Современный польский кинематограф - феномен мирового кино. Много новых имен, картины отмечают на престижных форумах. Имена молодых режиссеров у всех на слуху: Войцех Смаржовский, Ян Комаса. А вот новый фильм режиссера Павела Павликовского - "Ида" - сейчас рассматривается как один из главных претендентов на "Оскар". Какие законы и механизмы были приведены в действие, чтобы национальный кинематограф Польши "ожил"? Какие процессы именно сегодня характерны для польской киноиндустрии? На эти вопросы ZN.UA ответили видные представители польского киноистеблишмента. Возможно, в их ответах - "ключ" понимания многих нынешних проблем уже нашей, украинской киноотрасли.
Сегодня в кинопрокате Польши 25-30% собственного, национального продукта. Годовой доход от авторских прав, скажем, у такого классика как Анджей Вайда - от 100 до 200 тыс.евро.
В Польше в настоящее время насчитывается около 300 кинотеатров. В последние годы в них демонстрируется от 20 до 30% картин сугубо национального производства. При этом польский годовой кинобюджет составляет 35-40 млн евро. 90% из них идет не от государства, а от кинорынка.
Тем не менее, некоторые эксперты говорят о некоей "проблеме" польских картин. Она в том, что некоторые фильмы "слишком польские". То есть не в каждой стране мира должным образом оценят и поймут то, что хотят донести до своего национального зрителя польские режиссеры и сценаристы.
Сейчас здесь заметен акцент на копродукцию. В большей степени поляки сотрудничают с Германией и Францией. Самым успешным фильмом, проданным за рубеж в 2011 году, был польско-шведский "Мельница и Крест" Леха Маевского.
Событием 2012-го стала канадско-польская продукция - драма "В темноте" знаменитого режиссера Агнешки Холланд. Лента была номинирована на "Оскар", ее закупили многие страны. Только в Польше фильм посмотрели более 2 млн зрителей.
А в 2013–2014 гг. польской сенсацией стала черно-белая картина "Ида" режиссера Павла Павликовского. Лента оказалась самой востребованной польской картиной последнего времени. Ее посмотрели 550 тыс. зрителей во Франции и 600 тыс. в Америке. Этот фильм собрал 13 млн долл. во всем мире.
В чем залог успеха? Многих тронула искренне и мастерски рассказанная история сироты Анны, которая провела детство и юность в польском монастыре… Дальнейшие ее встречи - тяжкий путь познания, трагедия Холокоста, семейные драмы. Кинокритики ставят этой ленте высокие балы. В главной роли - Агата Кулеша. Кроме Польши в производстве картины также принимали участие Дания, Франция, Великобритания.
Между тем, польские критики говорят, что здесь появился свой "маленький Полански". Это режиссер Ян Комаса. На счету 33-летнего уроженца Познани несколько проектов в качестве режиссера и сценариста: "Город 44", "Зал самоубийц", "Ода к радости", "Рады тебя видеть". (Говорят, "Зал самоубийц" очень понравился самому Полански).
Большую роль в поддержке местной киноотрасли играет польское телевидение. Там постоянно демонстрируют несколько хорошо сделанных сериалов польского производства. Один из самых популярных в последнее время - "Ранчо" Войчека Адамчика. В фильме рассказывается о небольшом польском поселении, в котором существуют "свои законы": своя власть, свои богачи, свои бездельники и пьяницы. Все, что творится на Ранчо, - сатирический взгляд на польский социум.
Большим достижением польской киноиндустрии в последние годы стала возможность увидеть на ТВ отреставрированные копии золотого фонда - легендарные национальные картины. Востребован зрителем и популярный канал TVP "Культура", на котором демонстрируют польские киношедевры, дают регулярные обзоры кинопроцесса, есть место и критике культурной жизни.
