UA / RU
Поддержать ZN.ua

Истоки "Думки"

С самого начала коллектив планировался его основателями как странствующая образцовая капелла.

Автор: Лариса Семенко

У одного из самых известных украинских хоровых коллективов - капеллы "Думка" - и поныне две разные, воспроизведенные в искусствоведческой литературе, даты основания: 1919 и 1920 годы.

Следовательно, выведение в открытый доступ ряда архивных материалов, документов, публикации научных исследований до сих пор не решают спорных вопросов по истории отечественной культуры.

Аргументы сторонников первой и второй дат сводятся к перепечатыванию более поздних исследований. Причина такого несогласования в том, что к истокам хора причастно кооперативное общество Днепросоюз (Днепровский союз потребительских союзов), в среде которого царили идеи возрождения украинской государственности. Поэтому не удивительно, что сама организация уже в начале 1920-х годов была ликвидирована, а многие ее члены в последующие годы - репрессированы. Большевики пытались сделать все, чтобы история Днепросоюза не только не исследовалась, но и не упоминалась.

Подробное изучение документов свидетельствует: именно с репетиций любительского хора крупнейшего отечественного кооперативного учреждения времен Украинской революции 1917–1921-х годов - Днепросоюза - начинается творческий путь коллектива, который впоследствии станет одним из флагманов украинского пения, - капеллы "Думка" ("Государственной украинской странствующей капеллы").

Созданный весной 1917 г. Днепросоюз имел в своей структуре культурно-образовательный отдел, который организовывал и финансировал концерты, спектакли, лекции для Киева и провинции, вел издательскую, театральную, библиотечную и музыкальную деятельность, помогал в проведении этнографических экспедиций. При содействии постоянного председателя "Днепровцев" Д.Колиуха (1882–1937), в штат этого учреждения были зачислены известные украинские культурные деятели того времени: К.Стеценко, Я.Степовой, НЛеонтович, М.Верховинец, П.Тычина, П.Козицкий и другие. При культурно-образовательном отделе работал Художественный совет деятелей хорового искусства.

dumkacapella.com.ua

Процесс создания хорового коллектива на базе Днепровского союза начался с конца 1918 г. 5 ноября на должность хорового инструктора, по совету композитора Кирилла Стеценко, был назначен известный специалист, бывший редактор музыкального журнала "Боян" Поликарп Никитович Бигдаш-Бигдашев (1877–1970). Новоназначенный инструктор сагитировал ряд работников Днепросоюза приобщиться к организации хора, который и появился в январе 1919 г. Певческий коллектив в начале своей деятельности был любительским и ставил цель пропагандировать украинскую национальную песню. На афишах, концертных программах 1919 г. он обозначался как "Хор рабочих Днепросоюза", или "Хор сотрудников Днепросоюза", реже - "Хор Днепросоюза". Состав коллектива постоянно менялся, в среднем насчитывал до 60 хористов, но бывали случаи, когда одновременно пело около 90 человек.

11 марта 1919 г. в зале Купеческого собрания Киева (нынче - помещение Национальной филармонии) состоялся первый официальный концерт хора, посвященный годовщине смерти Тараса Шевченко. На обустройство Шевченковских торжеств Днепросоюз выделил 5000 руб. Именно эту дату можно считать началом концертного пути титана хорового пения - капеллы "Думка".

Программа празднования годовщины смерти Тараса Шевченко 11 марта 1919 года

И начал, и завершил программу знаменитейший "Заповіт" Шевченко (муз. Н.Лысенко). Дальше на концерте чередовались произведения украинских композиторов на слова Тараса Шевченко: "Причинна", "Зоре моя, мій друже єдиний", "Огні горять", "Утоптала стежечку" (аранжировка П.Бигдаша-Бигдашева) с речами, кантатами, траурными маршами. Сольные партии исполняли Ростислав Золотаревич, Александр Кульберг, Вера Печенюк,
О. Ожеговская-Ганчель.

Уже через месяц, 6 апреля, хор Днепросоюза повторил свой успех на торжествах по случаю Праздника культуры. Поскольку в Киеве на тот момент хозяйничали большевики, праздник получил название "День пролетарской культуры". Мероприятие состоялось в зале неторгового отдела Днепросоюза. Тогдашняя печать отмечала: "Заля й инші кімнати були дуже гарно прибрані зеленню, живими квітами, рушниками та килимами; по стінах порозвішувано портрети творців та працівників української культури: Г.Сковороди, І.Котляревського, Є. Гребінки, Т.Шевченка, Л.Українки, М.Драгоманова, Л.Глібова…"

