UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кино, за которое не будет стыдно

О грядущем кинематографическом ренессансе.

Украинский кинопроцесс в уходящем году можно смело оценить на "4", причем на твердую такую "четверку".

Почему? Потому, что многие фильмы отечественного производства выходят в широкий прокат, и за них действительно не стыдно. Мы делаем кинопрограмму уже десять лет, и могу подтвердить, что за это время я пересмотрела, очевидно, десятки, если не сотни украинских фильмов. Поэтому могу сказать, что с каждым годом их качество улучшается, и уже не стыдно советовать эти фильмы зрителям. И даже не грустно смотреть их в одиночестве дома.

Почему оценка "4", а не "5"?

Потому что, к сожалению, не всегда члены комиссии Госкино выбирают в свой список для госфинансирования фильмы, заслуживающие внимания. Возможно, надо более системно анализировать подход к выбору этих лент, поскольку многие отечественные фильмы, особенно исторические, - это сейчас бутафорские истории, в которых нет жизни, а есть пафосные монологи с привкусом утомленной обреченности. Их немного, но они есть.

Самое большое имиджевое поражение нашей киноотрасли в 2019-м - конкурс на должность председателя Госкино. То, что произошло вокруг Юлии Синкевич и ее участия в конкурсе, - это старые системные подходы, которые применяет новая власть к процессу выбора профессиональных людей на должность. Я уверена, что это самый большой повод для беспокойства. Почему? Потому что будущий председатель Госкино должен определять дальнейшие реформы и развитие кинопроизводства в целом. Я бы очень хотела, чтобы на такой важной должности была Юлия Синкевич. Более того, у Юлии нет политической окраски, и она не принадлежит ни к какой политической силе. И это огромный бонус для всех кинематографистов.

Что же касается художественных событий в 2019-м, то удачных лент было много. Я уверена: этот год доказал, что мы на пороге кинематографического ренессанса. Прежде всего - в жанре патриотического кино. Только посмотрите, сколько такое кино собирает в прокате, и сколько людей его смотрят! Военная драма "Иловайск 2014. Батальон "Донбасс", основана на реальных историях ветеранов-добровольцев, - очень качественная и мощная идеологическая лента. И я очень рада, что ее посмотрело так много людей. Так же, как и фильм Наримана Алиева "Домой".

Более того, идеологическое кино, связанное с войной, с нашей национальной идентичностью, - это катализатор нашего духа и нашей борьбы на Востоке страны.

Если говорить о моих собственных вкусах в украинском кино, то могу выделить фильм "Домой" Наримана Алиева и, безусловно, ленту Антонио Лукича "Мои мысли тихие".

Если говорить о первоочередных шагах правительства и бизнеса ради того, чтобы киноотрасль еще больше оживить, чтобы проекты - и кассовые, и авторские, и разножанровые - были результативнее, то здесь история очень сложная... Ведь не только комиссия при Госкино, но и целая система влияет на то, чтобы та или иная лента получила финансирование. Если у меня и есть претензии, то не к комиссии и отдельным ее членам, а в целом к форме выбора лент. Я очень это почувствовала на примере ленты "Я, Нина", победившая на питчинге Госкино, однако финансирования пришлось ждать очень долго.

Я уверена, что и министр Владимир Бородянский, и новый председатель Госкино (когда он будет избран) внесут свои предложения по переформатированию состава комиссии и подхода в целом. Но если бы у меня спрашивали и я бы что-то советовала, то, думаю, надо разнообразить состав комиссии, чтобы он был насыщен большим количеством молодых кинематографистов и экспертов. Например, система, существующая в Национальной кинопремии "Золота дзиґа" от Украинской киноакадемии, - это очень правильный подход. Поскольку я вхожу в киноакадемию, то время от времени наблюдаю, как голосуют люди разных поколений, разных вкусов, разных подходов. Мне кажется, это разнообразие приближает нас к объективности. Ведь если состав комиссии - люди, принадлежащие к одному условному клубу вкусов, воспитанию, подходу, восприятию современного кино, то мы мало можем говорить об объективности. А когда это разная в своих подходах и вкусах аудитория, то мы охватываем больше людей, определяющих, кто побеждает или не побеждает в питчингах. И потом мы видим фитбэки от зрителей, которые тоже очень разные и, соответственно, получаем крупную кассу.

