UA / RU
Поддержать ZN.ua

Джазмены всех стран... объединятся

Alex Fokin RadioBand пригласил в команду Кевина Спейси.

Авторы: Олег Вергелис, Екатерина Константинова

Alex Fokin RadioBand решил бросить перчатку... Голливуду. Собственно говоря, на базе украинского «бэнда» уже идет активная подготовка, а в начале 2012 года стартуют съемки международного музыкального кинопроекта «Джазмен».

Формально - это сиквел когда-то нашумевшей и до сих пор часто демонстрируемой картины Карена Шахназарова «Мы из джаза» (1983). Новая история, кстати, написана тем же сценаристом - Александром Бородянским. А на одну из главных ролей в будущем фильме пригласили самого Кевина Спейси («Красота по-американски», «Обычные подозреваемые»).

О джазе и кино, о попсе и настоящей эстраде - наш разговор с Александром ФОКИНЫМ: известным музыкантом, основателем и руководителем Alex Fokin RadioBand, продюсером и режиссером-постановщиком будущего фильма.

- Александр Александрович, начнем с кино. Уж больно замысел дерзкий. Всем известно, что «Мы из джаза» - картина любимая миллионами. А тут вдруг продолжение старой истории…

- Если это и продолжение, то весьма условное. Будущий фильм - отдельное целостное произведение. Хотя корни этой киноистории (и мы этого не скрываем) именно в пространст­ве знаменитой картины Карена Шахназарова, где когда-то с блес­ком играли Игорь Скляр, Алек­сандр Панкратов-Черный, Нико­лай Аверюшкин (они и у нас появятся в начале ленты). Однако в «Джазмене» (а именно так будет называться новая лента) - и время другое, и герои другие. Естественно, не 20-30-е. А уже наши дни. Прошло много времени. Сменились поколения… И вот, представьте, внук того самого Кости Иванова (сыгранного И.Скляром) ищет себя на том же джазовом поприще, но уже в новых социальных и временных координатах! Новый герой - вир­туоз-саксофонист. Его семья, давно обосновавшаяся в Чикаго, в Америке процветает… Но парню, как говорится, неймется! И судьба забрасывает его на родину предков. Собственно говоря, в наш город… Где и разворачиваются основные события. О которых, естественно, я пока не могу рассказать. Должен же быть в фильме сюжетный секрет?

- Да, понятно, это секрет. А жанр картины - не секрет?

- Это музыкальная мелодрама, но с элементами комедии.

И еще важное уточнение. Будущий фильм завершится мощным музыкальным финалом: звездным джазовым гала-концертом, в котором будет представлен весь ныне живущий цвет мирового джаза.

Специальным интернет-голосованием мы отобрали 10 суперхитов всех времен и народов. Еще 10 дали нам джазовые эксперты со всего мира. Итого получилось 20. Теперь эти лучшие, по мнению экспертов и слушателей, композиции составят репертуар финального гала-концерта. А его съемки увенчают весь съемочный процесс, который должен завершиться в Киеве на Пев­ческом поле в конце августа 2012-го.

- Кто из звезд мирового джаза будет участвовать в проекте?

- Да практически все…

- А если точнее? Исходя из вашего субъективного рейтинга самых сильных джазменов современности.

- В этом рейтинге на первом месте у меня Куинси Джонс. Боль­­шой музыкант, самая знаковая творческая фигура в современном джазе. И не только. Дос­таточно лишь знать, что он фактически сделал Майкла Джексона таким, каким его теперь знают все. Творческие возможности Джонса не ограничены. Он - сподвижник Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, он и продюсер, и дирижер, и аранжировщик.

Дальше? Легенда блюза Бад­ди Гай. Знаменитые на весь мир пианист и композитор Чик Ко­риа, гитарист и певец Джордж Бенсон, первый трубач мира Артуро Сандовал. Легендарные гитаристы Эл Ди Меола и Ли Ритенур. Выдающиеся пианисты и композиторы Джо Сэмпл, Боб Джеймс, Фредди Равель. Певица Чака Хан. Моя любимая группа «Чикаго». Лучший саксофонист мира Эрик Мариентал и барабанщик Вальфредо Рейес-мл. из знаменитой «ударной» династии Рейесов, которых мы уже небезосновательно (из-за достаточного количества совместно сыгранных концертов) считаем нашими «штатными» музыкантами. В нашей гардеробной уже есть их собственные смокинги... В общем, собрался весь хит-парад мирового джаза…

- В таком случае, кто этот счастливец, который собирается конкурировать с подобными зубрами в роли молодого героя-джазмена?

