UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как превратить город в сад?

Уже скоро (с 17 сентября по 31 октября) весь Харьков превратится в площадку Второй национальной биеннале молодого искусства.

Автор: Анна Пароваткина

Она пройдет сразу на 16 локациях, ключевыми из которых станут Центр современного искусства "ЕрмиловЦентр" и историческое здание гостиницы "Харьков".

Напомню, что в 2017-м Минкульт, поддержанный УКФ, впервые провел в киевском "Мистецькому Арсеналі" Фестиваль молодых художников.

Темой же Второй биеннале в Харькове его молодые кураторы, Анастасия Евсеева, Дарья Скрынник-Миська и Борис Филоненко, выбрали цитату Зигмунта Баумана "Кажется, я захожу в наш сад". Ведь, по мнению Зигмунта Баумана, именно садовник является фигурой, отвечающей на вызовы настоящего. Садовник "...считает, что в мире вообще не будет порядка (по крайней мере, в маленькой части мира, доверенной его опеке), если он не будет следить постоянно и не будет прилагать усилия". Поэтому именно садовник от культуры, художник, может заложить начало уверенности в текучие времена.

Подробнее о харьковской Биеннале ZN.UA рассказала ее пиар-директор, управляющий партнер PR-агентства Bagels & Letters Иванна Скиба-Якубова.

- Что касается карты Биеннале, то она насчитывает 16 локаций. Часть их принимает художественные проекты впервые (Госпром, Ботсад, обсерватория университета Каразина и так далее).

Такой выбор мест, во-первых, является напоминанием о нехватке в Харькове площадок для экспонирования искусства и вообще культурных проектов. Сама карта Биеннале является метафорой ботанического сада, где впервые встречаются растения, которые не растут рядом в живой природе. Интересно наблюдать, где "прививка" художественных проектов даст ростки и толчок к новому развитию, а где - станет неким "однолетником".

Наша карта - это приглашение к прогулке по общему саду. Мы предлагаем только вектор маршрута, а каждый зритель сделает на этом пути собственные открытия. Как ни странно, однако даже люди, чья работа - показывать Харьков другим, признаются: благодаря нашим локациям открыли для себя места, в которых еще не бывали.

- Иванна, расскажите подробнее о том, "что, где и когда" можно будет увидеть на Биеннале молодого искусства в Харькове.

- Экспозиция основной, конкурсной, программы (а это 45 проектов художников со всей Украины) разместится на нескольких площадках. Главные из них - Центр современного искусства "ЕрмиловЦентр" (11 проектов), а также второй и третий этажи исторического здания гостиницы "Харьков", которые не использовались уже более 10 лет (здесь будет 28 проектов).

Еще по одному проекту примут университетская обсерватория, Ботсад, Оперный театр, Госпром (центральный подъезд, где сегодня размещается филиал Общественного телевидения, нацпартнера проекта), Харьковский художественный музей и один из городских скверов.

Площадка, которая привлечет самое большое внимание, - это, конечно, историческое здание отеля "Харьков", пространство которого мы сейчас приводим в порядок с помощью архитектурного бюро ФОРМА и ОО "Посольство художников".

Почему после восьми месяцев поисков мы остановились именно здесь? Все очень просто. Когда тебе в городе негде жить, ты идешь в гостиницу. Если серьезно, гостиница "Харьков" дает нам сразу несколько пластов беседы о Харькове. Об истории, проблемах, красоте нашего города.

- Простите, давайте уточним. В анонсе вы указываете два кластера, в которые объединены все "места событий" Биеннале. Зачем так усложнять?

- Скажу, что наш проект во многом визионерский. Выстраивая первый кластер локаций вокруг конструктивистского комплекса площади Свободы (это - гостиница "Харьков", Госпром, два корпуса Харьковского национального университета, ЦСИ "ЕрмиловЦентр", университетская обсерватория, галерея Come In, университетский Ботсад), мы хотим, в частности, проговорить проблему использования этой территории и предложить новую визию центра города. То, что сегодня происходит с площадью, - катастрофа (стихийная парковка, автомобильный дрифт, ярмарки низкопробного сорта, строительство сухого фонтана без согласования с городской громадой…).

Между тем потенциал этого комплекса невероятный. В частности и в Госпроме, и в университете, и тем более в гостинице "Харьков" есть огромные площади, способные принимать разного типа проекты креативной экономики. А значит, давать прибыль и вместе с тем влиять на культурную температуру города.

Поэтому, создав экспозицию в прекрасном и заброшенном пространстве гостиницы "Харьков", мы покажем, как могут оживать заброшенные, недолюбленные помещения. Мы уверены, что и для бизнеса, и для представительств городского самоуправления это будет весить больше, чем миллионы презентаций о "важности креативной экономики".

А еще - мы влюбились в помещения "Харькова" с первого взгляда. В кураторском тексте Биеннале есть фраза "Это не руина вокруг. Кажется, я захожу в наш сад". Гостиница даже в разрушении прекрасна, она дает возможность увидеть разные эпохи Харькова: зрелый модернизм конца 1930-х, послевоенный сталинский ампир, эстетику 1980–1990-х... С террасы гостиницы видна вся площадь Свободы, Госпром, университет, сад Шевченко (чья реконструкция, мягко говоря, очень противоречивая).

