"Театр.doc" в РФ многими воспринимается как оппозиционный и неудобный, остросоциальный и политический. В репертуаре в разное время - документальные проекты о Норд-Осте, Болотном деле, Сергее Магнитском, православных активистах.
В последнее время театр находится под прессом: с ним отказываются продлевать договоры аренды, постоянно меняется "прописка". В защиту "Театра.doc" выступают Марк Равенхилл, Том Стоппард, Джон Фридман, Иван Вырыпаев и другие.
Несмотря на все трудные обстоятельства текущей жизни, театр, созданный еще в 2002-м Михаилом Угаровым, все равно пытается выстоять, заявляя новые резонансные проекты. В интервью ZN.UA директор "Театра.doc", известный драматург Елена Гремина призналась, что сегодня важно делать не только политический, но и подлинно свободный театр.
Киевские театралы (в рамках ГогольFest) увидели "Краткую историю российского инакомыслия" из репертуара "Театра.doc". Это проект-диалог, предполагающий вечные вопросы и споры. На сцене до хрипоты спорят протопоп Аввакум и дьякон Федор. Спорят декабристы Бестужевы в Петропавловской крепости, изобретая тюремную азбуку. Есть среди спорщиков и простой крестьянин - Александр Поперечных, отсидевший 20 лет в сталинских лагерях, а затем вернувшийся в родную деревню - непокаявшимся, несломившимся.
- Елена, как выбирали-определяли главных героев для спектакля "Краткая история российского инакомыслия"?
- На самом деле новелл в спектакле может быть гораздо больше. Сейчас мы работаем с архивами истинно-православной катакомбной церкви. И меня поражает, как много там историй простых людей. Это разбивает миф, что инакомыслящие - обязательно политики, ученые или, по крайней мере, какие-нибудь интеллигенты.
Вот, пожалуйста, люди из народа, которые за свое право и свою веру просто отчаянно боролись. В первом варианте спектакля об инакомыслии была задействована, а затем выпала переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Тоже удивительный текст! Но, к сожалению, спектакль не должен быть слишком длинным. Возможно, в будущем найдем что-то еще, и новеллы могут меняться.
Пока же играем эти три новеллы. Хотим показать, опираясь на слово, на язык, картину инакомыслия - от историй образованных людей до историй совсем-совсем простых… Сейчас, когда история переписывается, возвращаемся к корням, смотрим на идеалы. А идеалы наши - любовь к свободе, любовь к правде. Это возможность пожертвовать собой ради правды, стоять на своем, отстаивать свою идентичность.
Все это кажется мне важным. Особенно когда нам сегодня объясняют, что, дескать, умеренность и аккуратность - это добродетели русского человека.
- Вы постоянно используете для своих проектов темы острые, злободневные. Среди них - Майдан, Болотная площадь…
- Проект, посвященный Майдану, ставили не мы - мы показывали у себя украинский спектакль. А вот про Болотную спектакль есть. У нас из-за него были неприятности. Проект основан на интервью родственников людей, сидящих в тюрьме по сфабрикованному делу. Это совершенно реальные истории. Как отец не понимал сына, а теперь сын в тюрьме, и отец его понял. Как девушка не хотела выходить замуж, но все же вышла. Как сестра поддерживает брата…
Все это - человеческие сюжеты: про любовь, семью. Есть, например, рассказ о друзьях. Они познакомились, вместе занимались танцами. Потом одного посадили, но их дружба после этого только укрепилась. Поскольку человек считает себя в ответе за друга, уверен, что не в праве его бросить.
Когда собирали документальный материал по Болотной теме, я говорила: "Поймаете что-нибудь неприятное - не уклоняйтесь!".
- Расскажите, по какому принципу определяете темы будущих спектаклей? Это принцип актуальности, в первую очередь?
- У нас есть спектакль, который мне самой необычайно нравится, - "Пир Платона". Поставил Всеволод Лисовский. Это современное прочтение "Пира". Там хорошо звучит текст Платона, есть его исследование жизни и смерти Сократа. Это такой первый вербатим (вербатим - документальный театр, где постановки состоят из монологов и диалогов реальных людей).
