UA / RU
Поддержать ZN.ua

Джаз-internationale в Южной Пальмире

Главное действо началось на следующий день и продолжалось под сводами Одесской филармонии три вечера. Здесь выступили в основном европейские исполнители. В трех концертах прозвучали девять сетов. Причем, семь из них - в формате трио (шесть - с участием фортепиано).

Автор: Ольга Кизлова

В тринадцатый раз в Одессе встретились почитатели джаза. Фестиваль Odessa Jazz Fest, носивший 10 лет имя "Джаз-карнавал в Одессе", три года назад сменил название и полностью "перешел в руки" четы арт-вдохновителя (президента) пианиста Юрия Кузнецова и его супруги, директора Натальи Эртновой. Побывав на этом фестивале в четвертый раз, я убедилась, что концепция осталась прежней, а сам фестиваль - "типичный представитель" подобных проектов со средним бюджетом.

Форум проходил четыре дня, и в нем участвовали только малые составы: от трио до квинтетов.

В первый вечер играли на воздухе - в горсаду на Дерибасовской. Желающих послушать джаз собралось много. Благо, погода укротила нрав и, разогнав тучи, позволила артистам и горожанам пообщаться с искусством джаза в формате open air.

Главное действо началось на следующий день и продолжалось под сводами Одесской филармонии три вечера. Здесь выступили в основном европейские исполнители. Постоянная ведущая Елена Шевченко, после небольшого (минут на 15-20) приветствия Ю.Кузнецова, брала бразды правления в свои руки и представляла участников. В трех концертах прозвучали девять сетов. Причем, семь из них - в формате трио (шесть - с участием фортепиано). На сцене стоял крепкий боевой Стейнвей, принявший на себя нагрузку почти каждого отделения.

Фестиваль начался выступлением трио экс-молдавского пианиста Романа Тулея. Музыкант и его швейцарские коллеги - контрабасист Лоренц Бейлер и барабанщик Тобиас Фридли - привезли в Украину свой первый альбом Inspiration ("Вдохновение"). Не секрет, что порой ранние опусы молодых авторов скорее представляют собой имитацию, подражание, нежели инспирацию чьих-либо достижений. В музыке молодого коллектива прослушивались мотивы Пэта Мэтини, европейской киномузыки второй половины ХХ в. Много лирики, лаунжа, впрочем, сыгранность подкупала.

Затем вышли ребята из одесского трио FKP. Очень молодой коллектив (фортепиано - Виталий Фесенко, контрабас - Тарас Кузнецов и труба - Мирослав Пятников) играет этноджаз, используя восточные, балканские, молдавские мотивы в авторской интерпретации Виталия Фесенко.

Третьими были кубинцы, исполняющие традиционный карибский джаз. Начали квартетом: рояль, бас-гитара, барабанщик и музыкант на бонгах. В зал сразу полилась мощная волна драйва. Затем откуда-то издали присоединился звук то ли засурдиненной трубы, то ли электроскрипки. И вот на сцену вышел лидер, великолепный скрипач Омар Пуэнте.

Артист с первых звуков подтвердил высокий класс академической подготовки. Музыканту сейчас 52 года, с пяти лет он учился как скрипач - сначала в родном Сантьяго де Куба, а потом в Академии искусств Гаваны. Вскоре молодой музыкант занял место в группе первых скрипок Национального симфонического оркестра Кубы. Но знакомство с музыкой мировых звезд-соотечественников Артуро Сандоваля, Чучо Вальдеса, Рубена Гонсалеса, а затем и сотрудничество с ними, привели к увлечению Омара джазом, выходу из НСО Кубы и началу карьеры джазмена.

В 1995 г. в Сингапуре он познакомился со своей будущей женой, английской музыкальной журналисткой и политическим деятелем Дебби Парди. С 1997-го живет в Великобритании, преподает джазовую скрипку в музыкальных колледжах Лидса и Тринити-колледже (Лондон), выступал как джазовый скрипач с Королевским филармоническим оркестром (PRO, Лондон).

