Тем не менее Евгению Федоровичу все же пришлось побывать на собственном празднике — на юбилее, превратившемся в настоящий фестиваль его масштабного творчества.
Камерные концерты «Киевской камераты» под управлением Валерия Матюхина имели символическое название: «Вселенная Евгения Станковича». Они проходили с большим успехом, раскрывая многогранность композиторского таланта этого «загадочного» (по словам В.Матюхина) мастера.
Официально юбилей начался в Национальной опере балетом «Викинги» и хоровым концертом в Национальной филармонии, затем праздник продолжился в Национальной опере Украины, где главенствовал Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины (главный дирижер — Владимир Сиренко).
Лучше всего понять суть творчества композитора можно в разговоре с исполнителями. Мы встретились перед концертом со всемирно известным альтистом Даниилом Райскиным (Голландия), исполнившим сольную партию в Концерте для альта с оркестром.
— Чем для вас близка музыка Станковича?
— Я восхитился ею сразу же, как только мне прислали ноты и запись концерта. Просмотрел произведение и согласился принять участие в этом действе. О Станковиче я слышал еще в те годы, когда жил и учился в Санкт-Петербурге, знал, что он ученик Бориса Лятошинского. Когда же я начал готовить произведение, концерт поразил меня особой серьезностью, глубиной. Музыка Евгения Станковича искренняя, честная. В отдельных эпизодах звучит действительно трагически. Надеюсь еще не раз исполнить это произведение в разных странах.
В исполнении оркестра и солистов в этот вечер прозвучала «Симфония пасторалей», Концерт для альта с оркестром и Сюита из балета «Ночь перед Рождеством». Известный украинский дирижер Владимир Сиренко отмечает: «Музыка Евгения Станковича для меня имеет особый магнетизм, в ней ощущаются большие земные энергии, силовые поля, насыщающие все звучание особой экспрессией...».
В хоровом концерте в Национальной филармонии Николай Гобдич, Людмила Байда и Богдан Анткив представили слушателям «хорового» Станковича. Николай Гобдич не скрывает своего восторга перед творчеством композитора: «Евгению Станковичу сегодня 60, но он давно уже находится в иных измерениях — его музыка принесла ему бессмертие. И каждый раз, слушая Станковича, мы переносимся в Вечность...».
Исполнители убеждены: музыка Станковича — симфоническая, хоровая, театральная, камерная — излучает особую энергетику, пленяющую слушателя с первого звука и держащую в напряжении до последней ноты. Это дар, которым обладают только по настоящему талантливые мастера, — умение вести диалог со слушателем, околдовав его своей музыкой сразу и навсегда.
Евгений Федорович — народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, премии Международной трибуны композиторов ЮНЕСКО, премии фольклорного конкурса Европейского радио, премии Киевской городской государственной администрации «Киев», председатель многих международных жюри, в 1990—1993 годах — председатель СК Украины, академик Академии искусств Украины, профессор Национальной музыкальной академии Украины имени П.И.Чайковского, возглавляет кафедру композиции.
Он признанный лидер украинской композиторской школы, перенесший в ХХІ век все крупнейшие достижения музыки прошлого века. Его произведения разнообразны по жанрам: симфонии — Симфониетта, Симфония № 1 (Simfonia Larga), Симфония № 2 (Героическая), Симфония № 3 «Я утверждаюсь», Симфония № 4 (Lirica), Симфония пасторалей, Dictum; камерные симфонии; инструментальные концерты; камерно-инструментальные произведения — триптих «На Верховине», «Музыка рыжего леса», «Цветущий сад и яблоки, падающие в воду»; хоровые произведения — «Каддыш-реквием», «Симфония-диптих», «Черная элегия», Панихида по умершим от голода на слова Д.Павлычко, «Пусть придет царствие Твое», хоровой концерт «Господи, Владыка наш»; балеты — «Ольга», «Прометей», «Ночь перед Рождеством»; фольк-опера «Цвет папоротника».
Перед празднованием юбилея состоялся мой разговор с этим необыкновенным человеком.
— Евгений Федорович, как вы сами сегодня оцениваете написанное вами?
— Достаточно сложно ответить на этот вопрос. Я всегда отношусь к произведениям с большой ответственностью. Они для меня важны все — от маленького до большого. Что-то получалось лучше, что-то хуже — в жизни так постоянно. Один день такой — второй иной. Для меня написание произведения — это часть жизни, ибо это страсть и большой труд, поглощающий всего тебя.
В творчестве я сознательно шел собственным путем, писал как писалось, всегда стремился, чтобы получилось как можно лучше. Относился к творчеству, как к большой важной акции. Писал произведения разные по сложности. Сейчас в мире — поставангардном, постмодерном, как я его называю, — происходит определенное прояснение. Острота звучания, экспрессия теряют свой вкус. Идет поиск мелодии, гармонии, более стабильного звучания. Все, что было сделано, — сделано. Оценивать себя не хочу и не могу.
