«Кризис» – теперь ключевое слово медийного лексикона. Везде проник! В том числе и на нынешний кинофестиваль «Молодость», где очевиден «кризис среднего возраста», так как форуму — 38, а это довольно нелегкий период для некоторых мужчин… Нелегкий — этот «кризис» — и для женщин (различной специализации). Так как общее горе уже приостановило десятки запущенных кинокартин только в России. На повестке возможная потеря рабочих мест десятками кинодеятелей Украины (особенно в кинотелепромыслах). С другой стороны, а отчего бы нам так сильно печалиться, если кризис — давний и верный спутник украинского кино? Вот, как говорится, и встретились!
Кризис иллюзий. Между тем не все отечественные кинопромышленники и предприниматели единодушны в своем ужасе перед грядущим безденежьем, малокартиньем и т.д. Например, Олег Кохан, именитый нынче продюсер (опекающий Киру Муратову, Романа Балаяна и Кшиштофа Занусси), сообщил «ЗН», что мировые катаклизмы вряд ли могут повлиять на то, что и так в Украине едва в зародыше — на кинобизнес, собственно.
— Наш кинопромысел — единственное в мире явление, которое не подпадает под экономические законы! Наша национальная схема кинопроизводства — вне всяких правил. Поэтому я особо и не интересуюсь, сколько картин закрывается, а сколько открывается. Все идет своим чередом. Я, например, веду переговоры с потенциальными инвесторами — и пока никакого психоза не наблюдаю! — говорит Олег. — «И, слава Богу, Олег!» — отвечаю ему.
В это же время несколько тревожней рассматривает нынешнюю киноситуацию и возможные последствия в связи с обвалом рынка глава Ассоциации кинопродюсеров Украины Алексей Серков:
— В России сегодня приостановлено около 120 кинопроектов. В основном это авторское кино. Заморожены многие долгоиграющие телевизионные проекты на «А медиа». С другой стороны, если рухнет рекламный рынок, то и в кинопроизводстве многое будет дешеветь — и рабочая сила, и другие услуги, и сам рынок.
По мнению Серкова, до кризиса серьезно разбухли производственные бюджеты. Если раньше средненькое ТВ-муви можно было оценить в 350 тыс. у.е., то предкризисное раздолье и раздутые гонорары взвинтили эти цифры до 500 тыс. у.е. (И теперь, очевидно, сотни бездарей, которых невозможно запомнить ни в одном из этих «муви», слегка поумерят свои гонорарные аппетиты!)
По-своему солидарен с продюсерским головой и Влад Ряшин, руководитель одной из самых успешных и наиболее активных компаний «Стар-медиа», которая производит в Украине наибольшее количество теле- и кинопродукта. Ряшин считает, что рынок и экономическая необходимость диктуют нашим продакшн-компаниям ориентироваться в основном на Россию. Там покупают наш продукт. Таким образом он хотя бы окупается.
— Но и российское ТВ нынче пребывает в некоем периоде выжидания, — говорит Ряшин. — Правда, прогнозы довольно оптимистические. Рынок рекламы должен стабилизироваться. И при всех плюсах - минусах соседний телебизнес все равно не пострадает. Недавно, например, канал НТВ заказал нам большой исторический сериал.
По мнению Ряшина, на телерынке сегодня стремительно сокращается производство именно ТВ-муви — и не из-за кризиса, а из-за перепроизводства продукта в этом формате.
— Скопилось очень много такого продукта, и предложение превысило спрос, — констатирует продюсер. А на вопрос «ЗН», как отразится нынешняя экономическая катавасия непосредственно на его компании, Ряшин ответил, что определенные сокращения неизбежны, так как на «Стар-медиа» уже приостановлено несколько полнометражных кинопроектов (один триллер, другой — социальная тематика), а также несколько сериалов.
Также руководитель «Стар-медиа» считает, что никоим образом кризис не скажется на кинопродукте «знаковом», брендовом — тем, что связано с точным выбором определенной тематики, с запросами конкретного канала. При этом Ряшин прогнозирует сокращение количества продакшн-компаний в Украине и сокращение непрофильных фирм: «Они сами уйдут… Как уйдут в небытие, на что очень надеюсь, и неадекватные актерские гонорары — полагаю, они скатятся вниз до 30%». На мой вопрос, а зачем же вы как производитель эти гонорары так раздували, Ряшин заметил, что дело не в конкретной компании, а в конкуренции на этом рынке:
— Именно конкуренция и определяет цифры.
Между тем, по мнению главы «Стар-медиа», излишне драматизировать ситуацию не стоит, так как работа все равно продолжается — во втором полугодии 2009-го,
возможно, рынок и стабилизируется.
