UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ирэна Карпа: "Я за то, чтобы художник не был голодным"

В Париже, в Украинском культурном центре представлен арт-проект "Эффект хризалиды". Его авторы - восемь известных украинских художниц, работающих в разных направлениях искусства: живопись, фэшн, фото-арт, дизайн, мультимедиа. По мнению Ирэны Карпы (она не только писатель, но и первый секретарь посольства Украины во Франции по вопросам культуры), подобные международные арт-проекты почти невозможно реализовать только за счет государства.

Автор: Ольга Стельмашевская

В Париже, в Украинском культурном центре представлен арт-проект "Эффект хризалиды". Его авторы - восемь известных украинских художниц, работающих в разных направлениях искусства: живопись, фэшн, фото-арт, дизайн, мультимедиа. По мнению Ирэны Карпы (она не только писатель, но и первый секретарь посольства Украины во Франции по вопросам культуры), подобные международные арт-проекты почти невозможно реализовать только за счет государства.

В "Эффекте хризалиды" восемь украинских женщин объединились ради актуальной гендерной проблемы - изменения социальных ролей мужчины и женщины. То, что считается сегодня общемировым социальным феноменом.

Однако кураторы проекта - Оксана Шевченко и Анастасия Белецкая - подошли к этой проблеме с любопытной стороны. С помощью созданных специально для выставки оригинальных объектов наглядно демонстрируется непреложный "закон природы": никакие обстоятельства не могут изменить женскую сущность и убить потребность в красоте.

Итак, в главном зале Украинского культурного центра - женская энергия выходит наружу. И проявляется с помощью различных творческих техник - от старинного ремесла вытынанки и "бабушкиного" вязания - до фото-арта, дизайнерских объектов, ультрасовременного фешн и видеоинсталляций.

Казалось бы, чем можно поразить искушенную парижскую публику? Но украинским художницам это удается.

В одном пространстве гармонично объединились работы, созданные столь разными авторами, в разных техниках и стилях. "Руки-ножницы" Дарья Алешкина, известная художница-мастерица из Львова, поразила впечатлительных французов гигантскими трехметровыми ажурными вытынанками. Такого здесь действительно никогда не видели, и гости открытия удивлялись, узнав, что этой технике многие сотни лет - настолько современно и "по-французски" выглядели работы.

Украинские «витинанки» Дарьи Алешкиной на окнах бывшего дома Ален Делона, в котором актер жил с Роми Шнайдерна Авеню де Мессин, 22 в Париже. Ныне Украинский Культурный Центр в Париже.

Дизайнер Елена Шабалтас, словно птица-ткачик, превратила пять километров пряжи в "вязаную" инсталляцию, доказав, что вязание может быть современной художественной техникой, а не бабушкиным ремеслом. Кстати, Елена уже третий год подряд принимает участие в одной из крупнейших и престижнейших выставок дизайна Maison&Objet, проходящей в эти дни в Париже.

Утонченный фото-арт Дарьи Баловой, "райская" живопись Ольги Селищевой, работы харьковчанки Инны Педан, сдвигающие пространство и сознание своими объектами "высокого дизайна". Видео-инсталляции студии Atmasfera 360, фешн-объекты от Елизаветы Волосовской и ателье kozakivski - каждый элемент экспозиции заслуженно привлек пристальное внимание посетителей арт-проекта. Подчеркну, что, к счастью, есть поддержка этого проекта и со стороны французской компании MAЇNO.

- В Украину я приехал еще в 1996-м, работал здесь, затем вернулся в Париж, - говорит Александр Старинский, директор компании, коренной парижанин в третьем поколении. - Но когда произошли события на Майдане, меня это поразило: ведь баррикады и стремление к свободе - это так характерно для парижан! Я стал снова активно интересоваться Украиной, и появилось желание выучить украинский язык. Стал учить украинский язык, читать украинские книги, увлекся украинской литературой - до сих пор этот интерес не иссяк. Сейчас я приезжаю в Украину почти ежемесячно, реализую различные проекты. Один из них связан с культурой - это проект по переводу современной украинской литературы. Хочу, чтобы французский читатель имел возможность знакомиться с произведениями современных украинских писателей. Кстати, сейчас мы работаем над переводом книги Олега Сенцова, которую надеемся представить на Книжном салоне в марте этого года в Париже.

- Чем вас привлекает украинский дизайн и арт? Почему он вам кажется перспективным для Европы?

- Чувствую, насколько большой креативный потенциал имеет современная Украина. Недавно посетил выставку в "Арсенале" и поразился, насколько свежие и интересные идеи и качественные вещи там увидел. И я хочу эту красоту, эти идеи продемонстрировать во Франции. Так возникла идея проекта "МАЙНО", благодаря которому намерен серьезно продвигать украинский предметный дизайн во Франции, и в перспективе - на рынке Европы.

Я чувствую и понимаю, насколько интересна, богата и мощна украинская культура. Во-первых, она очень древняя и отличается некоей особой мягкостью, яркой креативностью, стилем. Во-вторых, она имеет такие элементы, которые есть только у вас. Например, узоры, используемые в вышивке. Когда видишь вышитую сорочку, сразу понятно, что это именно украинская вышивка. Я считаю, что есть много интересного, что можно показать европейцам. Также благодаря проекту "Эффект Хризалиды", я познакомился с еще одним уникальным искусством - вышивки, которое Париж увидел впервые.

Мне кажется, вышивка может быть столь же узнаваема в Европе и мире и ассоциироваться именно с Украиной, как, например, искусство оригами ассоциируется с японской культурой. Вышивка имеет очень прочную и яркую украинскую идентичность. И может быть широко использована в современном дизайне и искусстве.

***

- Многие очень тепло реагируют на этот арт-проект, особенно на характерные украинские вещи, - говорит Ирэна Карпа, первый секретарь посольства Украины во Франции по вопросам культуры. - И почти невозможно реализовывать подобные проекты за счет государства. Во-первых, средств на это, как всегда, нет. Во-вторых, действует постановление 102, согласно которому, когда мы тратим средства на имидж государства, мы не имеем - внимание! - "права использовать их на авиабилеты и поселение художников".

Ирэна Карпа

Но как можно реализовывать культурную дипломатию, как привозить сюда живых людей, которые делают что-либо прогрессивное? Как устраивать выставки, мастер-классы?

Невозможно заниматься культурной деятельностью, опираясь только на достижения диаспоры. Если есть средства на продвижение имиджа Украины за рубежом, то делать это нужно реалистично.

Я за то, чтобы художник не был голодным. Чтобы он мог продавать свои произведения - хорошим людям. Чем больше украинских предметов будет жить в парижских домах, тем больше лично я буду счастлива, и это будет очень хорошим результатом культурной интеграции.

В настоящее время готовится много совместных проектов - участие Украины в Книжном салоне в Париже, плэнер в Нормандии украинских художников в художественной резиденции "Замок искусств", которую открыла бывшая киевлянка Елена Мисталь - директор Украинский парижской школы, готовим участие украинских дизайнеров в Неделе дизайна в Париже в сентябре 2017-го - и много чего еще.

Но, к сожалению, наша система является прямым потомком советской. И каждый раз, когда наталкиваешься на полное безразличие и непонимание - "а зачем вообще такие проекты?", "какова роль культурной дипломатии?" - становится горько. Трудно, когда и без того непростые обстоятельства еще больше искусственно усложняются.