Актриса Раиса Недашковская рассказала ZN.UA о выдающемся украинском художнике Викторе Зарецком: 8 февраля в Музее истории Киева открывается его выставка.
"50 оттенков Виктора Зарецкого" - так называется выставка. Это собрание работ выдающегося художника из одной из самых крупных частных коллекций. Многие картины выставляются впервые.
Искусствоведы отмечают, что за долгие годы своей жизни в искусстве этот художник прошел путь "от реализма через импрессию к модерну". И, очевидно, нет художественных направлений, в которых бы он не раскрыл себя.
Искусствоведы видят в его работах оттенки шедевров Ван Гога, Клода Моне, Густава Климта.
В выставке, открытие которой ожидается, по словам организаторов, будет представлена пейзажная, символическая, жанровая живопись Зарецкого. Арт-холл Музея истории Киева превратится в творческое пространство выдающегося украинца.
Его картины сегодня находятся в разных музеях и частных собраниях. География и прописка его творческого задела - Франция, Швейцария, Великобритания, Украина. По мнению специалистов, отдельные его работы оцениваются в десятки тысяч долларов.
Виктор Зарецкий родился на Сумщине (г. Белополье). Драматические события 20-х забросили его семью в Донбасс. После Второй мировой войны Виктор поступил в художественную школу при Киевском государственном художественном институте. Затем преподавал там.
Зарецкий был одним из художников, которые в советское время мощно воплощали идеи шестидесятников, идеи национального возрождения.
Творчество Зарецкого (1925-1990), по мнению искусствоведов, определяет "многовекторность стилистических подходов, а также постоянный поиск нового в традиционном".
Среди друзей и единомышленников выдающегося художника - народная артистка Украины Раиса Недашковская. Накануне открытия выставки "50 оттенков Виктора Зарецкого" она поделилась с ZN.UA воспоминаниями о талантливом живописце.
- Раиса Степановна, Виктор Зарецкий написал три ваших известных портрета. В чем творческая специфика каждого такого полотна?
- Первый портрет - "Цветы вдохновения". Это 1974-й. Весной Виктор каждый день приносил мне сирень и розы. Он говорил, что Рафаэль написал Мадонну на фоне Англии, а я, мол, нарисую тебя на фоне роз и сирени.
Второй мой портрет художник сделал, когда я уже вернулась из Америки: после того, как фильм Александра Аскольдова "Комиссар" (лента пролежала 20 лет на полке) показали в мире, за океаном, в частности.
Я вернулась из Сан-Франциско. А там художница Маша Лысенко, у которой украинские корни, подарила мне красивое украшение. И вот Виктор, увидев меня в этом украшении, сразу же загорелся идеей сделать новый портрет.
А уже третий мой портрет он рисовал на пороге ухода в мир иной...
На этом портрете он изобразил меня в образе Екатерины Билокур, потому что тогда я снималась в кинофильме "Буйная" - о великой украинской художнице. И уже когда этот портрет был завершен, то готовились к открытию выставки в одном из украинских музеев. Там была целая стена работ, посвященная Алле Горской и Виктору Зарецкому.
И вот, представьте, открытие той выставки совпало с днем его смерти - 23 августа 1990 г.
Вместе с режиссером Виктором Василенко мы пошли в музей. Потом долго вспоминали Виктора... Со временем вышел хороший фильм о Зарецком - "Портрет" от режиссера Василенко.
Вообще, у Виктора трагическая судьба. Когда убили его жену Аллу Горскую, а ее отца бросили под поезд, он едва не сошел с ума... Он рисовал днем и ночью - до изнеможения, чтобы упасть и забыться.
В тот же период он сделал удивительный камин в Польском посольстве. Выложил его бисером. Это была просто филигранная работа.
Виктор был особенным украинским художником. И я счастлива, что принадлежу к нации, родившей Зарецкого.
- А вообще, вспоминаете свою первую встречу с ним?
- У меня как раз был творческий вечер в Доме кино. Я была в национальном костюме, в платке, читала любимые стихи. Тогда я впервые и встретилась с Виктором.
Он сказал: "Давайте я напишу ваш портрет". Это был именно тот - 1974-й.
Боже мой... Сколько о нем можно вспомнить... И величественном, и обыденно-щемящем. Вспоминаю, как он ходил летом в бобриковом пальто, лыжной шапочке с помпончиком, в спортивных штанах... Этот образ есть на его автопортретах.
Потом он мог переодеться в еще "лучшее" и спросить: "Рая, а я могу так пойти в гастроном и что-то купить?". Я отвечала: "Нет, Витя, ты в этом не можешь пойти!".
Но все это - его одежда, его мировосприятие - иногда не имело значения. Когда он рисовал, то мне казалось, что я общалась с Богом. Он смотрел на меня - и рисовал.
Он много рассказывал об искусстве, был интеллектуалом. Но, бывало, замолкал и смотрел каким-то "третьим" глазом, между бровями. Это такой рассеянный взгляд.
Общаться с ним было необычайно интересно.
Потом он тяжело заболел. Когда мы снимали о нем фильм, то он был уже в Конче-Заспе, у своей второй жены.
Мы тогда приехали с кинооператором, чтобы снять его монолог. А он: "Я не знаю, Рая, что я такого наговорил...". В действительности он говорил ошеломляющие вещи.
Потом - трагедия. Утром в день открытия выставки он умер.
- Надлежащим ли образом, по вашему мнению, сегодня отдают дань памяти художника в Украине?
- Нет, не надлежащим образом. Нет музея Зарецкого. Его работы вообще хранятся в частных коллекциях.
Надо поднимать этот вопрос на национальном уровне и во весь голос кричать об этом на всю Украину.
Так же обижен Иван Марчук, очень талантливый человек. Он сказал, что художники Украине сегодня не нужны. Мечтает о музее и Людмила Мешкова, а это грандиозная художница.
Нынешняя выставка "50 оттенков Виктора Зарецкого" собрана именно из самой крупной частной коллекции. Есть прекрасные альбомы с работами художника, благодаря искусствоведу Лесе Авраменко.
- Есть ли у вас картины Виктора Зарецкого?
- Да, у меня есть его картины. А работа "Екатерина Билокур" находится в музее Екатерины Билокур в Яготине.
Помню, во время съемок фильма "Буйная" я пришла в музей. Потом на мне был грим. Но время оставалось, и я захотела еще раз пойти посмотреть потрясающие работы Билокур.
И вот захожу в музей "в образе Екатерины", а сотрудница музея, бедная женщина, так перепугалась, увидев меня, что даже побледнела! А я ведь словно живая Билокур туда пришла, - в платке, сапогах, грим на мне возрастной. Собственно, это и была его картина, такой он меня увидел.
У меня есть его рисунки "Поцелуй", "Подсолнечник", "Лето", "Осень", "Зима".
Вообще, этот художник день и ночь не выпускал из рук кисть.
У Лины Костенко есть ошеломляющий стих: "Умирають майстри, залишаючи спогад, як рану. В барельєфах печалі уже їм спинилася мить. А підмайстри іще не зробились майстрами. А робота не жде. Її треба робить…".