Что еще надо изменить в "кухне" финансирования государственных фильмов? Скажу, что в этом процессе господствует такая бумажная кабала, что иногда мне кажется, что мы играем в игру "Последний герой". Эту бюрократию и эту кучу бумаг и отчетов уже давно надо перевести в электронный вид.

Кроме того, в нынешней системе меня очень беспокоит отсутствие финансирования промо- и пиар-истории фильмов. В нашей стране очень мало программ о кино, поскольку менеджмент телеканалов такие программы считает нерейтинговыми (хотя на самом деле они такими и являются). Я это говорю как человек, десять лет делающий программу о кино. Поэтому должно быть государственное финансирование, отдельная статья к каждому фильму, который финансируется государством, в плане промо-продукта.

Ведь если люди не смотрят соответствующих программ или не читают нишевых ресурсов, - они и не знают, когда та или иная лента выходит в прокат. Следовательно, на это надо обратить внимание.

В Украине сейчас произошли тектонические сдвиги и изменения. Конечно, это сможет повлиять и на киноотрасль в 2020 году. Но в смене власти и подходов меня беспокоит одно - сохранение независимости руководителя Госкино, чтобы государственный орган с помощью скрытых лоббистских схем не начал финансировать ленты людей, близких к властным структурам. Это мое самое большое беспокойство на данный момент. Ведь наша нынешняя власть - это монобольшинство в парламенте. Многие из них, и сам президент, - близкие к культурной сфере люди...

Владимир Бородянский, возглавляющий Министерство культуры, молодежи и спорта, которому подчиняется Госкино, - человек профессиональный, со знанием индустрии. Надеюсь, что в этом плане все будет урегулировано.

Ну, и средства, в последние пять лет выделявшиеся на кино, позволили нам ежемесячно видеть в прокате новую украинскую ленту. Украинские фильмы сейчас завоевывают награды на разных кинофестивалях. Картина Васяновича "Атлантида" в этом году получила приз в Венеции - это большая победа всего нашего кино

Но чтобы киноотрасль успешно развивалась, должна быть создана налоговая система, при которой бизнесмены хотели бы вкладываться в кино. Этим должен заниматься профильный орган, чтобы люди бизнеса не боялись потерять деньги, вложив их в картину, успех которой на 100% не всегда гарантирован. Кино - это лотерея, это как футбол. Ты можешь сделать качественную ленту, но не попасть в волну или лейтмотив времени. Поэтому здесь все надо просчитывать.

На какие фильмы я бы сделала ставку в 2020 году? Очень жду ленту "Довбуш" Олеся Санина, потому что уже видела кадры со съемок. А Сергей Михальчук, снимавший ее, - один из лучших европейских операторов. Я видела, как воинственно и талантливо играет в этой ленте господин Стрельников. Актер в роли Довбуша откроется нам по-новому. Ну, и Олесь Санин лентой "Поводырь" уже доказал свое мастерство, всколыхнув украинцев и собрав в прокате немалую сумму. Также жду в прокате фильм "Атлантида" Валентина Васяновича, а еще - съемок нашего фильма "Я, Нина", который, уверена, изменит жизнь онкобольных и отношение украинцев к самим себе.

А ради того, чтобы наша киноотрасль вышла на новый уровень результативности и успешности с европейским контекстом, нужны соглашения с европейскими киностудиями, упрощенная система налогообложения для тех, кто снимает в Украине. И тогда мы откроем двери для всего мира. В Украине много привлекательных локаций, поэтому к нам приезжали и Том Круз, и Арнольд Шварценеггер… У всех известных производителей как американского, так и европейского продукта уже есть постоянные локации в Восточной Европе. Поэтому, как только государство заверит мировой кинематограф, что в Украине снимать выгодно, что все будет честно, что у нас есть ряд компаний, вот тогда мы и будем развиваться и налаживать сотрудничество активнее, чем сейчас.