C именем Бориса Лятошинского в начале октября ансамбль дебютировал на сцене столичного Колонного зала им. Лысенко.
Молодые украинские артисты не посрамили имя великого симфониста, которое носят, сыграли очень крепко. Этот ансамбль активно продвигает и пропагандирует идею создания в нашей стране Фонда раритетных инструментов
Традиционный международный фестиваль Kyiv Music Fest в 30-й раз проводил Национальный союз композиторов при поддержке Министерства культуры, молодежи и спорта Украины, нескольких иностранных представительств, посольств и фондов, государственных, общественных, духовных и других учреждений. В рамках этого музыкального форума была представлена музыка 16 стран: Австрии, Аргентины, Беларуси, Эстонии, Исландии, Италии, Канады, Латвии, Нидерландов, Германии, Польши, США, Украины, Франции, Швейцарии, Швеции. Таким образом фестиваль включил 34 разнообразных мероприятия: в первую очередь - концерты, а еще - мастер-классы, презентации, творческие встречи, дискуссии, конференции и другие интересные события. Вход на все мероприятия был свободным, поэтому публика ежевечерне почти полностью заполняла места в партере и на балконах Колонного зала им. Лысенко.
На концерте "Лятошинский-Трио" также был аншлаг. В его составе участвуют талантливый киевский пианист Роман Лопатинский - лауреат многих сольных конкурсов (наиболее известные - Конкурс Владимира Горовица (Украина), Международный конкурс пианистов им. Ферруччо Бузони (Италия), конкурс Hamamatsu (Япония) - О.К.). Музыкант много гастролирует с сольными программами, он участник других камерных коллективов, в частности - стремительно развивающегося NotaBene Chamber group. Струнные инструменты в трио представляют экс-харьковчане Михаил Захаров (скрипка, Украина-Австрия) и Алексей Шадрин (виолончель, Украина-Германия).
Играли два отделения. В первом прозвучало написанное два года назад Трио Мирослава Скорика - интереснейшая, яркая, увлекающая, глубоко национальная музыка. Жанровые реминисценции, великолепные тембрально-сонорные изыски, темповые и ладогармонические контрасты. Мэтр присутствовал также. В общем - замечательное произведение и отличное исполнение.
Затем наступил оазис благозвучия - "Ноктюрн" Франца Шуберта, ор. D897, пьеса в авторской аранжировке для трио. Безукоризненная интонация, тонкость и изящество, идеалистическая картина ночной природы - шелест листвы, райские трели соловья. І раздел - элегически-нежный, ІІ - энергичный. Спокойные пассажи рояля, контрастирующие пунктирным октавам скрипки и виолончели, божественные гармонии... Особенно радовал идеальный дуэт струнных - браво!
Во втором отделении прозвучало Трио №2, соч.41 Бориса Лятошинского, написанное в 1942 году. Произведение глубокое, непростое, один из отечественных камерных шедевров, известных в записи Олега Крысы (скрипка), виолончелистки Натальи Хомы и пианистки Татьяны Чекиной. Гимническое вступление І части сменяется мрачной основной темой в духе "Мертвого поля" С.Прокофьева. Печальный запев скрипки подхватывает и поддерживает виолончель… Лопатинский играет зрело, тонко. ІІ часть - простая, игривая, живая, жанровая, легкая. ІІІ и финал прошли в едином порыве чередующихся разнохарактерных эпизодов, перекличек, мощного "симфонического" развития материала и могучей коды. В общем, публика ликовала, и на бис музыканты сыграли блестящий финал Трио Иоганна Непомука Гуммеля Соль мажор, ор. 65. (одно из семи фортепианных трио словацко-австрийского классика, ученика Моцарта, Сальери и Гайдна).
* * *
"Лятошинский-Трио" также активно продвигает идею создания в нашей стране Фонда раритетных инструментов. Скрипач Михаил Захаров и его отец - заместитель директора харьковского театра ХНАТОБ / СХІД OPERA, Игорь Тулузов - соорганизаторы этого отечественного начинания.
- Ансамблю менее года, он собрался в апреле и стал первой частью проекта "Секреты Страдивари", посвященного созданию Фонда раритетных инструментов в Украине, - рассказывает ZN.UA Игорь Тулузов. - В апреле новое трио совершило тур по Украине. Также был концерт в Вене - в Зале Моцарта (на 700 мест, втором по величине зале Wiener Konzerthaus - О.К.). Это была рекламная поездка в поддержку Фонда раритетных инструментов.
- Расскажите подробнее, как произошел контакт трио с Венским Konzerthaus.