— Современный музыкальный мир. Какое место принадлежит в нем украинской музыке?
— У нас происходят те же явления, что и в мире, и наши композиторы в духовном плане нисколько не пасуют перед художниками из других стран. Говорю об этом с уверенностью, ибо ранее немало ездил по разным странам и слушал много музыки. У нас композиторская школа имеет высокий профессиональный уровень, а, например, в Америке нет такой композиторской школы, как в Европе, — во Франции — школа Мессиана, в бывшем СССР — школа Шостаковича, в Украине — школа Лятошинского, Ревуцкого.
Музыка в мире стилистически многовекторная. Главное не то, в каком стиле ты пишешь, а на каком уровне. Разные стилевые полюсы. Нельзя сравнивать, например, Штокгаузена и Пярта, Булеза и Пендерецкого, Скорика, Сильвестрова и Лахенмана.
Стравинский уже в пожилом возрасте говорил: «Чего бы ни было в этом мире, какая бы техника ни появилась в будущем, если не коснется произведения рука талантливого мастера, ничего из этого не получится». Ни одно современное средство не заменит нам того, за что мы любим Моцарта, Шопена, Чайковского, Бетховена, Лятошинского, Ревуцкого.
Большую проблему современной музыкальной жизни Украины я вижу в другом — в отсутствии у композиторов контактов с внешним миром. В разных странах проходят многочисленные фестивали — настоящие музыкальные ярмарки, парады современных композиторских стилей. Когда-то они были больше авангардными, сейчас направление несколько меняется. Но важно, что на этих фестивалях постоянно исполняется новая музыка. Хорошо, что и наша фестивальная жизнь оживилась: «Премьеры сезона», «Контрасты», «Два дня и две ночи», «Киев-Музык-Фест» — фестивали непохожие, иногда яркие, иногда не очень. Многое зависит от финансов, ведь порой у руководителей просто не было возможности пригласить выдающихся композиторов, исполнителей.
Еще одна проблема: материальное обеспечение композиторов. В Советском Союзе творчество поддерживало государство. За границей есть специальные фонды, делающие заказы композиторам. У нас же редко кто из композиторов сейчас не испытывает финансовых трудностей, он не может полностью отдаться своей профессии. Государственные учреждения должны были бы позаботиться о госзаказе, как это происходит во Франции, Австрии, Швейцарии, Канаде. Можно было бы подключить разные фонды. Должны наконец быть государственные программы по поддержке украинской культуры.
— Я знаю, что вы являетесь также учеником Б.Лятошинского и профессором Национальной музыкальной академии Украины. Какие принципы исповедуете вы в своей преподавательской работе?
— Лятошинский был уникальным преподавателем старой школы. Он интересно рассказывал на уроках о музыке, объяснял музыкальные явления — кто умел слушать, тот много получал полезного для себя. Он всегда поражал своими энциклопедическими знаниями. Сейчас мы, извините, немного одичали, некоторые считают геройством не знать Баха.
Лятошинский был мудрым доброжелательным человеком. В партитуру студента не вмешивался, высказывая собственное мнение, обязательно начинал его словами «мне кажется...». Очень трепетно относился к индивидуальности ученика.
Сам я не рвался преподавать, стал работать по стечению обстоятельств, тем не менее сейчас мне это нравится. Преподаю где-то лет десять, у меня студенты, аспиранты. Среди моих выпускников — уже известные композиторы С.Зажитько, Л.Юрина, З.Алмаши. Хотел бы, чтобы у моих учеников была счастливая судьба, так как видел в жизни немало несостоявшихся людей. Хотел бы, чтобы они не потерялись, чтобы их произведения исполнялись, их знали, чтобы навсегда у них сохранилась та же страсть к работе, что и сейчас.
— С таким ритмом работы вам, наверное, нечасто приходится отдыхать…
— Передышки нет никогда, постоянно работаю, возможно, потому, что поздно начал профессиональную деятельность — в 29 лет. Сейчас пишу небольшую пьесу для двух фортепиано.
— Как вы относитесь к критике?
— Нормально отношусь. Я не боюсь, что мне скажут другие. Бояться нужно того, что сам себе говоришь. Музыкальные вкусы разные, как в пище. Один любит фасоль, второй — мясо. Понятие вкуса стоит учитывать и когда оцениваешь музыку. Самое страшное для композитора — несправедливая оценка. В молодости я воспринимал критику мучительно, а сейчас могу читать, могу не читать.
— Какая черта в людях вам не нравится более всего?
— Затрудняюсь сказать. Человек такой многогранный, да и черты могут изменяться. Иногда быть жестоким его заставляют обстоятельства. Особенностью творческого мира является зависть, злость, оговоры — этого я не воспринимаю, стараюсь не замечать, ибо в жизни много других хлопот.
