UA / RU
Поддержать ZN.ua

Джаз, свинг, драйв

Джазовый фестиваль в Одессе прошел в 15-й раз. Десять лет он назывался "Джаз-карнавал", в последние годы - Odessa Jazz Fest. Форум возглавляет выпускник Одесской консерватории, джазовый пианист и продюсер Юрий Кузнецов.

Автор: Ольга Кизлова

Джазовый фестиваль в Одессе прошел в 15-й раз. Десять лет он назывался "Джаз-карнавал", в последние годы - Odessa Jazz Fest. Форум возглавляет выпускник Одесской консерватории, джазовый пианист и продюсер Юрий Кузнецов.

Концерты проходили в горсаду на Дерибасовской и в областной филармонии - огромном зале на 1100 мест.

Сначала на открытом воздухе тысячи одесситов и гостей Южной Пальмиры вкусили прелесть общения со свободным искусством джаза. Состоялись бесплатные концерты open air на главной улице и в торговом центре "Ривьера". По вечерам поклонники джаза "отрывались" на джем-сейшнах в клубе "Ай лав ю, Петрович".

Фото Оксаны Канивец

В рамках фестиваля для студентов музыкального училища им. К.Данькевича, академии им. А.Неждановой и всех желающих маститые гости из шведского коллектива саксофонистов Nordic Saxophone Quartet, а также норвежский гитарист и педагог Фруде Барт провели бесплатные мастер-классы.

На сцену филармонии с короткой программой первыми вышли музыканты биг-бенда из Полтавы (полное выступление состоялось накануне в горсаду). Это довольно молодой оркестр п/у играющего тромбониста Эдуарда Головашича. Снискала успех творчески зрелая вокалистка Алёна Шмёлева. Оркестранты старались, играли чисто, но, к сожалению, сильно громко, заглушая солистку, мало импровизировали. Но дело молодое, и для города без консерватории и джазового факультета в музучилище - не простое. Прозвучали мелодии Фрэнка Синатры, Берта Бакарака и другие стандарты. Пожелаем полтавчанам дальнейшего творческого роста.

Лучшие, на мой взгляд, участники фестиваля - американское трио пианиста Криса Грассо (c ним играли контрабасист Майкл О'Брайен и барабанщик Джейсон Браун). Великолепные импровизаторы и мастера аккомпанемента сопровождали выступление потрясающей певицы Шерон Кларк. Инструменталисты неимоверно сыграны, каждый роскошно владеет своим "орудием" и умеет выдать сногсшибательное соло. Но в нужный момент отойти на второй план, уступив дорогу неподражаемой Шерон.

Простота и легкость, с которой играли американцы, казались необыкновенными. Лидер имеет за плечами отличное классическое фортепианное образование, победы в академических конкурсах и сольную карьеру в симфонических оркестрах Мичигана и Сиракуз. Колоритная и эффектная солистка оказалась демократичной в сценическом поведении и общении. Она поет, как мы дышим или ходим, не задумываясь, что в это время происходит с нашим телом. Мало двигалась, в отличие от некоторых вертящихся изо всех сил певиц, подменяющих музыкальное содержание имитациями свинга. У артистки значительный диапазон, огромный запас и непредсказуемость импровизационных ходов, свободная фантазия и мастерское владение скетом и нюансами во всех продемонстрированных жанрах - блюзе, джазе, соул-музыке. Какие богатые ходы, модуляции, смены тембров и регистров!

Фото Оксаны Канивец

А изменение метра в каждой следующей песне вызывала все новый интерес, желание слушать еще и еще…

Порой замечаешь старательное подражание белых вокалисток мастерству чернокожих мадонн. И подмечаешь вторичность результатов этих усилий. Но здесь… Давно не испытывала подобной искренней радости общения с классическим американским джазом.

Третий сет достался квартету Autentic Light Orchestra (Швейцария-Армения). Его лидер - мультиинструменталист, выходец из Армении Валерий Толстов учился в Цюрихе, играет на всем, что издает звук, мастер креативных тембральных находок. Под стать коллеги - певица Вероника Штадлер, гитарист Франс Хелльмюллер и ударник-перкуссионист Энди Пупато. На счету коллектива - два альбома. Не знаю, как далеко пошел бы каждый из этих музыкантов, играй он самостоятельно, но вместе ребята выглядели трогательно, чисто, нежно. Хотя несколько интонационно однообразно и совершенно по-армянски. Этого не отнять.

