UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дузе танцует в Гамбурге

На создание балета Ноймайера вдохновили преданность Дузе театру, масштаб ее личности, яркая биография.

Автор: Ольга Кизлова

Балетную труппу Гамбургской государственной оперы более 40 лет возглавляет выдающийся хореограф американец Джон Ноймайер, который недавно поставил резонансный спектакль о выдающейся итальянской драматической актрисе Элеоноре Дузе (1858–1924).

Джон Ноймайер придумал и осуществил в Гамбурге и по всему миру десятки прославивших его имя постановок. В активе Ноймайера - "Чайка", "Татьяна", "Дама с камелиями", "Трамвай "Желание", "Пер Гюнт", множество других спектаклей по мотивам известных произведений.

Премьера "Дузе" состоялась два года назад, в декабре 2015-го. Ноймайер уже не впервые пошел по пути, широко принятому в Европе и США: сочинил хореографическую драму на симфоническую музыку известных композиторов. Дирижером балета выступил Натан Брок, вместе с оркестром государственной оперы Гамбурга прекрасно интерпретировавший музыку Бенджамина Бриттена и Арво Пярта. Замечательные, выразительные оркестровые соло исполнили скрипач Конрадин Зейтцер и пианист Онджей Рудченко.

История жизни актрисы далека от тривиальности. Родилась в артистической семье, четырех лет от роду вышла на сцену. В течение творческого пути сыграла в драмах Александра Дюма-сына ("Дама с камелиями"), Эмиля Золя, Викторьена Сарду, Генрика Ибсена ("Гедда Габлер", "Кукольный дом" и др.), Германа Зудермана, Мориса Метерлинка ("Монна Ванна"), Максима Горького ("На дне"). Много выступала за пределами Италии: в США, Южной Америке, России, Франции. В жизни актрисы были романы с крупными личностями ее эпохи. Арриго Бойто перевел для нее "Антония и Клеопатру" Шекспира. Габриеле Д'Аннунцио отразил образ Дузе в романе "Пламя". Элеонора разорвала с ним, когда писатель предложил исполнить центральную роль в драме "Мертвый город" ее многолетней сопернице Саре Бернар. Дузе была знакома и состояла в добрых отношениях с Айседорой Дункан. Прожила 65 лет и умерла во время гастролей в американском Питтсбурге от простуды. Похоронена в Италии.

На создание балета Ноймайера вдохновили преданность Дузе театру, масштаб ее личности, яркая биография. Он воспроизводит реальные события и мифы о великой актрисе, которая повлияла на очень разных людей: Райнера Марию Рильке, Айседору Дункан, Константина Станиславского, Мэрилин Монро. Увлеченный легендарной творческой харизмой Дузе, ее неустанным поиском идеального театра и рядом личных отношений, Ноймайер развивает "хореографические фантазии", которые отражают его субъективное отношение к великой актрисе. Отбросив документальный подход, балетмейстер изобретает нерядовые ситуации, придумывает новые образы, постигает хореографическими средствами сущность этой уникальной женщины. Он разработал сюжетную идею, хореографию, подобрал исполнителей, костюмы, свет и осуществил этот захватывающий спектакль.

Holger Badekow, Hamburg

Балет состоит из двух актов. Первый - на музыку Бенджамина Бриттена - рассказ о трудных годах жизни актрисы в период Первой мировой войны. Начинается действие с просмотра немолодой героини единственного фильма с ее участием - "Пепел". Вглядываясь в экран, актриса оживляет в памяти прожитые годы и спутников своего прошлого…

