В последний день августа откроется старейший кинофестиваль мира - Венецианский. Откроется в 73-й раз, под председательством оскароносного режиссера Сэма Мэндеса, автора "Красоты по-американски".
На суд жюри и зрителей в этом году будет представлено 20 конкурсных картин. В их число попадает и фильм-открытие. Быть первым на фестивале - уже счастье. Вслед за братьями Коэнами, презентовавшими на старте последнего Берлинале пародию на Золотой век Голливуда "Вива, Цезарь!", венецианские организаторы спешат и сами отдать дань мифу о той эпохе. Музыкальная комедия "Ла Ла Лэнд" с Райаном Гослингом и Эммой Стоун - очередная ностальгия по размаху и роскоши Голливуда, плюс ритмы джаза...
Зачинать фестиваль легким фильмом - не самое плохое решение. Тем более, что с серьезным контентом в рамках конкурса и вне его у Венеции-2016 все в порядке.
Чего стоит только религиозный крен в ретроспективной программе! Одно из самых неожиданных решений фестиваля - демонстрация 40-минутного превью "Истории Иисуса" в технологии виртуальной реальности, с картинкой в 360 градусов, специальными шлемами и бог еще знает какими спецэффектами. Проект от продюсера гибсоновских "Страстей Христовых", который собираются выпустить в прокат на католическое Рождество 2016 - очередной аттракцион по библейским тропам. Не менее провокационным выглядит сериальный проект Паоло Соррентино "Молодой Папа" - о вымышленном понтифике, первом американце, возглавившем Ватикан, играть которого подфартило Джуду Лоу. Но, все это - вне обязательной программы конкурса.
Судейским же глазам предстанут новые опусы Эмира Кустурицы и Теренса Малика, Вима Вендерса и Андрея Кончаловского. Венецианская Мостра не мыслит соревнования без 100% звезд, хотя, как показал прошлогодний опыт, Золотой Лев вполне в состоянии проигнорировать их мастерство в пользу дебютанта из Венесуэлы. Лауреат 2015 года за фильм "Издалека" Лоренцо Вигас в этом году - в жюри, наравне с беззаговорочно признанным Джошуа Оппенхаймером, звездной перфомансисткой Лори Андерсон, дебютировавшей на прошлом фестивале и в качестве режиссера (куда как более талантливого, нежели венесуэлец). Среди разношерстного жюри -также немецкая актриса Нина Хосс и наследница по прямой - Кьяра Мастроянни. Опасений в их финальном вердикте не меньше, чем в предвкушении смотреть новый фильм Эмира Кустурицы "На Млечном пути". Тем паче, что вырос он из короткометражки "Наша жизнь", которую Кустурица-отец помогал снимать своей дочери Дуне, а на главные роли определил самого себя и... Монику Белуччи, чей драматический талант обратно пропорционален красоте актрисы. Чем авторитетнее режиссер, тем критичнее к нему зрительское внимание. Не так давно в венецианском конкурсе был убаюкивающий "Рыцарь кубков" Теренса Малика. И вот - документальный опыт режиссера со вменяемым 90-минутным хронометражем. Хотя, судя по анонсу "Вояжа времени", темы в нем все те же: "Что значит, после всех этих столетий, быть здесь и сейчас?" Возможно о том же будут рассуждать и герои Вима Вендерса в его новом 3D опусе "Счастливые дни Аранхуэса", фильма разговорного, построенном на диалоге мужчины и женщины. Не в главной роли, но весьма существенно, заявлено присутствие в фильме Ника Кейва, которого именно Вендерс открыл большому кино в "Небе над Берлином".
Кейв для Венеции-2016 - особый манок. Даже на фоне прошлогодних музыкальных картин о Майкле Джексоне, Дженис Джоплин и др. Ибо в рамках раскрутки нового альбома певца, который выходит
9 сентября, 8-го состоится показ документального наблюдения за записью пластики от австралийского режиссера Эндрю Доминика. Премьера 3-дешного "Еще раз с чувством" пройдет в кинотеатрах по всему миру, среди которых и залы фестивальной Венеции. Если учесть, что предыдущий фильм о Кейве "20000 дней на земле" - один из лучших образчиков кино о музыкальной иконе, в новый хочется так же беззаговорочно верить и ждать чего-то очень оригинального.
Совсем уж трафаретно, в подражание Берлинале, Венецианский кинофестиваль взял в конкурс самого несмотрибельного (в силу невозможного хронометража) филиппинского режиссера Лав Диаза. 8-часовому конкурсанту минувший Берлин посвятил отдельный день просмотра. Ну, а новая картина "Женщина, которая покинула" - практически короткометражка по-диазовски: всего 3 часа 40 мин. Так же шаблонно приглашение очередного фильма Андрея Кончаловского. Нет, претензии не к фильму "Рай", любопытной по превью драме о Второй мировой. Но для Венецианского кинофестиваля не существует других русских режиссеров, кроме Кончаловского и Сокурова. В прошлом году чествовали сокуровскую "Франкоманию", а за год до этого Кончаловский получил Серебрянного Льва за "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына". И кто знает, может, для тематической переклички двух войн - Второй и Первой мировой - в конкурс попал не больно-то признанный на родине, подзабытый главными фестивалями, но обладающий тем не менее крепким мастерством и легкостью изложения в разных жанрах Франсуа Озон, чья 16-я картина "Франц" - как раз о последствиях первой страшной войны ХХ века.
Но если и есть у нынешней Венеции беспроигрышные козыри - это два Золотых Льва за карьерные достижения, вручаемые в этом году сподвижнику Романа Поланского в юности, режиссеру Ежи Сколимовскому - одному из немногих "стариков", чей режиссерский тонус не в пример многим молодым, судя по убийственному монтажу последнего фильма "11 минут", и - трепещите! - Жану-Полю Бельмондо. Легендарный актер на собственной шкуре прочувствовал Венецию еще в 1980-м, снявшись в тогдашнем экшне "Игра в четыре руки". В то золотое время Венеция позволяла снимать трюковое кино, и прыжок Бельмондо с моста Академии на крышу проплывающего мимо катера вапоретто - зрелище захватывающее, может, чуть меньше, чем мысль увидеть живого Жан-Поля в 2016 году.