***
Яцек БРОМСКИЙ, руководитель Союза польских кинематографистов:
- Наш Союз креативных профессий в кино объединяет более трех тысяч членов, а его основная деятельность - защита авторских прав и репрезентация польского кино продукта на внутренний и внешний рынок.
Мы опирались на французский опыт. Когда в середине 1990-х заговорили о возвращении творцам их авторских прав, то я обратился в наше Министерство культуры с просьбой передать инициативу для реализации этой миссии Союзу кинематографистов.
На тот момент у Союза был только офис, то есть одна комната, которую мы арендовали в этом же министерстве. В 1996-м Союз получил лицензию на оформление и защиту авторских прав. При этом нам было важно найти общий язык с музыкально-творческой организацией ZAIKS, созданной еще в 1918 году по инициативе Юлиана Тувима.
Ей даже в период "власти рабочих и крестьян" удавалось держаться особняком. Ее руководителей неоднократно запугивали заезжие политруки, но благодаря связям и дипломатии ZAIKS крепко держалась на рынке.
Эта организация во все времена занималась регистрацией и защитой авторских прав. Но, как известно, в социалистические времена в карманах творцов от этого не ничего не прибавлялось. Когда мне удалось уговорить руководство ZAIKS подписать соглашение с Союзом кинематографистов - это был серьезный прорыв: носители прав объединились в гильдии, форма управления правами стала коллективной.
Вначале было тяжело, никто не хотел платить. У нас возникали проблемы с организациями и частными телеканалами внутри Польши. Хорошо, что нас постоянно консультировали бельгийские и французские коллеги.
Несколько лет ушло, чтобы выйти на цивилизованный путь. Считаю, что в основе этого успеха была и политическая поддержка - принятие закона, на основе которого стало возможным подписание договоров по авторским правам с аналогичными союзами в мире.
Мы контактировали со всеми - и с Россией, и с Украиной. Стараясь внедрить этот проект в странах, где авторские права игнорировалось. Больше всех повезло Болгарии. В 1995-м, в момент вступления закона в силу, в стране работали всего два кинотеатра и одно частное телевидение. Как только их стало больше, положение болгарских деятелей искусств тут же ухудшилось. В самой Польше процесс затянулся, потому что на рынок вышли американские дистрибьюторы со своими фильмами. Американские дешевые телепрограммы транслировались частными телеканалами…
Наш Союз кинематографистов финансирует ряд кинофестивалей. В основном, в Гдыне и Кракове. Для членов Союза, как мне кажется, созданы наилучшие условия: поддерживаем кинодебюты молодых, вплоть до оплаты билетов при поездках на фестивали. У нас собственный кинотеатр "Кино Культура". Он стал своеобразных клубом, в котором собираются, чтобы посмотреть дебюты, премьеры. Вообще это кинотеатр с амбициозным репертуаром: в основном в нем демонстрируют артхаусное кино.
Для всех членов Союза существует договор с частной клиникой, которая занимается диагностикой и лечением. А в нашем ресторане предусмотрены комплексные обеды за символическую цену (7 злотых), ведь не все члены Союза являются носителями авторских прав, не все в достаточной мере обеспечены. Таким образом, оказываем и социальную помощь.
***
Агнешка ОДОРОВИЧ, глава Польского института киноискусства (PISF):
- Закон о кино в нашей стране был принят в 2005-м. На его основе был создан Польский институт киноискусства (PISF).
Закон о кино предусматривает для всех участников польского кинорынка отчисление 1,5% доходов в фонд PISF. (Это ТВ, кабельное, спутниковое, реклама, кинотеатры и дистрибьюторы).
PISF занимается финансированием кинопродукции, популяризацией польского кино в Польше и за рубежом. Дотирует польские киношколы, поддерживает студенческие и дипломные работы.
Закон работает хорошо. Это признали как сторонники его принятия, так и противники. Слабое место - отсутствие льгот для бизнеса, который мог бы вкладывать деньги в кинопроизводство, поскольку PISF финансирует проекты не полностью, а до 50%. Дебюты - до 70%.
