UA / RU
Поддержать ZN.ua

Георгий Делиев: «Оранжевую революцию напророчили «Маски»

Если посеять пять семечек, не все из них взойдут… В творчестве также происходит. В юморе и того сложнее.

Автор: Любовь Журавлева

На завершающем этапе работа над новым фильмом Киры Муратовой «Одноклассники». Одну из ключевых ролей в этом всеми ожидаемом проекте сыграл давний любимец Киры Георгиевны - Георгий Делиев. Человек-праздник, единый во множестве лиц, один из идеологов и участников популярнейших «Масок-шоу». В интервью ZN.UA г-н Делиев рассказал, почему соглашается у Муратовой даже на эпизоды; почему отказался участвовать в антрепризе по пьесе погибшей Анны Яблонской; как «Маскам» удалось предсказать оранжевые события 2004-2005 годов

- Георгий, а ведь действительно у вас так много ипостасей: мим, актер, режиссер, музыкант, художник. Кем в данный момент себя в большей степени ощущаете?

- Прежде всего я художник. По первому образованию архитектор, а по второму уже артист и режиссер. Но художником я был всегда, правда, это было на уровне хобби. Ну а потом, когда закончились съемки, - возникло немножко больше свободного времени, и я переключился на театр, начал знакомиться с галеристами, выставляться в групповых выставках, потом в персональных. Теперь уже и картины продаются, но все равно это не тот заработок, который добавляет уверенности или приносит стабильность. Иногда звонят: «продалась картина». Ну что ж, хорошо, приятное дополнение.

Периодически работа в театре все-таки дает стабильность… Рисую, когда появляется время. Основным приоритетом по-прежнему остается театр «Маски». Он занимает большую часть жизни.

- В этом театре вы главный «идеолог»?

- Сложно сказать. Это как в часах: попробуй разберись, какое колесико главное, какое - второстепенное? Театр и кино все-таки коллективное искусство. Живопись - индивидуальное, но и это творчество не обходится без посторонней помощи. Все зависит от тенденций, которые бытуют на определенный момент, общественных взглядов и тех, кто их формирует: критиков, агентов художника, галеристов, всех тех, кто существует за счет художников, в то же время, тех, кто им помогает. Кого-то сделают фаворитом, кого-то и вовсе затюкают.

- Вы-то давно доказали, что многое можете самостоятельно: «Семь дней с русской красавицей» - художественный фильм, в котором вы сам себе сценарист, режиссер, исполнитель главной роли. Или времена для создания авторского кино нынче тяжелые?

- Есть у меня один сценарий. Не хочу рассказывать о чем… Поскольку давно его продвигаю. А обстоятельства пока складываются неудачно. Один российский инвестор вроде бы ухватился за мою идею. Потом - исчез! Уже и кастинг прошел, и кинопробы утвердили, и декорации есть. Нужен нормальный продюсер, чтоб реализовать начатое!

- Любите ли принимать участие в кинофестивалях, которых в Украине сегодня больше, чем выпускаемых фильмов?

- Фестиваль это всегда радость общения. Часто бывает, с кем-то встречаешься, и у тебя завязываются творческие взаимоотношения, которые перерастают в работу.

В свое время мы на одном фестивале обменялись визитками с продюсером Еленой Фетисовой. Спустя время она пригласила меня на главную роль в фильм Романа Ширмана «Прикольная сказка». Добрая веселая сказка получилась. Сейчас и сравнивать не с чем. Поскольку детских фильмов больше так и не сняли в Украине.

- А можете объяснить как эксперт в области юмора, почему одни юмористические программы, как КВН, к примеру, долгожители, а другие появляются и исчезают?

- Это «движуха» всей нашей жизни. Если посеять пять семечек, не все из них взойдут… В творчестве также происходит. В юморе и того сложнее. В нем сложно обмануть, потому что основной критерий: смешно или не смешно? Можно привить вкус путем пропаганды: к цветовой гамме, к моде, к престижности марки, воспитать патриотизм. А в юморе как привьешь? Если рассказывают анекдот, а никто не смеется, то тот, кто его рассказывает, не будет востребован.

Юмор - более спонтанный жанр. Чем лучше страна живет, чем меньше у людей проблем, тем меньше нужды в шутках. И наоборот. Юмор спасает от проблем и хандры любое общество.

А почему есть долговременные и долгоиграющие проекты? Потому что есть темы общечеловеческого масштаба. Такие как в шекспировских или мольеровских комедиях. Они по-прежнему актуальны. Как и проблема человеческих взаимоотношений. Их немножко «переделывают», и все равно смотрят. Есть всемирные клоуны, оставшиеся на немых кинопленках. А есть: раз взошел и тут же погас. Наверно, это связано с сиюминутной актуальностью? Это как пирожное, пока оно свежее - вкусно. Через два дня его можно выбросить. Так же и юмор. Я никогда не интересовался сатирой… С сатирой всегда так: утром в газете, вечером в куплете, а завтра - до свидания.