— Расскажите о своей семье — родителях, жене, детях.
— Родился я в городе Свалява в Закарпатье. Мама Елизавета Васильевна и отец Федор Иванович — оба учителя — очень любили пение, музыку. Как только открылась музыкальная школа, отвели меня, десятилетнего, учиться по классу баяна. Приняли и старшего брата Степана, а вот сестра Люба — не музыкант.
Потом учился в Ужгородском училище, где первые уроки композиции давал мне яркий музыкант Степан Мартон. В училище я перешел в класс виолончели, потом было училище при Московской консерватории, Львовская консерватория, Киевская консерватория, где посчастливилось 3,5 года учиться у Лятошинского, заканчивал я у Мирослава Скорика.
Кстати, в Ужгородском училище я и познакомился с моей будущей женой Тамарой. Мне было 18, ей — 15. Поженились, когда я служил в армии. И вот уже 40 лет вместе. Дети — Радмила и Евгений — тоже музыканты, как и родители.
Конечно, такая музыкальная атмосфера в семье очень благоприятна, да и жена помогает мне в работе. Если бы не помогала — не было бы столько произведений. А творчество — это страсть, поэтому когда есть настоящее желание творить, ничто не в силах помешать, а когда нет страсти, то мешает все.
— Кто ваши друзья?
— Я счастлив иметь много друзей среди коллег. С некоторыми я дружу на протяжении многих лет, но они живут за границей. Это — Балакаускас, Банщиков, Волков... Коллеги в Киеве — это Богодар Которович, Валентин Сильвестров, Геннадий Ляшенко, Александр Костин, Олег Кива, Валерий Матюхин, Владимир Кожухарь, Владимир Сиренко, Игорь Блажков, Михаил Чембержи, Анатолий Авдиевский, Евгений Савчук, Николай Гобдич и другие. Я назвал не всех — у меня друзей намного больше. В жизни ни с кем не воевал, так как убежден: заниматься нужно только своим делом.
— Как вы относитесь к юбилеям?
— Отрицательно. Они меня раздражают.
— Что бы вы пожелали современникам?
— Здоровья, счастья, благосостояния. Мы думаем, что знаем много, но в действительности не в состоянии охватить ни будущее, ни то, что было. Я только буду молить Бога, чтобы работать еще и еще...
Во время разговора Евгений Федорович был внутренне сосредоточенным и немногословным — полностью он раскрывается только в музыке, лишь там становится откровенным, размышляя о бытие. Юбилейные концерты нашего гениального современника показали величие его таланта и мировой уровень всего его творчества.
И еще несколько штрихов к творческому портрету Е.Станковича из блиц-интервью с выдающимися мастерами, его коллегами.
Народный артист Украины, профессор Мирослав Скорик:
— В лице Евгения Станковича мы имеем композитора высокого мирового уровня. В его произведениях объединены профессионализм, талант, современность. И вместе с тем он чужд проявлениям модернизма ради модернизма. У него собственный стиль. Это очень важно и является большим достижением.
Должен заметить, что многие композиторы или застревают в собственном мире, или бросаются со стороны в сторону. В творчестве Евгения Станковича органично объединены все достижения мирового профессионализма, и вместе с тем в нем присутствует свое, неповторимое.
Заслуженный деятель искусств Украины, генеральный директор-художественный руководитель Национального ансамбля солистов «Киевская камерата» Валерий Матюхин:
— Музыка Станковича является доминантой не только моего творчества, но и деятельности «Камераты». Я играл его музыку для различных составов, практически все его произведения. Главное в исполнении — донести до слушателя ее художественную, моральную, духовную красоту.
Творчество Станковича отвечает всем требованиям, выдвигаемым к высокой музыке. Сейчас он готовит для нас Десятую симфонию, поэтому надеюсь, что премьера в скором времени состоится. Каждое его произведение дорого мне, да и не только мне. Слушатели разных стран всегда восторженно воспринимают его музыку, так как она несет особый энергетический заряд.
Доктор искусствоведения, профессор Юрий Станишевский:
— Уникален талант Станковича как театрального композитора. Он ворвался в музыкальный мир Украины своими балетами «Ольга», «Прометей», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Викинги», фольк-оперой «Цвет папоротника». Успех балета «Ольга» был связан с именем выдающегося балетмейстера А.Шекеры. Прекрасная музыка Е.Станковича продолжает вдохновлять режиссеров и хореографов на новые интерпретации этих балетов. К сожалению, еще не увидела настоящего сценического воплощения фольк-опера «Цвет папоротника», но надеемся, что это гениальное произведение поставят в Национальной опере Украины, для которой музыка Е.Станковича является визитной карточкой.