Продолжается 66-й Каннский международный кинофестиваль. Значит, пришло время разложить предварительный конкурсный пасьянс. В этом году программа не радует новыми именами, не изобилует радикальными лентами и практически не может похвастаться "темными лошадками".
Арт-директор фестиваля Тьери Фремо среди главных козырей этого года назвал картину "Только Бог простит" Николаса Виндинга Рефна. После очень слабого "Драйва", отмеченного, впрочем, призом за режиссуру, с тем же Раяном Гослингом в главной роли Николас Виндинг Рефн, возможно, снял шедевр? Поверить в это трудно, что добавляет некоторую непредсказуемость в итоговые расклады.
В свое время поговаривали, что "Драйв" - своеобразный реверанс в адрес тогдашнего председателя жюри Роберта Де Ниро (определенные параллели с "Таксистом" - правда, только внешние - напрашиваются). В этом году реверансом в адрес нынешнего председателя жюри Стивена Спилберга можно считать "Иммигранта" Джеймса Грея. Судьба иммигрантов из Польши явно должна привлечь мэтра.
А что касается иммигранта из Польши Романа Полански, то его "Венера в мехах", по мнению тех, кто обсуждает программу в фестивальных кулуарах, вряд ли вмешается в расклады. Имя Поланского в конкурсных списках, скорее, удар тяжелой артиллерии.
Интересно, что большинство каннской номенклатуры - Содерберг, Джармуш, Полански, Грей - появятся на сцене (а точнее, на экране) традиционно во второй половине фестиваля, как потенциальные фавориты конкурса. Однако знатоки каннских интриг считают, что среди тех, кому светит победа, - мексиканец Амат Эскаланте и японец Хирокадзу Корээда.
Действие Heli Амата Эскаланте происходит на индустриальной окраине. Двенадцатилетняя девочка влюбляется в молодого полицейского, который становится источником неприятностей для нее и ее близких. Эскаланте не только ассистент Карлоса Рейгадаса. Его "Кровь" и "Выродки" - блестящие самобытные страницы современного мексиканского кино. Эскаланте вошел в основной конкурс из "Особого взгляда", поэтому, с одной стороны, вроде и имя его делалось здесь, на Круазетт, а с другой стороны, и мэтром пока еще его не назовешь.
"Какой отец, такой и сын" Хирокадзу Корээда рассказывает о фатальном телефонном звонке: родители узнают, что их шестилетний сын - совсем не их. Режиссер уже известен своим замечательным фильмом о брошенных детях "Никто не знает".
Именно эти проекты добавляют программе и радикализма, и художественной утонченности. Так, может, именно они будут торжествовать через две недели?
Относительным новичком на Круазетт является и Асгар Фархади, титулованный в других местах. Его "Развод Надира и Симин" получил и "Золотого медведя", и "Оскара". А нынешнее "Прошлое" снималось уже не в Иране, а во Франции при участии Беренис Бежо ("Артист") и Тахара Рахима ("Пророк"). Тем не менее новый фильм снова о разводе: выходец из Ирана решает на некоторое время оставить жену-француженку, а она заводит нового друга.
Фильм "Чрезвычайной красоты" постоянно прописанного на Каннском конкурсе Паоло Соррентино - уже шестой полный метр автора "Последствий любви" и "Удивительного". После англоязычного фильма "Где бы ты ни был" с Шоном Пенном Соррентино снова снимает на родине: его любимый Тони Сервилло играет журналиста, который ищет в Риме отголосок собственной юности.
"Молодая и красивая" Франсуа Озона - возвращение в основной конкурс после десятилетнего перерыва (в 2003-м был "Бассейн" - правда, Озон появлялся в "Особом взгляде"). Поговаривают, Озона пригласили не столько ради фильма, сколько ради французского шарма.
Нарушить почти родственные отношения программы этого года может разве что "Нарушитель покоя" Алекса ван Вармердама ("Официант", "Новые сказки братьев Гримм") - как нарушил покой буржуазной семьи его герой.
В целом хорошо известные на Круазетт лица, скорее всего, сюрпризов не преподнесут. Впрочем, именно они гарантируют стабильно качественное зрелище. Итак, ждем...