- А разве «Маски» не выступали на злобу дня в период выборных кампаний?

- Я стараюсь не вспоминать этот период. Уж слишком страсти были накалены. В 2005 нам поступил заказ снять пять-шесть фильмов на политическую тему. А вышел наш сериал в 2006 во время кампании. Выходил кусочками. В блоках с политической рекламой. Реклама шла на полном серьезе: с пафосом, с непреодолимым желанием вызвать определенные чувства к какому-то кандидату.

Люди смотрели, понимая: все это обман. Некоторые кому-то верили, кому-то нет. Тут же шли наши скетчи, которые пародировали весь этот пафос. В одном блоке с политической рекламой они выглядели как циничное издевательство.

В этом была и грубая насмешка над избирателями, которые всерьез воспринимают подобную агитацию, участвуют и живут в этом. В ту пору, правда, у нас был колоссальный рейтинг. Такого высокого никогда не было.

Нет, наши «Маски-шоу» люди любили, но во время предвыборной кампании популярность била все рекорды.

Выборы прошли. Повтор сериала запустили через полгода. И никакого рейтинга не было! Я сам это почувствовал.

В первый раз, когда шел сериал, проходу на улицах не давали, останавливали, чтоб прокомментировать увиденное. Большая часть людей выражали восторг, кто-то, наоборот, ругал, мол, какое вы имеете право? Были и такие, кто выплескивал всю свою желчь: «Такие, как вы, только портят нам жизнь». А через полгода вообще никакой реакции. А в России показали этот же сериал на ТНТ, и его не восприняли. Не поняли ничего, были в недоумении, чего это с «Масками», у них с головой, что ли, плохо? Приходилось оправдываться, объяснять ситуацию…

- Обид или претензий со стороны наших политиков вам не поступало?

- Многие вещи отсняли раньше, на уровне предвидения всего этого абсурда. В 2004 году, когда снимал «Маски на митинге», еще и не пахло революцией. «Маски» вроде как предсказали ее… Сценарий был о том, как нанимают трех алкашей для поддержки одного кандидата… И песня у нас была: «Выбери меня, выбери меня!». Многое тогда совпало. Даже цвет шариков.

Или в 2004 году мы сняли скетч о том, как президиум забрасывают яйцами. Потом это произошло на самом деле. Выходит, подсказали, как нужно в таком случае защищаться? Только мне до сих пор интересно, откуда у них эти зонтики взялись?

- Однажды Лия Ахеджакова призналась, что пыталась отказаться сниматься у Рязанова, мотивируя тем, что в театре у нее серьезные роли, насыщенный график, а он ей предлагает незначительный эпизодик. На что Рязанов ответил: «Лучше сняться в эпизоде у хорошего режиссера, чем в главной роли у плохого». У кого из режиссеров вам хотелось бы сняться, пусть даже в эпизоде?

- В прошлом году у меня был маленький эпизодик в новом фильме Киры Муратовой (она к тому же его сократила). В этот период мне предлагали большую роль в кино. Я отказался. Отдал предпочтение Муратовой.

- Муратова, все об этом говорят, сложнейший человек. Как вам с ней работается?

- Дело в том, что она не пытается зажать актера в определенные рамки. Она дает направление, куда двигаться. И даже в плане текста у нее можно импровизировать.

- Есть роли, от которых вы отказываетесь? Если да - почему?

- Недавно отказался от участия в одной антрепризе. Просто не понравилась пьеса. Это было произведение Анны Яблонской, которая погибла во время теракта в аэропорту Домодедово. Я прочитал. И почувствовал, что она противоречит моим взглядам. В ней было явное атеистическое утверждение. Считаю, что такую пьесу не то, что ставить нельзя, публиковать не стоит.

Может, она с точки зрения бизнеса и вызывает интерес… Но это относится к разряду, когда чернуху возводят в ранг искусства. В итоге, какое остается послевкусие у зрителя - неважно. А несет это несомненное разрушение. Я не сторонник таких посылов в творчестве.

- А разве последние картины Киры Муратовой сладкие пряники?

- У Киры Муратовой нет однозначности. Нет плаката и назиданий: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо?». У нее всегда раскручиваются сложные человеческие отношения. И на первый взгляд нет каких-то положительных героев. Все интересны своей непонятностью и загадочностью, и даже мрачностью. Кира Муратова завершила монтаж фильма «Одноклассники». Я озвучивал три свои сцены. Других не видел. Не имею права рассказывать, о чем фильм, но сценарий приятно удивил. Это снова другой, новый взгляд на мир. Взгляд Киры Муратовой. И плеяду актеров она взяла яркую. И любимчиков не забыла, и новых лицедеев привлекла…