На октябрь у нас запланировано 44 спектакля на трех площадках. И все довольно разные. Есть постановки про любовь. "Обними меня", "Простить измену". В последней премьере моей авторской пьесы "Подлинная история женщин, мужчин и богов" звездный дуэт - Костя Кожевников и Дима Кривочуров - играют Сизифа и его камень.
Мы не политический театр, мы - свободный театр. В круг наших интересов попадают постановки о современности, в том числе и о политике. Мы не сотрудничаем ни с какой политической организацией, ни с одной партией! Мы в принципе выше всего этого. Мы - за человека. Понимаете?
- Сугубо гуманистический принцип?
- Да. В частности, мы за человека, который попал в тиски: между силовиками и корпорацией, как в "Часе восемнадцать".
- "Театр.doc", видимо, уже привык к работе под постоянным прессингом со стороны властей РФ?
- К этому трудно привыкнуть. И на самом деле это большой стресс: за полгода два раза переезжать. Но, тем не менее, значит, так надо.
В конце концов, почему искусство должно быть комфортным? Люди платили еще и не тем - за возможность делать свое дело. А у нас есть такая возможность - заниматься частным, негосударственным театром. Так что мы здесь счастливые люди.
Есть сообщество, которое нас поддерживает. Есть зрители, город, другие города, готовые сотрудничать. Так что чувствуем себя нужными.
- То есть "Театр.doc" существует в основном, благодаря зрителям, поклонникам, сторонникам?
- Только благодаря им.
- С агрессией часто сталкиваетесь?
- C агрессией властей столкнулись… Однажды был спектакль, на который пытались ворваться так называемые православные активисты. Но наши "документалисты", мужики, просто взяли этих "активистов" - и вытолкали в снег, не дав даже открыть рот. Причем не били, а просто тихо их выдавили.
Те в ответ пытались что-то сказать, но против артистов шанcов нет! Потому что любая заштатная травести из любого провинциального ТЮЗа перекричит любого политика практически без усилий.
- Вы считаете, что искусством можно повлиять на сложившуюся общественную ситуацию?
- На самом деле можно. Как видим. Можно повлиять на судьбы каких-то отдельных людей. Я считаю, что мы повлияли на судьбу Марины Клещевой, которая из зэчки стала артисткой.
Наши артисты приезжают в места, куда не доезжает никто из артистической братии (например, в психоневрологический интернат для взрослых, куда вообще никто не приезжает), и дарят людям радость.
Мы повлияли на то, чтобы люди вспомнили о Болотном деле, о котором начали забывать. Один из наших девизов - слова немецкого режиссера Фассбиндера: "Если ты не можешь повлиять на реальность, ты можешь свидетельствовать". И видим, что сказанное вслух слово все же на что-то влияет. Радуемся обратной связи, когда зрители пишут, что наш спектакль заставил их задуматься о том, об этом и об этом. Постоянно получаем такие отзывы.
- Что для вас важно в актере? Как формируете труппу?
- У меня высокие требования к актерам. Лично у меня. Потому что я - режиссер-дилетант. Я драматург прежде всего. Драматург, который придумывает спектакли.
Я не считаю себя режиссером. Но мне нужны артисты, которые могут быть соавторами моего спектакля, которые могут разделить мои эмоции, мою радость.
У нас всегда радостный процесс создания спектакля, всегда радостные эмоции, потому что актеры полностью погружаются в тему, многое привносят. Вот, например, дуэт Кости Кожевникова и Димы Кривочурова. Работаю с ними постоянно, и они все время разные.
В принципе, мне нужен актер, для которого (как и для меня) театр - больше, чем театр.
Для меня театр - не развлечение. Я могла бы открыть какой-нибудь ресторан грузинской кухни, печь хачапури и прекрасно жить.