Приоритетными являются исторические картины. Самую большую дотацию от Института в 2007 году получил фильм Анджея Вайды "Катынь" - 1,3 млн евро. А недавно - документальный фильм "Варшавское восстание", который сейчас успешно идет в кинотеатрах.
Система отбора даже при хорошем результате вызывала много споров. В 2012 году она была реформирована и стала более независимой.
Экспертов комиссий назначает Министерство культуры. Оценка проектов проходит в два этапа. Создаются шесть комиссий, где эксперты репрезентируют все кинопрофессии, кроме продюсера. Каждую из них возглавляет так называемый лидер - успешный, авторитетный режиссер.
Следим, чтобы в состав комиссий входили и женщины и мужчины: люди разных поколений, жанров, вкусов, направлений. С одним неизменным условием: лица, отвечающие за отбор, не имеют права подавать в этом году ни одной аппликации на дотацию собственных фильмов.
Продюсер, зная состав комиссий, сам выбирает, в какую из них подать заявку, кому, на его взгляд, данный проект может показаться интересным.
На рассмотрение каждой комиссий приходится до 15 проектов. Каждая отбирает по два, максимум три. Отобранные проекты передаются на рассмотрение остальным пяти лидерам. После чего отбираем столько сценариев, насколько у нас реально есть финансирование. Знаем, что наша дотация возвращается в случае успеха картины. Наш доход начинается после того, как продюсер получил свои 50%. С момента даты премьеры до 6 лет и не больше размера самой дотации.
"Государственного заказа" у нас не существует. Когда обсуждался проект закона (я тогда была вице-министром), сошлись на том, что он должен предусматривать полную независимость художника от власти. Вначале, когда денег было мало, отдавали предпочтение известным режиссерам.
Но надо признать, что наши выдающиеся мастера несколько утратили связь с молодым зрителем. Исключение - Анджей Вайда. Когда система изменилась и заработала, целое поколение молодых режиссеров показало свои дебюты. Пусть эти фильмы не были совершенными, но был найден новый способ контакта со зрителем.
***
Марчин ВОЙТЫШКО, профессор Театральной академии им.Зелдеровича:
- На польском ТВ долгое время был хаос. Вслед за американскими, на нашем телеэкране стали появляться слабые польские развлекательные программы. Их ведущие начали поднимать закрытые ранее темы, зачастую примитивно и некомпетентно. Полезла разного рода "чернуха" и в кино, поскольку многим захотелось снимать то, что ранее было под запретом.
Фильмы и программы делали все те, кто мог достать деньги и имел связи для реализации продукта.
Наше телевидение и сейчас не в лучшей ситуации. Поскольку Интернет составляет серьезную конкуренцию. Но мы поняли: для того чтобы с обложек ушли голливудские улыбки, нужно создать свою, национальную систему звезд.
Здание, в котором находится наша Академия, считается одной из первых построек Варшавы просветительской. Во второй половине XVIII века в нем располагалась Рыцарская академия, в которой учились дети аристократии. Здесь познал азы военного искусства наш национальный герой Тадеуш Костюшко. Во время Второй мировой эти стены были наполовину разрушены. Символично, что после их восстановления мы и занимаемся возвращением наших традиций и культуры.
У нас всегда был огромный конкурс. На актерский факультет подают документы около тысячи абитуриентов. Принимаем 20. На режиссерском - 10 человек на место.
Наши студенты уже в процессе обучения получают заказы на телепостановки. Правда, телеканалы, даже государственные (их у нас два), им практически не платят.
Не стану жаловаться, считаю, что для молодых важнее возможность что-то делать. В результате наши выпускники работают телережиссерами, являются авторами циклов развивающих, образовательных и просветительских программ.
(ZN.UА благодарит Польский институт в Украине и Елену Бабий за содействие в подготовке материала).