Омар Пуэнте - весьма опытный шоумен. Поначалу он, казалось, берег силы, но вскоре "раскочегарился". Его стилю присущи подкупающе легкая виртуозность и широта интонационных приемов, сочетающих традиционные кубинские мелодии и ритмы, джазовую импровизационность и технический арсенал академической школы. В его "карибской" манере то и дело мелькали совершенно естественно вписывающиеся фрагменты Паганини, Баха, Равеля, Крейслера… Кроме того, он премило сначала "намекнул", а потом полностью сыграл нашу "Червону руту", заставив радостно забиться сердца одесситов. Хотя, на мой взгляд, это великолепное выступление не нуждалось в "демократическом" ходе с украинской песней (его кубинское музицирование звучало гораздо интереснее).

Второй вечер был самым стилистически разнообразным. Хедлайнером можно считать первый состав этого концерта: интернациональное Benedikt Jahnel Trio. В нем играют немецкий пианист и композитор Бенедикт Янель, испанский контрабасист Антонио Мигель и канадский барабанщик Оуэн Хоуард.

Музыканты привезли части альбома Equilibrium, записанного на ЕСМ год назад. Впечатление осталось глубокое. Частые повторы, простая гармония и тональная определенность как в постминимализме сочетались с небольшим джазовым ритмическим уклоном, умелым, сдержанным динамическим разнообразием, негромким, в основном, изложением мыслей. Гости заставили публику "слушать себя" с пристальным вниманием, большим интересом и замиранием сердец. В фойе альбом раскупался "на ура".

Интеллектуально-европейское трио сменил немецко-индийский проект. Сидя босиком на покрытом коврами помосте, музыканты исполняли импровизации в духе world music, имитирующей индийские раги.

Напомню, что активное сотрудничество индийских и западных музыкантов началось около 60 лет назад, в творчестве ситаристов Равви и потом Анушки Шанкар. Равви Шанкар дружил с Джорджем Харрисоном, играл с Иегуди Менухиным. Его дочь - современная американская ситаристка. Большую роль в становлении индийской традиции в западной музыке сыграл композитор и виртуоз Лакшминараяна Шанкар, изобретатель 10-струнной двойной скрипки.

Завершил второй филармонический вечер сет с участием колоритной американской певицы Лисы Хенри. Она пела в сопровождении московского трио - барабанщика Олега Бутмана, пианистки Натальи Смирновой и контрабасиста Григория Зайцева. Честно говоря, очередная интерпретация Round Midnight Т.Монка ничем от своих сотен предшественниц не отличалась. Тем интереснее было познакомиться с парочкой инструментальных пьес москвичей из последнего альбома О.Бутмана "Взлетная полоса". Играют отлично, очень техничны, но катарсиса не происходит: материал "вторичен".

Заключительный вечер начали французские музыканты из Марселя. Трио Benjamin Faugloire Project играет авторскую музыку в духе медленного постбопа. Сами французы отмечают влияние на них Авишаи Коэна. Хотя порой ощущается воздействие традиций французского импрессионизма и напевность шансона. Гости привезли свой последний альбом The Diving ("Погружение") и исполнили несколько композиций. Бенджамин Фоглуар - прекрасный тонкий музыкант. Под стать его партнеры - Денис Франглан (контрабас) и барабанщик Жером Мурье. После Одессы трио выступило в Киеве.

Во втором сете динамика вечера пошла на спад… Пианист Куба Станкевич - известный польский музыкант среднего поколения. Он также занимается педагогикой и преподает в городе Зелена Гура. Музыка польского композитора Войцеха Киляра хорошо у нас известна, запись альбома Станкевича на его музыку звучит изысканно. Странно, что пианист почему-то отошел от его стилистики и играл в Одессе чуть ли не в стиле регтайма, прямодушно выколачивая акценты и синкопы (что особенно упрощенно выглядело после предыдущего выступления французов). Исполнитель приехал один, и удержать внимание зала ему было непросто. К сожалению, еще менее уверенно звучал дуэт Станкевича с хозяином фестиваля Юрием Кузнецовым. Они совершенно расходились ритмически, импровизировал в основном гость. Несмотря на обрамление Шопеном, два услышанных мной стандарта прозвучали неубедительно. После чего мне нужно было покинуть зал и отправляться на вокзал... В результате, я не дослушала польского пианиста и пропустила гитарный проект из Италии... Надеюсь, итальянцы не оплошали.