UA / RU
Поддержать ZN.ua

Хороша «Russia», да не наша

Вообще странно, почему до сих пор никто не додумался, как посредством «борьбы за мораль» на ТВ эффективно наполнить бюджет 2012-го.

Автор: Олег Вергелис

Две недели назад важные органы (Генпрокуратура и Национальная экспертная комиссия по вопросам морали) заинтересовались «моралью» в телевизоре. Якобы решили прощупать, как с этим делом на «1+1» - в передаче «Дети напрокат», где малолетних используют в странных интересах. И еще на ICTV - в передаче «Джентльмены на даче», где зеки выступают образцами для подражания.

Пошебуршились, побалакали… А в телевизоре по-прежнему - с печалью радость разошлась, с моралью гадость обнялась.

…Вообще странно, почему до сих пор никто не додумался, как посредством «борьбы за мораль» на ТВ эффективно наполнить бюджет 2012-го. Накануне Евро-2012. И ведь для этого необязательно включать денежный станок. И не стоит вводить «паспортную систему» возле каждой валютки. И даже не требуется продавать чужеземцам наше последнее - «клаптик рідної української землі», заросший бурьянами на территории бывших колхозных угодий.

А что же требуется?

Всего-то ничего. По жесточайшему распоряжению Н.Азарова усадить возле телевизора - супротив каждого общенационального канала (!) - специального человечка со специальной аппаратурой. И как только где, в какой передаче главные действующие лица нашего «ящика» - а все это, в основном, клоуны, хамы, оторвы и остальные «кровосісі» - раскроют черные пасти, в очередной раз посылая кого-нибудь на «х»… Вот тут-то кнопочка и потребуется! Бац… Поймали, записали? Уличили!?

А далее суммы возможных «штрафов», с учетом фантазий Кабмина, могут уверенно колебаться… От - и до… И нечего с ними церемониться. Так как все общенациональные телеканалы давно и публично с жиру бесятся. Денег куры не клюют. На дорогущие поп-шоу средств хватает с головой. И даже с лихвой остается - на эксклюзивных заморских певиц (наподобие Миноуг, астрономический гонорар которой подпрыгивает до миллиона за корпоратив).

Представим, если с каждой жирной овцы хотя бы шерсти клок (с мотивировкой за «аморальность»), то и госбюджет бы - расцвел, разбух. И даже запах.

А недовольным строгий ответ: нечего извращать тотальной скабрезностью неокрепшие умы и нечего общественную мораль подрывать, глумясь над русским языком в разного рода телевизионных уродствах…

…Наверное, это не самая удачная шутка?

Так ведь и телевизор шутит «всерьез» - регулярно и аморально!

Собственно, что такого криминального совершили миролюбивые зеки из образовательной программы про «джентльменов»… Если каждые выходные до и после воскресных новостей (ICTV) начинается любимое зрелище - в виде разврата - для украинского народа. Это «Наша Russia». Не цикловая передача, а планетарное явление. Целое движение.

Было время, когда эта программа, казалось, заполонила 50 процентов отечественных каналов. Какую кнопку ни ткнешь, так сразу и вылезут чудовищные физиономии Славика и Димона, Жорика и Рудика, Равшана и Джамшута.

Эта телепередача сущий долгожитель. Ей пятилетка. (С декабря прошлого года запустили новый сезон.)

Частота показов «Раши» на украинском ТВ ошеломляет. 365 раз по одному и тому же кругу могут варьироваться старые сюжеты вперемешку с какими-нибудь новыми.

И если этот продукт так цепко держит украинского зрителя, значит, есть в нем ценность и калорийность?

Безусловно. Над циклом работают небездарные и ушлые люди. Все те же - «Новые армяне». Отцы-основатели знаменитого Comedy Club (с которым стартанули еще в 2003-м). Они же, эти резвые армянские парни, еще и монстры нынешнего кассового кинопроизводства. Практически все пошлые картины в прокате («Яйца судьбы» и иже с ними) - их рук дело, их так называемые «шоу». И их, как говорится, бизнес.

Шоу-бизнес - в любых проявлениях (даже самых неприличных) - линия этого безотходного производства.

