В 90-е имя этого режиссера было в Киеве на слуху у театралов. Он ставил интересные авангардные спектакли в своем "Театральном клубе", в Театре на Подоле, Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра. Стал лауреатом премий "Киевская Пектораль". А о его спектаклях "Игроки", "Дюшес" (по Дж.Джойсу) и "Не боюсь Вирджинии Вульф" киевские критики до сих пор вспоминают с умилением. Тем не менее, Олег Липцын скрылся из их поля зрения. В последнее время, как оказалось, работает в Америке, России и даже на Тайване. И вот на днях режиссер приехал в Киев - презентовать свой Фестиваль актуального украинского театра. Как уже сообщало ZN.UA, в рамках этого проекта пройдут спектакли из Украины, России, США, Франции. Предполагаются также творческие вечера актеров, режиссеров, музыкантов, поэтов. В интервью нашей газете г-н Липцын рассказал о своем новом проекте и театральных странствиях.
- Идея фестиваля возникла из посыла осмыслить театральный процесс Украины начала 90-х. Кстати, в этом году исполняется 25 лет со дня основания "Театрального Клуба" - одного из первых независимых театральных сообществ в Украине. Это сообщество существенно повлияло на культуру "эпохи" конца 80-х-начала 90-х. Именно это время театралы называют "Вторым украинским Возрождением".
Это был постперестроечный период… Распад СССР. Некое послабление, позволявшее создавать независимые театральные образования, которые назывались театрами-студиями. Конечно, часть этих студий вскоре перестала существовать, а часть превратилась в устойчивые театральные образования. Как, например "Сузір'я", "Колесо", Театр на Печерске. Но... почему после вспышки
театральной активности в 90-х далее все сошло в традиционную тихую спокойную ситуацию? И вот спустя 20 лет есть возможность осмыслить те явления…
Пока что нет уверенности, что подобный фестиваль станет традиционным. Но кто знает, во что может вылиться эта инициатива?
Есть еще одна причина проведения фестиваля. Живя на Западе почти 20 лет, я регулярно бываю в Украине. И вижу, что культурная ситуация здесь не меняется. Все происходит в давно устоявшихся формах. Хотя и жизнь, и мышление людей давно изменились.
Если говорить о театрах, то все это устойчивые репертуарные коллективы. Хотя… Репертуарных театров, как в Украине и в России, нет нигде в мире. В таких крупных государствах как Франция, США, Англия может быть лишь несколько подобных коллективов. Все другие творческие процессы предполагают разные формы... Может и в Украине не стоит рьяно придерживаться старых устоев? Я не призываю ничего разрушать. Но параллельно можно создавать или внедрять нечто новое.
О том же "Театральном клубе" сегодня уже мало кто знает. Но люди остались… И поскольку я с этими людьми связан, то вижу, как в их жизни продолжаются эти идеи. Театр, искусство, культура существуют не только в рамках юридических организаций, но есть еще каналы более свободные, когда развитие идет через отдельных художников, через отдельные внутренние связи.
- Где сегодня вы постоянно живете и работаете? Одни говорят - в России, другие - в Америке….
- Постоянно живу в США. А работаю в разных местах. Вообще приходится много ездить, потому что мои театральные проекты не только в Америке, но и в Европе, на Тайване.
В последние годы, как ни странно, Тайвань в этом смысле мне нравится. Там есть государственная поддержка искусства. А театр очень моден среди молодежи. Хотя и прослеживается определенная политическая конъюнктура. Ведь Китай блокирует всю дипломатическую деятельность. Представьте, мы хотели, но не смогли привезти на киевский фестиваль наш спектакль "Шинель", который я сделал в Тайване… Тайваньцы просто-напросто не смогли получить украинскую визу!
- Ваша деятельность за рубежом - это также преподавание?
- Да, это в основном частные школы Америки, Тайваня. А еще Россия в рамках ГИТИСа и Славянского университета.
- В 90-е вас называли одним из самых ярких представителей украинского театрального авангарда. А себя вы причисляли к какому направлению? Что наиболее ценное в художественном плане у вас связано в памяти именно с 90-ми в украинском театре?
- Да-да, тогда я был еще тем авангардистом. Сейчас - нет. Сегодня мне нравится импровизационный и более игровой театр. В 90-х я увлекался Джойсом. Мы с "Театральным клубом" были первыми, кто замахнулся на его "Улисса". Он тогда у нас в Украине только-только завладел умами. Как мне кажется, не ты выбираешь книгу, а она выбирает тебя. В результате двухлетних репетиций у нас вышел спектакль "Дюшес", который шел в двух актах.
- Следите ли вы за течениями в нашей сегодняшней театральной жизни - хотя бы по Интернету, в переписке с друзьями? Что вам кажется в этой жизни тревожным, а что - радостным?
- Собственно говоря, это и есть причина, по которой мы затеяли фестиваль. Волнует чересчур кондовая организационная модель театрального процесса. А хотелось бы видеть, что существуют новые методы театральной работы. Повторяю, я не призываю закрыть все репертуарные театры. Дай им Бог жизни. Но почему столько лет не внедряют ничего нового? Ведь и общество, и пространство - очень изменились. А в театральном процессе все по-старому. Ничего не обновляется, не добавляется.
- Как сложилась творческая судьба одной из ваших любимых актрис - Аллы Даруги? Многие киевские критики были в восторге от ее работ, в особенности в спектакле "Не боюсь Вирджинии Вульф", поставленном вами в Театре на левом берегу Днепра?
- Ее творческая судьба сложилась одновременно и замечательно, и грустно. Она живет в Париже, бабушка трех замечательных внуков. Собственно говоря, ними она сейчас и занимается. Я пытался затянуть обратно ее в театр. Но пока ей хватает внуков.
А к спектаклю "Кто боится Вирджинию Вульф" я бы вернулся. Но сейчас это не к месту. Не думаю, что сегодня это актуально для Театра на левом берегу. Тем не менее, у меня остались теплые воспоминания от работы с актерами над этой пьесой. Думаю, что у них хорошая судьба, они обласканы вниманием. Так зачем мне туда еще?
- Если бы у вас был неограниченный бюджет, работы каких мировых авторов вы хотели бы показать в Киеве в первую очередь?
- Уже больше года идет подготовка театрального проекта по Бруно Шульцу. Это замечательный украинский писатель родом из Дрогобыча, хотя писал он на польском... Еще я бы с удовольствием поставил в Украине Мольера. Знаю, что здесь нужно делать что-то поэтичное, легкое, светлое. Мне кажется, сейчас в театре пришло время представить альтернативу реальности, а не ее отражение. Мне, например, эта реальность ничего не дает. Так зачем ее еще и в театр переносить? Искусство всегда должно давать надежду и свет.