UA / RU
Поддержать ZN.ua

Киевское наследие Сары Бернар: спешите видеть!

В столичном Музее Ханенко продолжается выставка "Царство Флоры" (кураторы Елена Живкова, Анастасия Мацело). Большинство экспонатов недавно прошли реставрацию в Национальном научно-исследовательском центре Украины. Часть керамики и народные иконы на стекле показываются впервые.

Автор: Анна Пароваткина

В столичном Музее Ханенко продолжается выставка "Царство Флоры" (кураторы Елена Живкова, Анастасия Мацело). Большинство экспонатов недавно прошли реставрацию в Национальном научно-исследовательском центре Украины. Часть керамики и народные иконы на стекле показываются впервые.

Что касается работ-сенсаций этой выставки - сами музейщики называют три шедевра, прежде не представленные широкой публике. Речь - о вырезанном из каррарского мрамора барельефе "Офелия" авторства легендарной французской актрисы Сары Бернар. А также о портрете Сюзанны де Лоррен в образе Флоры и "маленьком шедевре итальянского барокко" (цитирую по кураторской экспликации) - цветочном натюрморте Бартоломео Бимби.

Самый интригующий объект "Царства", его царица, - конечно же, "Офелия". Совсем недавно, в феврале 2017 г., его авторская копия стала топ-лотом аукциона эротического искусства Sotheby's. И при эстимейте в 50–70 тыс. фунтов стерлингов была продана за рекордную для наследия Сары Бернар сумму в 308 с лишним тысяч фунтов.

Заниматься скульптурой (как профессионал) знаменитая актриса начала в 25 лет. По легенде, когда в конце 1860-х скульптор Ролан Матье-Менье лепил ее бюст, Сара неожиданно дала ему настолько толковые указания, что мэтр порекомендовал ей самой обучаться профессии. И сам (а также Эмилио Франчески) стал ее учителем.

В 1874–1886 годы Бернар участвовала в Парижском салоне, выставлялась как скульптор в Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии. Позже ее работы видели Всемирная Колумбова выставка (Чикаго, 1893) и Всемирная выставка в Париже (1900).

Известно о полусотне скульптур, созданных Бернар. Темой большинства из них стали любовь и смерть. В результате жизненных перипетий актриса была одержима смертью. Впрочем, как и в целом эпоха модерна, с которой творчество легенды и ассоциируется в первую очередь.

Цитируя Borrowers and Lenders, https://www.borrowers.uga.edu/662/show#ref5, "Бернар презентовала "Офелию" во время своего американского турне в 1881 году. А позже подарила барельеф Королевскому Театру в Копенгагене. Настолько впечатлилась приемом, оказанным ей во время гастролей еще летом 1880-го. Затем - создала еще две авторские копии. Все три работы имеют небольшие отличия. Одна из этой троицы в итоге чудом очутилась в Киеве. Чудо - предсказуемо - звали Богданом Ханенко. Вторую по счету "Офелию" сама Сара Бернар подарила другу, венскому художнику Гансу Макарту. После его смерти собранную им коллекцию "арта" в 1885 г. распродали с аукциона - а Богдан Иванович в нем удачно поучаствовал".

Впрочем, каким образом "Офелия" попала в Украину, музейщики еще только выясняют. Достоверно известно, что непосредственно в Музей Ханенко барельеф передали в 1938 г. Бури начала ХХ века он мирно перестоял в Киевском научно-исследовательском рентгенологическом и онкологическом институте. Здание до революции принадлежало Терещенко. Современным реставраторам пришлось разве что почистить барельеф.

Подробнее не только об истории, но и о символике работы можно узнать из выставочного каталога. (К слову, удивительно поэтичном, как для обычно "сухих" научных изданий). "Художники времен fin de siПcle (двух последних десятилетий XIX века) буквально грезили изящным и трагическим образом цветка-Офелии, который в их воображении был связан с концом "прекрасной эпохи"... По мраморной воде рядом с Офелией плывут розы и анемоны, они символизируют любовь и смерть. А также - цветы, которые уже сошедшая с ума возлюбленная Гамлета раздавала королевским придворным: маргаритки (эмблема чистоты) и фиалки - знак верности и, одновременно, любимые цветы самой Сары Бернар".

"Пьер Гобер - придворный художник Людовика XIV, мастер женских и детских портретов, - представляет юную лотарингскую принцессу в образе Флоры, богини весны, а значит, молодости и цветов, - в этом же издании характеристика еще одной сенсации "Царства Флоры", "Портрета Сюзанны Анриетты Лотарингской, герцогини Мантуанской, в образе Флоры" (ок. 1708 - 1710 гг.) Пьера Гобера Фонтенбло (1662 - Париж, 1744). - В ее гирлянду вплетены розы и анемоны, которые символизировали любовь и весну, а прическу украшают фиалки - символ юности. Именно Флора была любимым образом рафинированных красавиц при дворе Людовика XIV".

Кураторские комментарии сопровождают каждый экспонат выставки.

Удивляет во время осмотра "Царства Флоры" - то, как гармонично разные произведения (разных веков) дополняют друг друга. "Прорастают" общей выставкой, как цветочный луг, где все - прекрасно, всему находится место. И ничто - не "хуже" или "лучше" другого.

Да-да, невиданное дело: самые нашумевшие работы экспозиции кураторы осознанно разместили не на самых видных местах. "Офелия" - вообще за колонной, в углу зала.

Но благодаря этому очень смелому, даже ерническому решению все работы только выигрывают.