Но у меня вот эта история, я директор негосударственного театра. Для меня театр - что-то, связанное с жизнью, с каким-то сообществом людей. Я, разумеется, не жду, чтобы мое мнение обязательно разделяли, но мне интересно работать с людьми, для которых театр - немножко больше, чем
театр. Или даже "множко".
Есть много хороших постановок моих пьес, которые мне самой нравились. Я же в первый раз поставила какую-то безумную историю под названием "150 причин не защищать Родину". Там, представьте себе, пять женщин, черный зал, белые гипсовые головы, весьма странные звуки, придуманные композитором Дмитрием Власиком.
Я просто представляю, что любой режиссер на это сказал бы: "Лена, ты сошла с ума. Какое падение Константинополя? Какие гипсовые головы? Почему пять актрис должны рассказывать все?".
А мы это сделали вместе. То же самое - "Подлинные истории мужчин, женщин и богов". Я не представляю, кто бы мог это сделать, если не мы! Cтавлю, потому что мне этого хочется. Не потому, что сделаю лучше других. Ставьте тоже! Пожалуйста! Потому, что точно сделаю так, как хочется мне.
- Оставив в стороне переезды и прессинг, что скажете о новых идеях, репертуарных перспективах "Театра.doc"?
- У нас в театре, слава Богу, ставлю не только я. Есть много разных новых проектов. Для Украины будет особенно интересна документальная пьеса о процессе над Олегом Сенцовым. Обязательно это сделаем! Естественно, я буду участвовать в проекте о Сенцове, но как куратор. Сама же хочу сделать спектакль об эльфах, посвященный предку Лермонтова - Томасу Лермонту. По одному из преданий, он жил в ХІІІ в. и был похищен королевой эльфов. Непонятно, сколько времени провел в заточении. По моей идее, оттуда, из этого странного времени, он будет посылать стихи в будущее, своему потомку - Михаилу Лермонтову.
И, в частности, о том, что мы еще планируем делать. Есть пьеса, написанная молодой дагестанкой Эмилией Казумовой. Документальная пьеса о ее жизни - жизни кавказской девушки в Москве. О судьбе девушки из традиционного мусульманского общества, которая совершает поступок. Она выходит замуж не за того. Семья пытается ее убить. Девушка оказывается в Москве и сталкивается с реально жестким выживанием. А другая молодая девушка - Зарема Заудинова, наполовину чеченка, ученица Разбежкиной и Угарова, - она и ставит эту пьесу у нас. Называется пьеса "Однушка".
Еще, я надеюсь, будет поставлена пьеса, написанная молодым социальным работником Артемом Материнским. Интересная пьеса о сиротстве. О том, как женщина усыновила девочку, а когда у той начались подростковые проблемы, женщина подала иск, чтобы ее разудочерить. Поскольку эта история сильно мрачная, я верю, мы со зрителями будем вместе искать решение. Чтобы люди высказывали версии, как эту ситуацию можно исправить. Чтобы публика сама придумала хеппи-энд, выход из сложившегося положения. В жизни история закончилась плохо. А здесь мы предложим людям проанализировать и найти выход.
- Ваш театр, получается, один из главных представителей документального театра в РФ…
- Раньше мы были действительно одни. Теперь документальный театр популярен. "Документальный театр" преподается даже в Школе-студии МХАТ.
Но мы были первыми. И продолжаем свое дело. Начали заниматься "свидетельским театром". Мне кажется, это перспективное направление.
Надо сделать определенное усилие над собой, отрефлексировать ситуацию, предложить выход. Ибо театр - не только "сказка", но и решение, действие.
Из досье
Елена Гремина - сценарист, режиссер, одна из самых известных представителей новой драмы, одна из основателей и директор "Театра.doc". Спектакль о Сергее Магнитском имел широкий общественный международный резонанс. По мнению Греминой, это был первый проект, где "Театр.doc" отошел от своей прежде нейтральной позиции. Гремина известна как одна из организаторов фестивалей "Новая пьеса", "Новая драма", "Любимовка". В 1993-м в ее пьесе "За зеркалом" главную роль сыграла выдающаяся певица Галина Вишневская.