На праздник пришли, кроме сотрудников Днепросоюза, многие работники других кооперативных учреждений г. Киева: Украинбанка, Созбанка и Централа. "Любо й радісно було дивитися з боку на цю велику сім'ю працівників української кооперації, що зійшлися докупи, об'єднані однією думкою… Найвизначніше місце в святі займав хор робітників, котрим дуже добре було виконано "Вкраїно-мати" - український гімн та багато ріжних українських народних пісень, в гармонізації Лисенка, Кошиця, Леонтовича та Стеценка, а також деякі чужоземні твори - норвезькі, словацькі та російські, в перекладі на українську мову. Хором керував тов. Бігдаш-Бігдашів… були досить гарно виконані сольові співи, дуети та мелодекламації робітниками: Кульбергом, пан. Бігдаш-Бігдашевою, Печенюк та іншими. Акомпанували на роялі М. Гінейко та П.Гайда", - писала газета "Громада".

dumkacapella.com.ua

В целом, на протяжении 1919 г. под руководством дирижера П.Бигдаша-Бигдашева состоялось еще 10 публичных концертов, большинство из которых прошло на самых престижных сценах Киева: в Большом зале Днепросоюза (Большая Владимирская, 46), зале Купеческого собрания Киева, Молодом театре, Высшем музыкально-драматическом институте им. Н.Лысенко, зале Кооперацентра и Киевском городском оперном театре.

Во время торжеств, посвященных памяти Николая Лысенко, которые проходили 30 ноября, впервые было исполнено ІІ действие запрещенной ранее оперы композитора "Тарас Бульба", а также знаменитые отрывки из этого произведения: "Прославний хор гостей" и "Вальс Марильці". Разучить и исполнить целый фрагмент большого произведения Поликарпу Бигдашу-Бигдашеву позволило то, что значительно возрос профессионализм хора, его ряды пополнили талантливые оперные певцы: братья Евгений и Аркадий Петровы, Полина Лысенко и другие. Танцевальные номера в опере Лысенко "Тарас Бульба" исполнили артисты балета Киевского городского оперного театра.

Популярности членства в хоре среди артистов способствовало обеспечение за счет Днепросоюза его участников пайками, в которые входили самые необходимые продукты: сахар, соль, мука, сало, масло, а в условиях постоянной смены власти в Киеве, голода и безработицы это было особенно актуально. Еще при Директории за участие в концертах, выступлениях хористы получали даже зарплату от кооператоров.

Во время новой большевистской оккупации потребсоюзам работать было непросто. Новая власть прибегла к частичной реквизиции кооперативного имущества, а весной 1919 г. арестовала даже членов правления Днепросоюза - В.Гасевича, П.Викторова, М.Ботвинского. Ради сохранения общества Днепросоюз вынужден был идти на сотрудничество на условиях большевиков, которые также в 1919 г. пытались заигрывать с украинскими культурно-просветительскими организациями. В местной печати неоднократно появлялись объявления, что новая власть не будет препятствовать работе художественных структур. О трудностях, постигших хор при новой власти, писал в отчетах сам Поликарп Никитович, в частности он отмечал, что отсутствие средств отрицательно сказывается на дисциплине коллектива. Борясь с постоянными опозданиями на спевки, дирижер лично обходил отделы и приглашал каждого певца на репетиции. Чтобы художественный хор стал высокопрофессиональным, Бигдаш-Бигдашев требовал обеспечить регулярное его финансирование.

Поликарп Бигдаш-Бигдашев

Кроме концертов, в течение 1919 г. хор Днепросоюза провел 87 репетиций, а также 20 спевок для солистов, выступавших с отдельными номерами из оперы "Тарас Бульба". Было разучено свыше 70 разных песен и пьес, преимущественно произведений Н.Лысенко, К.Стеценко, А.Кошица и Н.Леонтовича. В репертуаре большой цикл составляли национальные патриотические песни - "Ще не вмерла Україна", "Вкраїно-мати", "Заповіт", "Слава Вкраїні", "Боже, ти нашу Вкраїну спаси", некоторые из них даже исполнялись во время выступлений. Поэтому не удивительно, что уже осенью 1920 г. культурно-образовательный отдел Днепросоюза будет ликвидирован одним из первых. За такой репертуар большевики по головке не погладили.