- У нас есть отличный партнер - фестиваль UStream, пропагандирующий украинскую культуру в Австрии. И негласный культурный посол Украины в Австрии, энергичная женщина, экс-харьковчанка Александра Саенко, основавшая этот фестиваль. В его рамках мы и организовали выступление нашего трио. Именно к этому концерту по просьбе музыкантов "Лятошинский Трио" Мирослав Скорик написал вокальный цикл "До музи" на стихи Богдана-Игоря Антонича, который в сопровождении ребят исполнила восходящая звезда европейской оперной сцены, замечательная певица, сопрано, одесситка Татьяна Мельниченко.
- Чем объяснить, что Украина - единственная европейская страна, не имеющая подобного фонда раритетных инструментов?
- В каждой стране таких фондов несколько - есть частные, государственные. Наш фонд еще не создан, он только складывается, мы пропагандируем его создание. Это стартап, мы пытаемся убедить украинских бизнесменов начать работу в этом направлении. Первый шаг мы сделали в 2013 году: привезли в Киев и Харьков раритетные инструменты - три скрипки.
- На каких инструментах играют участники "Лятошинский Трио"?
- Скрипка в трио - авторства Джованни Пестуччи (1910). Это известный неаполитанский мастер начала ХХ века. А виолончель - также великолепного немецкого мастера Хайко Зайферта фон Плауэна (1912).
Мы начали проект до войны, которая, к сожалению, его прервала. Речь идет о создании украинского Фонда раритетных инструментов, и поэтому мы связались со многими отечественными бизнесменами. Мы работаем с нашим бизнесом и с государственными финансовыми институтами Украины. Ведь это в большей степени бизнес-проект, нежели культурологический. Поскольку раритетные инструменты - например, скрипки Страдивари - за последние 50 лет выросли в цене на 26 тысяч процентов. Это самый большой рост активов из существующих на сегодняшний день. Поэтому они представляют огромный интерес для бизнеса, стремящегося капитализировать свои финансы.
Это не картины, которые можно повесить на стене и любоваться, или другие ценности, закрытые для сохранности в сейфе.
На старинных музыкальных инструментах нужно играть. Если этого не делать - они глохнут. И создание подобного фонда - неразрывное, взаимосвязанное сочетание, единство бизнеса и искусства, культуры. Накопление отечественных раритетных инструментов дало бы возможность концертного использования скрипок, альтов и виолончелей лучшими отечественными музыкантами. И демонстрации их внутри страны и за ее пределами.
- Какую роль в деле сыграл господин Марсель Рихтерс?
- Это известный австрийский мастер, активно помогающий нам в основании украинского Фонда раритетных инструментов. Именно он сыграл решающую роль в создании одной из серьезнейших мировых коллекций - Фонда Национального банка Австрии, в котором насчитывается 56 или 57 единиц инструментов, в том числе десяток скрипок Страдивари, Гварнери дель Джезу, альтов, виолончелей. За время создания эта коллекция обрела баснословную цену.
- Как можно обезопасить, сохранить инструменты, имеющие подобную ценность?
- Честно говоря, воровать эти инструменты бессмысленно, они все "на виду" - в каталогах. Продать их также невозможно, ибо подобный инструмент мгновенно идентифицируется. А хранить в сейфе раритетный инструмент - значит обречь его на гибель: он потеряет голос. Известно немало курьезных случаев с музыкантами, забывавшими инструменты в разных местах. И их почти всегда возвращали обладателям.
* * *
Действительно, скрипки Страдивари рассеянные музыканты забывали в электричках, на заднем сиденье такси и в прочих неожиданных местах, и их всегда возвращали владельцам. Долго не могли найти инструмент Пьера Амояля, у которого украли скрипку Страдивари "Kochanski", названной по имени игравшего на ней скрипача-виртуоза Коханского. Амояль подъехал на машине к бару, инструмент лежал в багажнике. Пока он пил кофе, авто украли вместе со скрипкой. Много лет не могли эту скрипку найти. Но благодаря усилиям полиции она вернулась к музыканту. Таких примеров множество.
Итальянская школа скрипичных мастеров, возглавленная Николо Амати в XVII–XVIII вв. , прославила Кремону как центр мирового скрипичного производства. Учениками Николо Амати (1596–1684) были такие знаменитые мастера, как Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Высоким авторитетом пользовались в XVIII веке инструменты из миланской мастерской Тесторе и кремонской - Бергонци.
Сегодня стоимость этих инструментов измеряется миллионами долларов. На самом деле - они бесценны, как не имеют цены воздух, океан, крупное научное открытие и мгновение высокого искусства…