говорю без всяких сомнений. Качество конкурса тоже высокое. Парень из Франции, получивший первую премию, - это зрелый, серьезный, опытный дирижер. У него, уверен, карьера сложится очень хорошо. Жюри единогласно выбрало именно его, Гаддиела Домбраунера, победителем.

На вопрос об украинской дирижерской школе г-н Евтич ответил, что она, конечно же, существует, подтверждением чему служит творчество Стефана Турчака.

Дополню, что Микица сам учился в НМАУ у профессора Аллина Власенко, подготовившего в большую жизнь плеяду талантливых, известных дирижеров: Владимира Сиренко, Викторию Жадько, Андрея Иваниша, Наталию Пономарчук, Игоря Андриевского, Сергея Власова (Россия).

Несколько лет главным дирижером в Бонне был наш Роман Кофман. Сегодня выпускники-дирижеры украинских музыкальных вузов плодотворно работают на западе: Кирилл Карабиц в английском Борнмуте и теперь в немецком Веймаре. Львовяне Оксана Лынив в Граце, Адрей Юркевич - во многих мировых театрах и три сезона главным дирижером Варшавской оперы.

Четыре дня прямая трансляция на канале Youtube велась почти идеально, причиной коротких сбоев явились эпизодические проблемы с интернетом, музыка была очень хорошо "вызвучена" режиссерами.

Оперативно работал содержательный сайт, реагировавший на ход соревнований.

А поработать пришлось немало. Оркестр играл с небольшими перерывами с утра до ночи (пять полных 10–11-часовых дней). В программу третьего тура включался аккомпанемент концерта. Солистами-иллюстраторами выступили виолончелист Артем Полуденный с концертом А.Дворжака, скрипачка Богдана Пивненко с концертом Я.Сибелиуса и пианист Денис Яворский, исполнивший концерт №1 Ф.Листа.

Кульминацией конкурса стал заключительный концерт лауреатов. І премия и приз от оркестра - выступление за его пультом в следующем сезоне - достались Гаддиелу Домбраунеру (Франция-Израиль). Он выходил на сцену дважды. Сначала открыл парад лауреатов Увертюрой "Эгмонт" Л. Бетховена.

Знаменитая музыка прозвучала эталонно. 33-летний дирижер - зрелый, интеллектуальный, очень чуткий и эмоциональный музыкант. Великолепное выступление, заслуженная победа.

Затем лауреат ІІІ премии украинец Назар Якобенчук продирижировал трехчастной Симфониеттой Евгения Станковича. Колоссальное произведение, огромного масштаба и силы, созданное 29-летним автором. В нем не только ощущается влияние Д. Шостаковича, С. Прокофьева. В финале дважды проходит аллюзия до минорной прелюдии из І тома ХТК И. С. Баха. В небольшой партитуре заложен собственный стиль гениального украинского симфониста. Дирижер уверенно взял трактовку замечательной музыки в свои руки. Огромное, незабываемое впечатление.

Программа была насыщена драматизмом. Лауреат ІІ премии Иван Чередниченко выстроил глубокую, сложную, порой трагическую концепцию Первой части Третьей симфонии Бориса Лятошинского. Эмоциональный, глубоко чувствующий музыкант не щадит себя, отдается исполнению, работает буквально на износ. Наслаждение получили и артисты, и слушатели.

Второе место конкурса с украинцем разделил ученик Геннадия Рождественского румын Артун Хойник - очень техничный, блестящий, броский, чуткий дирижер. В его интерпретации несколько частей сюиты Игоря Стравинского из музыки к балету "Жар-птица" наполнились яркими образами, глубокими контрастами, импрессионистическими красками.

Завершил концерт еще один выход победителя конкурса. Гаддиел Домбраунер продирижировал финалом Симфонии №4 Йоганнеса Брамса. По словам исследователя, в этой музыке "переплетаются отчаяние и надежда, борьба и смиренная покорность, в финале собраны неразрешимые противоречия, приводящие к трагической развязке". Молодой дирижер блестяще воплотил авторский замысел и собственную человеческую и музыкантскую зрелость в финальной чаконе.