В Институте рукописи НБУ им. В.Вернадского хранится список певцов, которые посещали репетиции в течение 1919 г. и выступали в концертных программах. Большинство из них - работники Днепросоюза, но видим здесь и известных в будущем исполнителей: солисток Марию Литвиненко (Литвиненко-Вольгемут), Анну Ростиславову-Михайлову, артисток Любовь Комарецкую, Екатерину Осмяловскую (кроме нее, выступали ее родные - сестра Анна Осмяловская, у которой было прекрасное сопрано, и малолетний брат Александр, исполнявший партию альтов), теноров Сергея Дурдуковского, Семена Бутовского, композитора Павла Гайду. Пела в хоре и жена дирижера - Екатерина Бигдаш-Бигдашева.

dumkacapella.com.ua

Как отмечалось на страницах украинской газеты "Громада", хор работников Днепросоюза за 1919 г. "остільки виріс та зміцнів, що мав змогу виступати декілька разів на концертах та вечірках, що впорядковував Дніпросоюз сам чи спільно з іншими кооперативними установами". И все это благодаря титанической, настойчивой, высокопрофессиональной работе Поликарпа Никитовича Бигдаш-Бигдашева. На то время в Киеве уже действовали известные хоровые коллективы, с которыми нелегко было конкурировать, в частности І Украинский Национальный хор под управлением Василия Верховинца. Неоднократные успешные концертные выступления днепросоюзовцев способствовали популяризации новообразованного коллектива.

Начиная с февраля 1920 г., хор меняет официальное название - отныне он фигурирует в документах как "Художественная хоровая капелла Днепросоюза".

Профессиональный коллектив нуждался в значительных затратах. Так, подготовка выступления хора в Киеве на торжественном шевченковском празднике в марте 1920 г. стоила Днепросоюзу около одного миллиона карбованцев. В конце марта произошла реорганизация хора: были набраны новые певческие силы и начались репетиции для концертных поездок по городам и селам Украины. Тогда же Днепросоюз выделил средства и на пошив новых сценических костюмов и ввел, как при Директории, незначительное финансирование хористов.

dumkacapella.com.ua

С самого начала коллектив планировался его основателями как странствующая образцовая капелла, по примеру которой создавались бы местные хоры при различных кооперативах и других организациях и обществах.

В первой половине 1920 г. было осуществлено несколько отдельных поездок по селам Киевщины и Подолья. О высоком художественном уровне певцов свидетельствовал тот факт, что 13 апреля 1920 г. музыкально-хоровая секция культурно-образовательного отдела Днепросоюза поставила даже оперу Н. Лысенко "Зима і Весна", в которой были задействованы, кроме 36 хористов, артисты Киевской оперы - Николай Дейнар (бас), Михаил Стефанович (бас) и Мария Калиновская (меццо-сопрано).

В апреле 1920 г. Поликарп Бигдаш-Бигдашев уехал на Житомирщину, чтобы способствовать развитию музыкально-хорового дела при кооперативных учреждениях, но вернуться вовремя из командировки не успел, поскольку 25 апреля на территории Украины начались боевые действия между Советской Россией и Польшей, войска которой захватили Полесье, а 7 мая - и Киев. В начале июня, не имея сведений о его судьбе, руководство Днепросоюза освободило Бигдаша-Бигдашева от должности хорового инструктора и руководителя капеллы. Узнав об этом в 20-х числах июня, он попытался обжаловать решение, однако напрасно: хор уже предложили возглавить учителю украиноведения Киевской средней железнодорожной технической школы Нестору Городовенко. Поликарп Бигдаш-Бигдашев впоследствии покинул Украину и вернулся в Тамбов.

Знаменитый в будущем украинский дирижер Нестор Ферапонтович Городовенко (1885–1964) в то время зарекомендовал себя как опытный и талантливый хормейстер. За короткий период пребывания в Киеве он возглавлял студенческий хор Киевского университета св. Владимира, сводный хор киевских учителей, был дирижером Пятой пехотно-красноармейской школы. 30 июня 1920 г. между Днепросоюзом и Н.Городовенко было заключено соглашение, согласно которому тот должен выполнять обязанности "дирижера созданной "Первой Странствующей Капеллы Днепросоюза", которая существует и ведет свою деятельность на основании отдельного Устава, утвержденного Правлением..." В Уставе капеллы отмечалась и цель: возрождение украинской народной песни, ее популяризация, борьба "с очень распространенными в Украине хулиганско-лакейскими песнями".

В тот же день капеллу зарегистрировал Театральный комитет Киевского Губнаробразования, а правление Днепросоюза утвердило список участников, которые начали готовиться к большому гастрольному турне по Левобережной Украине.

С 12 июля по 1 сентября 1920 г. Первая странствующая капелла Днепросоюза путешествовала по большим и малым городам, селам и станциям Левобережной Украины, иногда давала по несколько концертов в день. Она с большим успехом выступала тогда в Лубнах, Ромодане, Миргороде, Полтаве, Харькове, Кобеляках, Кременчуге, Лохвице, Ромнах, в селах Полтавщины и Слобожанщины, по просьбе местных священников пела на клиросе в православных храмах. Часто давала благотворительные выступления. Всего в отчете указан 31 концерт.

С капеллой ездил известный украинский писатель Степан Васильченко (С.В.Панасенко, 1879–1935), по документам - хорист, но на него возлагались обязанности "корреспондента", который во время путешествий должен был вести дневник, записи из которого цитируются в этой статье.