- Это будет не конкуренция, а скорее наглядная демонстрация преемственности поколений. Своего героя мы нашли после продолжительного кастинга. Ре­шили взять просто классного саксофониста. Пусть его имя пока будет моим секретом. Он, конечно же, непрофессиональный актер. Но замечательный музыкант. Ему 28. Работает в Москве. Отлично показал себя во время проб в сценах с уже опытной актрисой Анастасией Микульчиной (сыгравшей главную роль в сериале Виктора Ме­режко «Сонька - золотая ручка»). Он тогда особенно поразил нас своей органичностью и музыкальностью… И потом, у него есть характер чтобы соревноваться, чтобы доказать свое право быть рядом с большими музыкантами в одной картине.

- Интересно, как он «споется» в одном кадре с голливудс­ким зубром Кевином Спей­си... Кстати, Спейси долго торговался с вами за гонорар?

- Понимаете, если безропотно принимать все голливудские планки гонораров, то, естественно, никаких денег не хватит. Как известно, там чрезвычайно раздутые бюджеты, и нам они не под силу.

Но я знал, во сколько обош­лись Спейси съемки его авторс­кого музыкального фильма «За морем». Ибо этот фильм скорее линия его творческого хобби, а не соревнование мускулами с большими голливудскими мейджорами.

Короче, существуют проекты, которые для многих больших артистов Голливуда меньше всего связаны с деньгами. Для них это, условно говоря, работа за идею, по вдохновению. Это их личное самовыражение. Помимо прочего, Спейси в хорошем смысле болен джазом. Вый­ти на этого большого актера, не скрываю, мне помогли американские друзья-музыканты. И, надеюсь, Кевин обязательно приедет на премьеру «Джазмена» в Киев. Его роль в фильме не второстепенная, по своей продолжительности и сценарной значимости вполне сопоставима с главной. Да и все-таки он - отец главного героя. Отцы - дети. Конфликт поколений и все такое...

- Послушайте, если сценарист Бородянский согласился на сиквел «Мы из джаза», то почему режиссер Шахназа­ров как бы в стороне?

- Почему же в стороне? С ним проходили предварительные переговоры. Это ведь серьезные вопросы - продажа авторских прав (они с Бородянским являются совладельцами прав на первый фильм). Тогда Шахна­заров сказал: «Делайте сами! Но если нужна какая-то помощь в съемках на «Мосфильме», все организуем!».

Впрочем, у нас основные съемочные локации - Чикаго и Киев… Причем Киев, как говорится, будет во всей своей красе.

Надеемся уже через год, в сентябре 2012-го, съемочный период закончить. Хочу, чтобы фильм получился как продукт украинский.

- Теперь непосредст­венно к оркестру. Скажем так, историческая дата его основания?

- Собственно говоря, оркестр наш родился на сломе эпох - 90-х и нулевых. Когда я сам, еще в конце 80-х, почувствовал приб­лижение такого «слома» не в лучшую сторону, то попросту решил уйти из творчества. Лет десять не подходил к инструменту и нотам. А ведь за плечами был огромный опыт работы в студии с такими большими украинскими эстрадными артистами, как София Ротару, Василий Зинке­вич, Назарий Яремчук, Иван Попович, Дмитрий и Николай Гнатюки, Николай Кондратюк, Нина Матвиенко...

И вот спустя десятилетие приходят ко мне несколько бывших коллег-музыкантов и говорят: «Помоги, хотели бы хоть какой-то подвал снять, чтобы для себя музицировать».

И тогда мы пришли по старой памяти в Дом звукозаписи, в одну совершенно пустую студию. А там разбитый рояль, и больше ничего… Собрали состав и начали работать. И с того момента стали «обрастать» новыми замыслами, новыми инструментами, аппаратурой. Тогда я уже точно знал, каким должен быть новый оркестр и как он должен звучать. А те первые четыре музыканта стали его основой.

Со временем у коллектива выработался свой собственный стиль. Мы четко следуем в ногу со временем, даже когда играем мировую джазовую классику, ну а новую современную музыку и подавно стараемся представить, используя все возможные музыкальные средства. Не гнушаемся даже электронной и диджейской музыки. Особая идеология - концертный звук оркестра. С 2007 года мы первые начали использовать в «живом» концертном звучании surround effect.

Мы единст­венный штатный и постоянно действующий в мире оркестр так называемого шведского состава, то есть комбо. Притом мы - Государственный академический оркестр Госком­телерадио Украины, единственный в своем роде джазовый коллектив на постсоветском пространстве.

- Это правда, что вы сторонник некоего оригинального принципа: больше репетиций и чуть меньше концертов?

- Да, это правда. Что такое концерт? Это, скорее, более-менее удачное пов­торение многократно отрепетированного... Для классного оркест­ра просто необходима слаженность, стабильность и, главное, достоверность исполнения. Но они достигаются лишь многочасовыми репетициями.