Греческий квартет саксофониста Димоса Диметриадиса - это пианист Димитрас Вердиноглу, контрабасист Константинос Манос, барабанщик Василис Подарас. Они играли микс академической, греческой, балканской музыки с джазовыми ритмами. Во всем - высокая школа (Димитриадис - выпускник Беркли-колледжа и известный педагог). Но музыка квартета идет скорее "от ума", чем "от сердца", да и публика устала в неимоверно жарком (без кондиционеров) зале, что выдержать на протяжении четырех-пяти часов почти невозможно.

К слову, каждый новый губернатор Одессы (не знаю насчет назначенного недавно М.Саакашвили) обещал установить кондиционеры в этом, не оборудованном соответствующим образом, но уникальном с точки зрения акустики, прекрасном концертном зале, в котором зимой +16, а летом +36. И хотя "дурень думкою багатіє", когда-нибудь, надеюсь, перестройка филармонии все же произойдет.

Фото Оксаны Канивец

Музыканты литовской Dainius Pulauskas Group играли в Одессе 11 лет назад на этом же фестивале. Но сейчас в состав кроме лидера-клавишника Даниюса Пулаускаса, трубача Валериюса Рамошки и барабанщика Линаса Буды вошли трое новых участников: Кястутис Вайгинис (сопрано- и альт-саксофоны), Лютаурас Янушайтис (тенор-сакофон) и бас-гитарист Домас Алекса. В разное время и в разных составах четверых музыкантов слушать приходилось. Это высокопрофессиональный ансамбль, играющий только собственную музыку. Каждый участник, помимо данного коллектива, имеет собственные проекты.

Музыканты исполнили фанк-фьюжновые композиции из двух альбомов - Mixtum compositum и Zig zag. Начали крутой мощной пьесой Hibrid. Музыка секстета на самом деле - действительно гибрид джаза и рока. Этот популярный, беспроигрышный стиль близок по духу лидеру группы, весьма приветствует его и автор этих строк.

Редчайшей технической ошибкой стало внезапное падение синтезатора прямо под руками Пулаускаса. Как подкошенные, во время выступления ни с того, ни с сего сложились металлические стойки, на которых он крепился, и тяжелый электронный инструмент с визгом рухнул под ноги хозяина. Но остальные артисты продолжили и доиграли композицию. Несколько ошеломленный, прославленный клавишник пересел к старенькому Стейнвею, стоявшему в левом углу сцены, "пострадавшего" быстро унесли, артисты продолжали играть, но настроение упало, и они, сыграв еще одну пьесу, завершили выступление.

Внимание слушателей привлекло выступление французского трио пианиста и композитора Тьерри Майара. Импровизационного и интонационного разнообразия особо замечено не было, поскольку главным композиционным приемом явился рифф. Зато напора и энергии неслось со сцены от души.

Завершил фестиваль немецкий фанк-квартет Mo'Blow. В белых рубахах и темных брюках, рослые, стильные, с недельной щетиной "под доктора Хауса", они как будто излучали свет, энергию солнца, позитив. Улыбчивый, потрясающе доброжелательный, живой и легкий в общении и звучании лидер группы Феликс Ф.Фальк свободно владеет тяжелым и малоподвижным баритон-саксофоном. Мои дети много лет назад из-за низкого, "рычащего" звука окрестили его "волком".

Чтобы продуть эту махину и свободно играть, нужно иметь легкие Джерри Маллигэна. Так же непосредственно Фальк шпарит еще на двух видах сакса - альте и сопрано, на диджериду, а также массе духовых и перкуссионных "примочек". Его коллеги - фендер-пианист Эрен Золяк, бас-гитарист Тобиас Фляйшер и ударник Андре Зайдель - не отстают от него в позитиве, которого так не хватает всем нам сегодня. А равно в технике и выразительности. Играли композиции из альбома Gimme The Boots 2013 г.

Закончился вечер массовыми плясками оживившихся слушателей под музыку Mo'Blow. Как будто духота концертного зала развеялась свежим дыханием музыки немецких гостей.