Путешествие по разрушенной войной Украине оказалась намного более сложным, чем могли себе представить артисты, бытовые условия - невыносимыми, антисанитария - ужасной: "Дома чекав капелян убогий куліш, майже без сала і без солі. З'їли прихватом по ложці, по другій, - більше не вистачало і в тому ж смутному, придавленому настрої мовчки лягали спати - в хаті, на дворі, на соломі" (запись от 14 июля).

Выступали в клубах, школах, народных домах, театрах, а то и в саду, на площадках под открытым небом. Иногда помещения, в которых должны были выступать хористы, были не подготовлены к концерту, и хористам собственноручно приходилось наводить там порядок. "Концерт на руинах" - любимое выражение Васильченко по этому поводу. Поездом добирались только в крупные города, а в села и городки ехали на лошадях, волах, а иногда шли пешком.

Афиша Первой странствующей капеллы Днепросоюза

Общее впечатление, произведенное Первой странствующей капеллой Днепросоюза своими концертами, прекрасно охарактеризовал один из учителей города Ромны в своей простой, но чрезвычайно правдивой и трогательной речи: "…він порівняв концерт капели з ясним сонцем, яке несподівано зійшло на темному, нудному обрії, з чарівним сном, що примусив забитися у їх завмерлому серці, нагадавши про довічно незламну красу, про радість і щастя життя і боротьби за світлі ідеали. Рідна пісня в прекрасному виконанні. Як та жива вода з казки, обдавала і освіжала їх душі, збудила тугу за красою" (запись от 28 августа).

Путешествие Первой странствующей капеллы Днепросоюза по Левобережной Украине прошло блестяще и с огромным успехом. Но сразу же после возвращения возник вопрос о роспуске этого коллектива. По словам Васильченко, "... на що... треба було другу капелу, руйнуючи першу, вже збиту ізспівану і готовим репертуаром... можна знайти тільки одну відповідь. Голові музичної секції [Стеценко] і Чапківському, висловлюючись шанобливо, не давали спати чужі лаври..."

3 сентября 1920 г. состоялось заседание коллегии неторговых отделов Днепросоюза, на котором было принято решение "вважати І-шу Мандрівну Капелу розпущеною 1-го вересня ц. р.". "Так, - пишет Васильченко, - скінчила свій короткий, але колоритний вік Перша мандрівна капела, прокотившись блискучим метеоритом по Україні і... розбита варварськими заходами культурно-освітнього одділу кооперативної інституції".

Вместо этого была создана Вторая странствующая капелла Днепросоюза во главе с Кириллом Стеценко и Александром Чапковским, в которую вошла немалая часть хористов предыдущей капеллы.

Уже 8 сентября того же года Вторая странствующая капелла поехала в турне по Правобережной Украине, которое продолжалось до 10 ноября. В конце октября хор посетил Тульчин, где состоялась их встреча с Николаем Дмитриевичем Леонтовичем: он посетил концерт, на котором исполнялись его произведения. После завершения гастролей Вторая странствующая капелла также прекратила свое существование, а культурно-просветительский отдел Днепросоюза был расформирован.

Одновременно на базе обеих странствующих капелл был создан новый хоровой коллектив Днепросоюза, который уже 15 ноября 1920 г. был внесен в реестр государственных заведений искусства, управляемых Киевским губернским наробразованием. Весной 1921 г. хор был реорганизован в странствующую единицу под названием "Государственная украинская странствующая капелла - "Думка". Ее руководителем и главным дирижером стал Нестор Городовенко.

Афиша Второй странствующей капеллы Днепросоюза

О создании капеллы "Думка" на базе хора Днепросоюза вспоминала и певица Марионилла Подласова: "У "Днепросоюза" был свой большой хор, и в первую очередь туда принимали на работу людей, у которых были хорошие голоса… Хор сначала выступал в Киеве, позже он был пополнен хористами-профессионалами, и его назвали "Странствующая капелла Днепросоюза…Странствующая капелла, этот сплоченный хоровой коллектив, была со временем огосударствлена, после чего она начала называться "Государственная украинская странствующая капелла" - "Думка".

Истоки "Думки" из объявленного вскоре "гнездом контрреволюции" Днепросоюза стали, в том числе, причиной того, что первые творческие шаги коллектива в 1918–1919 гг. в советской исследовательской литературе замалчивались. А первый дирижер хора Бигдаш-Бигдашев, несмотря на его титаническую работу на певческой ниве, так и не получил ни звания заслуженного работника культуры, ни персональной пенсии, за которую ратовала даже "Литературная газета". Бдительные властные советские структуры запомнили "националистический" Днепровский кооперативный период в биографии и капеллы "Думка", и ее первого художественного руководителя.