Начав работу над Биеннале, мы очень надеялись, что такое масштабное культурное событие станет для города поводом создать, наконец, художественную площадку, которой катастрофически не хватает. Думаем, со временем она появится. У Харьковской школы архитектуры и у Бориса Филоненко была замечательная идея - соорудить на площади Свободы временный павильон, своеобразную теплицу, которая бы вывела харьковское искусство из подвалов и, опять же, подняла бы вопрос нового функционала площади.

Но поскольку городской менеджмент предпочитает поддерживать массовый энтертеймент, а не культуру, проект не состоялся.

- Расскажите тогда, вокруг чего вы выстраивали уже второй кластер локаций Биеннале?

- Это непроявленный музейный квартал. Здесь есть учреждения, которые чрезвычайно много делают для живой городского среды, для развития культурного поля (Литмузей, художественная студия Aza Nizi Maza, Hudpromloft, Муниципальная галерея, Cхід OPERA и тому подобные). Есть Исторический, а также Харьковский художественный музеи, которые, хочется верить, благодаря Биеннале получат новый толчок к развитию. Само согласие музейщиков принять смелое, яркое современное искусство имеет большое значение. Кстати, в Художественном музее зрителей ждет интересный проект Кати Бучацкой из основной программы.

- Перейдем на личности. В харьковской Биеннале в качестве гостей будут участвовать художники-суперзвезды?

- Наши суперзвезды - это все авторы основной программы, всего 55 человек. Больше всего заявок (а вообще их было почти 400) мы получили из Киева и Львова, а также Харькова и Одессы. Среди участников конкурсной программы есть как уже довольно известные молодые художники, так и совсем новые лица. Собственно, в этом и смысл проекта - найти новых авторов, помочь им состояться. А зрителю стоит увидеть их всех.

А еще ведь есть образовательная, параллельная и даже детская (которой не было в Киеве) программы! Ну, и считайте Госпром и площадь Свободы также нашими суперстар.

- В Киеве Первая биеннале современного молодого искусства не стала очень заметным явлением. А на какой "отголосок" фестиваля рассчитываете вы?

- Наш контекст принципиально другой, чем киевский. Для Киева это, скорее, был "очередной фестиваль", для Харькова - самое большое художественное событие за, наверное, несколько десятилетий.

Понимаете, для Харькова Биеннале - вызов. С одной стороны, город к ней катастрофически не готов. Нет локаций, специалистов, в конце концов, для нас всех проект такого масштаба - первый! Нет "культурной" журналистики, арт-критики. Коллекционеров современного искусства и меценатов, поддерживающих художников, тоже нет. Поддержка биеннале местным менеджментом должна была бы быть на порядок существеннее… Это должна быть Большая городская история, как Documenta в Касселе, как биеннале в Ливерпуле, как Manifesta в Палермо, наконец - как Евро-2012 или Евровидение…

Не все, как мне кажется, сделало и Министерство культуры. То, что они "выпустили" этот проект из столицы, сделали его историей, которая должна стимулировать развитие других городов, - суперкруто!

Но нельзя отдать проект, который в Киеве делали два мощнейших художественных учреждения страны - "Мистецький Арсенал" и НАМУ, - крохотному учреждению, и при этом так мало им заниматься!

Муниципальная галерея, которая является принимающим учреждением Биеннале в Харькове, - это пять человек вместе с уборщицей. Это 100 квадратных метров площади, минимальное финансирование и куча формальных ограничений, связанных со статусом коммунального учреждения. Фактически галерея даже не может сама распоряжаться средствами от Минкульта, потому что ему не подчинена! Грант от Украинского культурного фонда, без которого эта история не состоялась бы, мы получали на общественную организацию. А половина команды - это ресурсы нашего PR-агентства Bagels & Letters.

И, что самое главное: история с поиском и приведением в порядок места и бесконечный фандрайзинг отняли у нас все временные ресурсы, которые мы могли бы потратить на промоушн молодых художников, ради которого, собственно, все это затевалось.

- Подождите - что, все так плохо?..

- Я не хочу сказать, что отдавать проект в Харьков не надо было, - надо! И это будет действительно мощное событие. Но, думаю, Министерство могло бы еще на старте проанализировать больше нюансов (есть ли где проводить? каким человеческим ресурсом?) и наладить более результативные контакты с ХОГА, мэрией, бизнесом…

Но, несмотря на это, мы объединили вокруг Биеннале около 40 культурных, образовательных, бизнес- и донорских учреждений. Сформировали команду, которая теперь, с этим опытом, сможет делать проекты национального уровня.

Кроме того, дали традиционным учреждениям культуры (таким как Исторический музей) возможность взаимодействовать с современными молодыми кураторами и художниками. Привлекли когорту бизнес-компаний, которые, я уверена, и в дальнейшем будут поддерживать культурные проекты и - что очень важно - будут привлекать к этому другой бизнес. Скажем, наши юридические партнеры, компания ILF, не только поддержали нас финансово, но и стали амбасадорами биеннале, рассказывая бизнесу о том, как биеннале в разных городах мира меняли экономическую ситуацию.

Каждый раз, когда я устало говорю "кина не будет, украинские реалии - другие", они напоминают: нет "украинских реалий", есть мировые тенденции и экономические модели, которые срабатывают в любой части мира.

И если Ливерпульская биеннале, начинавшаяся в очень бедном городе, сегодня привлекает уже около миллиона посетителей, которые тратят в городе десятки миллионов фунтов стерлингов, то почему в Украине должно быть иначе?