UA / RU
Поддержать ZN.ua

Канны-2016: старикам здесь место

Каннский фестиваль пересек экватор. Осталось еще несколько дней и фильмов до того, как жюри под председательством Джорджа Миллера объявит имена победителей.

Автор: Екатерина Слипченко

Каннский фестиваль пересек экватор. Осталось еще несколько дней и фильмов до того, как жюри под председательством Джорджа Миллера объявит имена победителей.

В этом году фестиваль собрал в фестивальной колоде немало тузов: братья Дарденн, Альмодовар, Долан, Джармуш, Мендоса, Ассаяс...

Однако далеко не всем удалось подтвердить свое былое величие.

Разочаровали братья Дарденн: "Неизвестная девушка" стала лишь тенью их же шедевров. Сочувствие к жертве, драма маленького человека - все это осталось. Но куда-то исчезли внутренняя энергия и второй план, создававшие из простых историй сложные кинематографические притчи.

Что касается Альмодовара, то, к сожалению, его "Хульетта" не сохранила даже внешнего блеска. Такое впечатление, что фильм снял какой-то старательный, но отнюдь не талантливый эпигон.

Не справился с собственным замыслом и француз Оливье Ассаяс. В ленту "Персональный покупатель" он пригласил Кристин Стюарт, решив, видимо, использовать ее "вампирское прошлое". Она сыграла девушку, обладающую сверхъестественными способностями. Вялая Стюарт, путаный сюжет и не менее путаная и невнятная режиссура привели к тому, что фильм громко освистали.

Но не спешите всех представителей "каннской конъюнктуры" списывать в тираж. "Патерсон" Джима Джармуша не только имеет все шансы стать одним из лучших фильмов фестиваля, но и открывает новую страницу в фильмографии режиссера.

"Патерсон"

История водителя автобуса, пишущего стихи, снята и поэтично, и иронично. Она имеет многослойную структуру, скрытую за ежедневной рутиной. Стройная режиссура становится не ограничением, а изысканной формой для смыслов.

Остался верен себе и филиппинец Брийянте Мендоса. Еще одна локальная история об убогости зла обретает в его кино философскую глобальность. Сам он все отрицает и говорит, что снимает кино о любви и жертвенности. Универсальное кино этого самородка (Мендоса начал снимать в
44 года) не становится с годами менее интересным, темы не исчерпываются, а кинематографический язык обретает абсолютное совершенство.

В поисках нового киноязыка - и совсем молодой, хоть уже титулованный и именитый, Ксавье Долан.

Свой первый проект, в котором задействованы звезды первой величины, 27-летний режиссер, вопреки прогнозам, не провалил. В фильме "Это всего лишь конец света" Марион Котийяр, Натали Бай, Венсан Кассель, Леа Сейду и Гаспар Ульель стали членами одной странной семьи. Почти ни единого среднего и тем более общего плана - все "построено" на лицах актеров. Актеров очень умелых. Особо отметим работы Котийяр и Ульель, сумевших найти в этой довольно истеричной картине новые краски.

Умышленная театральность, бесконечные выяснения отношений вполне вписываются в систему долановского кино. Что касается формы, то режиссер продолжает ее искать, предлагая хоть и спорное, но, без сомнения, новое кино.

Сейчас Канны ждут нового слова от титулованного румына Кристиана Мунджиу. Те, кто уже успел посмотреть его фильм "Бакалавр", считают, что судьбу "Золотой пальмовой ветви" он уже решил. Но что думает по этому поводу жюри, никто не знает.