Ситуацию с реформированием школ эстетического воспитания в условиях децентрализации по просьбе ZN.UA комментирует советник министра культуры Украины Ирина ФРЕНКЕЛЬ.
- Г-жа Ирина, как реально повлияет анонсированная "реформа" начального художественного образования на само это образование, на его качество?
- В последнее время среди руководителей и педагогических работников действительно растет беспокойство по поводу дальнейшей судьбы школ искусств. Такое беспокойство возникло из-за распространенной ложной информации. В частности, якобы Министерство планирует превратить школы искусств в кружки, что приведет к уничтожению в них звена начального профессионального художественного образования и к закрытию школ.
Думаю, это вызвано мотивированными предложениями Министерства культуры законодательно ввести минимальные стандарты обеспечения услугами художественного образования.
Стандарты - не только ответ на вопрос, "кто" должен заниматься школами искусств (в контексте создания объединенных территориальных громад). Но и вопрос - "какие" образовательные услуги они должны предоставлять? Предложены два типа начального художественного образования:
а) начальное профессиональное образование - для тех, кто планирует в дальнейшем поступать в художественные образовательные заведения высшего уровня;
б) общехудожественная подготовка - для тех, кто стремится развиваться.
Образовательные программы первого типа будут базироваться на нынешних Типовых планах НСХУЗ (ШЭВ), которые войдут в них в полном объеме.
Образовательные программы второго типа - "облегченный вариант" типовых учебных планов. В него будут входить 4 составляющие: специальность, сольфеджио, история искусства и коллективное музицирование (пленэры, постановки и т.п.).
Это даже больше, чем сегодня предлагают некоторые заведения. Такие стандарты заставят руководителей школ и органов местного самоуправления выполнять эти условия.
Во всяком случае, будут формировать содержание типовых образовательных программ методисты и преподаватели школ с помощью Государственного методического центра учебных заведений культуры и искусств Украины. Кроме этого, минимальные стандарты будут устанавливать нормативы финансирования.
Согласно "Положению" о начальном специализированном художественном учебном заведении (школе эстетического воспитания), в п 2.4 речь идет об удовлетворении потребностей гражданина в профессиональном самоопределении и творческой самореализации.
Само создание условий для группы учеников, желающих получить общее художественное образование, не планируя в дальнейшем приобретать профессиональное художественное образование (т.е. творчески самореализовываться), - предусмотрено в проекте закона.
Таким образом, реформа начального художественного образования направлена не только на увеличение и осовременивание услуг, но и на расширение круга желающих получить такие услуги.
В качестве примера: на сегодняшний день свыше 50% музыкальных школ Украины уже предоставляют услуги по обучению изобразительному искусству, открывают танцевальное и театральное направления работы. Эти группы функционируют на началах хозрасчета.
Законодательная ограниченность возможностей для бюджетной поддержки этих направлений со стороны власти не позволяет им нормально развиваться и ущемляет права малообеспеченных и многодетных семей на развитие детей (представители названных категорий не всегда имеют средства на оплату обучения детей по тарифам хозрасчета).
Но есть и другая сторона медали. Кого именно воспитывают в школах искусств? Сегодня мы воспитываем солистов. Так построены типовые учебные планы.
Но сейчас актуально развитие образованных людей, аудитории для филармонических залов, формирование креативного класса: это будущее ядро постиндустриального общества. И здесь у меня возникают вопросы к специалистам:
а) много ли вы можете назвать имен учеников, которые после окончания музыкальной школы посещают концертные залы (в процентах к общему количеству)?
б) много ли ваших учеников получают дальнейшее профессиональное художественное образование (в процентах к общему количеству)?
Разница между двумя этими цифрами и является тем результатом работы школ, когда выданы свидетельства об их окончании, но нет ни аудитории, ни специалистов.
По моему мнению, проблема лежит именно в этой плоскости.
Кроме того, считаю, что необходимо разработать два типа документов об окончании школ искусств, в зависимости от формы обучения, выбранной родителями - ведь именно они платят за обучение. Но этот вопрос надо проговорить и проработать с широким кругом специалистов.
- Перевод школ искусств на местные бюджеты, по мнению преподавателей, - это риск уничтожить такие школы, ведь местные бюджеты могут "отклонить" это бремя. Какие перспективы видите вы?
- Перевод школ искусств на местные бюджеты произошел еще в 1994 г. Тогда были ликвидированы администрации местных и районных уровней и созданы советы и исполкомы. Переходной период длился около двух лет, когда школы финансировались из двух бюджетов - местного и центрального.
С 1996 г. (последние 20 лет) внешкольные художественные учебные заведения на 100% содержатся за счет местных бюджетов. Поэтому мнения и опасения преподавателей безосновательны.
- Почему именно сейчас возникла насущная необходимость в такой реформе, ведь есть отрасли, нуждающиеся в более оперативном реформировании?
- Очевидно, не другие "отрасли", а другие "направления в культуре" нуждаются в реформировании. В контексте внедрения реформы децентрализации стали явными проблемы, находившиеся в тени многие годы.
Мы всегда употребляли слово "содержание" для заведений культуры, создавая образ "иждивенки", вместо формирования имиджа культуры как основы ценностного фундамента государства.
Учитывая тенденции постиндустриального общества, вызовы времени, идеологическое противостояние и геополитические расколы, Министерство культуры сейчас работает над внесением изменений в определенные законодательные акты, разрабатывает минимальную корзину культурных услуг, которая должна обеспечить формирование гуманитарной креативной личности.
Возможно, негатив вызывает слово "реформа"? Но лично я не вижу здесь каких-то уж очень кардинальных изменений. Наоборот, предоставление законного статуса действиям музыкальных школ, которые пытаются расширить перечень услуг для привлечения более широкого контингента учеников (и на сегодняшний день ограничены в этом праве), - основная цель предложенных изменений.
Фактически в Украине нет "культурной субвенции" и стандартов обеспечения культурными услугами, которыми должна руководствоваться местная власть, формируя бюджеты. Это один из ключевых вопросов, над которым сейчас и работает министерство.