А одним из самых успешных продуктов Made in «Новые армяне» на этом же конвейере как раз и остается «Наша Russia». У ее истоков в 2006-м стояли Павел Воля и Гарик Мартиросян. А «лицами» проекта стали талантливые Сергей Светлаков и Михаил Галустян. Последний, мне кажется, может смешно сыграть все - от поваренной книги до «Войны и мира» Толстого.

Цель долгоживущего проекта очевидна. Обстебать. И остальное - на «об…». Объект же стеба - в своих масштабах необъятный. Так как это - вся «Раша». Как регулярно тараторит закадровый голос, пусть она и такая, и сякая, а все равно - «наша».

Поскольку ничего оригинального постсоветский телепроизводитель придумать не может, то и здесь братьями-армянами использован иноземный формат - популярный английский скетч-сериал Little Britain. Который я не смотрел, поэтому и не осуждаю… Но определенные выводы формулирую лишь на основании рашн-адаптации.

За пять лет, охвативших эту «Russia», попадались сюжеты остроумные и встречались герои забавные. Некоторые - как гастарбайтеры Равшан и Джамшут - стали жить отдельной от сериала жизнью. Переместившись из ящика - в фольклор. Картинки же из разных симультанных историй представляли саму «Рашу» часто насмешливо… Порою глумливо. Иногда остроумно. Общий скрытый посыл от производителя: «Наша Russia» - это страна дураков, где на одном «поле чудес» могут одновременно встретиться самые разные «русские ужасы». В виде недалеких гастарбайтеров или нагловатых рублевских бомжей, мерзких мальчиков-даунов или провинциальных дегенератов с телевизионным пультом в зубах.

Пространство «Раши» с такими образами-психотипами действительно выглядит жутковатенько. Кошмарненько. Вроде лучше в тот «темный лес» не соваться, а то придет серенький волчок (с физиономией Славика или Димона) и укусит за бочок.

Отсюда как бы философия проекта: «Russia», пусть и наша, а все равно это территория идиотов, пошляков, дегенератов. (Это, конечно же, несколько странно в свете государственной идеологии РФ. Однако, видимо, скабрезные образы-маски заменяют на тамошнем ТВ юмор интеллектуальный, смех с человеческим лицом? И в этом, очевидно, тоже элемент «идеологии»?)

Надо вспомнить, что у «Раши» на одном поле боя значился довольно сильный конкурент. Популярный проект «Городок». Там тоже в основном два одаренных молодца (Стоянов и Олейников) примеряли ворох масок из карнавала текущих дней нашей жизни. Но все то было добрее, эксцентричнее - как-то светлее. Юмор вроде с человеческим лицом. А не со свиным рылом в калашном ряду.

В той-таки «Russia» - любимой прокладке украинского телеэфира - со средствами комического не церемонятся изначально. В последнее время особенно. Здесь у них специальное телевизионное «раблезианство», адаптированное авторами и исполнителями в востребованный похотливыми телемассами «китч за гранью». Уже новый сезон представляет типичный образчик «туалетного юмора». Место которому, естественно, в общественных местах, а не на общественном телевидении в лучшее время.

И если бы какой «специалист» (от Н.Азарова) засел с пультом в выходные, то не одну «бюджетную дырку» удалось бы залатать после взыскания условного «штрафа». Сплошная концентрированная пошлятина, не выбирающая слов и средств. Это «юмор» на поражение, который гораздо ниже плинтуса и пояса - с гордо болтающимся «ливером» (центральным образом всех их усиленно сальных шуток).

И это лишь беглые характеристики для передачи, которую у нас, повторюсь, подают в лучшее время. Как говорится, прямо к семейному столу.

Здесь бессмысленно кого-нибудь упрекать в «ханжестве» или в «высоколобости»… И не такое видели!

Попросту каждому времени свой овощ. А программная сетка уважающего себя телеканала и должна выстраиваться с учетом того, кто это будет смотреть в определенный час. Тем более, что существует ряд передач (наподобие «Russia»), которые опасно и некомфортно смотреть вместе с родителями, вместе с детьми… И даже с дальними родственниками.

…Ну, так и чем там нынче озадачена Национальная экспертная комиссия по общественной морали, если госказна по-прежнему алчно требует средств?