Поэтому разумный баланс между репетиционным процессом и концертной деятельностью очень важен. Во всем мире коллективы по-нас­тоящему высокого уровня очень много концертов не дают, а стараются репетировать, заботливо вы­страи­вая каждую концертную программу.

- У вас много сов­местных концертов с большими звездами - это Джона­тан Батлер, Рой Эйерс, Эрик Ма­риентал, Лиз Митчелл, Ким Сендерс, Рай­монд Паулс и другие.

- Честно говоря, мы рано «набрались наглости» и начали совместные концерты с большими звездами практически через год после официального рождения коллектива. 9 мая 2001-го мы вышли на одну сцену дворца «Украина» со старейшим рос­сийс­ким джазовым оркестром Олега Лундстрема.

Ощу­тив вкус таких концертов и, главное, их явную пользу для творческого роста коллектива, я начал приглашать других суперзвезд. Навскидку: был Джо­натан Батлер, феноменальный гитарист и вокалист стиля R&B. По­том Рой Эйерс, первый вибро­фо­нист мира, композитор, вокалист, отец стилей нео-соул и эйсид-джаз. Эрик Мариентал - живое чудо, играющий на саксофо­не, как Бог. На концерте с Р.Па­улсом он так замечательно играл тему из «Долгой дороги в дюнах», что зал просто рыдал. Сам видел.

В конце ноября едем в Москву на джаз-фестиваль памя­ти Олега Лундстрема и на дру­гой российский джаз-фести­валь «Плес». Там соберутся значимые звездные гости.

- Как часто вам хочется сегодня искать новую джазовую музыку или все-таки ваша привязанность классика, проверенная временем?

- Конечно же, нет лучшей школы, чем классика. Причем для всех видов искусства. С другой стороны, стоит помнить пос­тулат: принимая в репертуар что-то новое, особенно свое, надо иметь совесть.

Что я под этим понимаю? Когда ты ставишь в одну программу рядом с настоящей классикой некие сомнительные опусы (по принципу «своя рука - владыка»), должно срабатывать чувство творческой совести. Можно ли конкурировать с проверенным временем суперхитом? Поэтому на меня иногда и обижаются украинские композиторы, которых я называю «вымерший класс». То есть «украинс­кие композиторы» - это сейчас уже несуществующее словосочетание. Наверное, некоторые могут сами себя считать таковыми лишь в определенных, узких рам­ках. Причем, что обидно, - на местечковом уровне и без мировых амбиций.

Я честно отслушиваю на аудио­носителях многие произведения, которые нам предлагают в репертуар. Слушаю и понимаю, что до репертуара они не дойдут. И это понятно: перманентно низкий спрос на творческий продукт всегда рождает его низкий уровень. А если вдруг возникает запрос высокого уровня, сразу же ощутимо чувствуется нехватка уровня мас­­терства для его воплощения.

Тотальная коммерциализация искусство просто добивает. И не только искусство, но иногда и лучших его представителей. Ког­да-то одна знаменитая российс­кая певица отказалась от выступ­ления с нашим оркестром только потому, что для нее полностью «вытянуть» такой концерт - большая нагрузка. Полу­чается, что простенькие шлягеры, в великом множестве появшившиеся тогда в репертуаре этой певицы, попросту «растренировали» ее?

- Сегодня Украина пестрит джа­зовыми форумами, концертами. Подобное количест­во - действительно реакция на вездесущую попсу, то есть жажда глотка воздуха? Или?..

- Конечно, живая музыка и живой звук всегда будут привлекать слушателя серьезного, умного. Понимая это, мы, например, с первого дня взяли для себя за правило свои диски никогда не записывать в студии, а издавать только записи с концертов. То есть у нас вообще нет записей студийного музицирования!

И потом, вот вы говорите о поистине «колорадском» тотальном наступлении попсы на нашу духовную жизнь... Так ведь нужно говорить уже и о том, что в результате этого набега серости за последние годы практически не случилось никаких реальных проявлений нашей культуры на международном уровне. Как результат: множество хороших музыкантов играют в других странах. Много отличных вокалистов выступают на чужих престижных сценах. Это уже стало проб­лемой интеллектуальной безопасности для всей страны. Как получилось, что мы остались голыми-босыми?

Но мы гордимся возможнос­тью ставить слово «украинский» рядом с нашим названием. Это действительно всеукраинский коллектив. В нем играют предс­тавители всех регионов - с севера до юга и с востока до запада нашей Украины.

Как бы странно это ни звучало, но отступать перед засилием бездарности уже некуда. Нужно начинать продвигать дейст­ви­тельно богатую тради­циями и талантами культуру своей Родины из затхлого местечкового мирка в Мир большой и реальный. От уровня культуры в стране напрямую зависит количество колбасы в магазинах. И еще. Мы - у себя дома. И кто, кроме нас, виноват в том, что у нас такой дом?