***
Кризис жанра. Монстры государственного кинопроизводства в это время чуть меньше тревожатся. Так как их кормилец — вовсе не рынок, а госбюджет, то есть наши с вами деньги. На эти деньги, как известно, в Украине пока что не было создано ни одного полноценного успешного прокатного кинофильма. По-прежнему движемся по авторскому «руслу». И отчего-то многие пожилые и молодые кинорежиссеры непререкаемо уверены в том, что их эсхатологические и сугубо личностные рефлексии будут интересны хотя бы одному миллиону украинских граждан-кинозрителей — и они за этот сюр заплатят по сорок гривен. Показательно, что на хит-парад традиционного сюра, проходившего летом в Доме кино (к юбилею Союза кинемато-
графистов) вход был… совершенно бесплатным. То есть новое украинское кино уже стало таким важным, что даже цены себе не может сложить! Но хоть кто-то отчитывается за госсредства, выброшенные на производство авторских рефлексий? Хоть как-то окупаются эти нынешние «полеты» во сне и наяву? Если оторваться от риторики, то, например, директор киностудии имени Довженко Игорь Ставчанский больше все-таки озабочен даже не экономическим кризисом (все равно довженковцы пока не переплюнут ни «Мосфильм», ни Голливуд, так что не за чем попусту плеваться), а состоянием самой студии в период грядущих зимних морозов:
— Если в правительстве и в парламенте будет продолжаться такой хаос, то киностудия может замерзнуть! Нам без государственных денег никак. И если наверху не определятся с бюджетом на будущий год, то о каких творческих планах вообще можно загадывать?
Общаясь с директором, по-прежнему, играю на своей «дуде» — мол, почему украинское кинопроизводство, тот же фестиваль «Молодость» (как фрагментарное отражение нашего кинопроцесса),
порою столь брезгливо относится к коммерческому кинематографу? Разве не соседский «Адмиралъ» бьет в Украине кассовые рекорды даже во Львове? Не во всем совершенный «картинный» фильм. Но у русских людей отчего-то хватает соображения проектировать эти произведения — исторические картинки — заранее, угадывая, на что клюнет аудитория: на какую историю и на какую слезу. Угадывают, однако. А здесь, разбазарив госсредства, уже погубили столько выигрышных исторических сюжетов. Во благо некоего авторского «эго» Так снимали бы за свои. А за наши — отчитаться!
Отчего на той же завершающейся «Молодости» такая тотальная депрессия во всем — во всех жанрах, во всех сюжетах? Даже на церемонии, когда бедные украинские дети на авансцене выглядели жертвами всех вражьих сил на свете? Разве у нас нет никакой радости — ни в жизни, ни в кино? Разве уже забыли анекдоты и юморески Остапа Вишни — и осталась одна национальная хандра?
***
Кризис креатива. Ни довженковцы, ни Халпахчи до сих пор так и не займутся всерьез жанровым кино, которое хотя бы слегка взбодрило национальный дух. Да, именно сегодня и нужны какие-нибудь «Кубанские казаки» — по-украински. А то истлеем от депрессий! Вроде не в Украине сняли первый цветной комедийный фильм «Сорочинская ярмарка». И вроде бы не у нас «Зайцы» Виктора Иванова стали образцом жанра кинокомедии.
Качественное изменение жанрового вектора — вот что необходимо в первую очередь для украинского кинобизнеса, чтобы наконец приучить киноаудиторию к «своему кино» (конечно, не в ущерб и авторским рефлексиям, которые получают жалкие призы на фестивалях для своих).
«Молодость» уже давно обязана выделить отдельную лабораторную «нишу» — для передового молодежного опыта: как без больших денег создать блокбастер кассовый хит?
А те же довженковцы — назло Анне Павловне Чмиль — хотя бы раз в году должны просчитать, сколько живых душ придет на их мертвый фильм. А иначе зачем постоянно выбрасывать деньги на ветер? Кто-то отвечает за эти деньги, унесенные ветром? В этот скорбный перечень проблем директор киностудии попытался внести нотку воодушевления. И вроде бы у него самого уже слегка перевернулось национальное сознание (наверное, после «Хмельницкого»):
— У нас в разработке очень интересный кинопроект, — говорит Ставчанский. — Не сомневаюсь, что будущий фильм объединит в себе и авторскую интонацию, и те жанровые элементы, которые всегда интересны широкому зрителю, — я говорю о будущей экранизации блистательной украинской книги «У неділю рано зілля копала» Ольги Кобылянской. Над проектом будет работать Андрей Дончик. Надеемся и на государственные инвестиции, и на меценатов, которых, представьте, сам ищу... Сам сюжет этой книги — уже и страсти, и любовь, к тому же прекрасная карпатская природа. В общем, надеемся.
Я тоже надеюсь...