Во время киносеанса Дузе знакомится с 19-летним Лучано Никастро. Эту партию танцует известный украинский солист гамбургского балета Александр Труш. Музыкальным сопровождением первого действия Ноймайер выбрал "Вариации на тему Фрэнка Бриджа", "Два портрета" и "Симфония-реквием" Б.Бриттена. Между ними кратким эпизодом проходят фортепианные "Вариации на выздоровление Аринушки" эстонского композитора Арво Пярта (опус 1977 г.). На удивление тонко Ноймайер умеет выбрать и "синхронизировать" не только ритмически, а скорее эмоционально прекрасную музыку и внутренний мир героини, воссоздать ее чувства, нарисовать окружающих ее людей и передать весь спектр ее ощущений и отношений с другими героями. Это любовь к юному Лучано Никастро (Александр Труш), уходящему на фронт Первой мировой войны. Сложные "подчиненные" связи с композитором и либреттистом Арриго Бойто (танцует Карстен Юнг). Непростые чувства к писателю Габриэле Д'Аннунцио. Его партию исполняет студент Гамбургской балетной школы Дарио Франкони (школа открыта в 1989 г. при Гамбургской государственной опере и включает огромный Балетный центр (Ballettzentrum) с жилыми зданиями, студиями, репетиционными помещениями и школой-интернатом).

Партию главной героини блестяще танцует опытная 54-летняя итальянская балерина Алессандра Ферри. В зависимости от образа, который она создает - то Джульетта, то Маргарита Готье, то Эллида из "Женщины с моря" Генрика Ибсена, балерина меняет палитру красок, выразительных поз, то молодеет, то стареет у нас на глазах. Последней ролью Дузе на сцене была Эллида… В конце первого действия знаменитая итальянка попадает под дождь, заболевает и умирает от воспаления легких.

Значительная роль отведена другим женским персонажам. Это великая соперница Дузе Сара Бернар (Сильвия Аццони) и знаменитая танцовщица Айседора Дункан - близкий героине по духу человек (Анна Лаудере). Дункан изображается реалистично, танцующей босиком и с большим сочувствием. Бернар - напротив - мало соответствует ее реальному жизненному образу. В балете - это хорошенькая до кукольности во всем, включая рыжий кудрявый паричок и легкомысленный туалет, запрыгивающая на софу кокетка и пустышка. И преданна главной героине поклонница (Йяца Колл), безутешно оплакивающая раннюю смерть актрисы.

Holger Badekow, Hamburg

Параллельно с воспоминаниями о прожитой жизни, героиня воображает себя и встреченных в прошлом мужчин и женщин персонажами сыгранных драм. Она и Лучано Никастро перед нами проходят как Джульетта и Ромео. Сара Бернар и Габриэле Д'Аннунцио - как Дама с камелиями и Арман. Перед нами разыгрывается трагедия смерти двух детей Айседоры Дункан, погибших в Париже в результате падения автомобиля в Сену. Она переходит в трагедию случайной смерти самой Айседоры, которая была задушена собственным шарфом, накрутившимся на колесо во время автомобильной прогулки. Длинный голубой шелковый шарф в руках Дузе становится рекой, накрывшей тела погибших детей…

И снова варьируется мотив "Дамы с камелиями". На сей раз Арман - это Лучано Никастро, Маргарита Готье - Элеонора Дузе, а Жорж Дюваль - Арриго Бойто.

Балет переосмысливает взаимоотношения самовлюбленного писателя Габриеле Д'Аннунцио, в своем романе изобразившего Дузе стареющей, окруженной молодыми любовниками женщиной, и героини. У Ноймайера Д'Аннунцио то почти поклоняется актрисе, то легко меняется, забывает о ней, в бесконечном самолюбовании полуголым позируя перед камерами жадных до "клубнички" фотографов. Смерть в госпитале раненного на войне Лучано Никастро - еще одна большая трагедия жизни Дузе.

Немалое место занимает "одушевленный" кордебалет, изображающий публику, коллег-артистов в постановке "Ромео и Джульетты", итальянских и немецких солдат Первой мировой войны.

Второй акт значительно короче. Его музыкальной основой послужили сочинения Арво Пярта Fratres (написаны в 1980-м и 1991-м) и Cantus (памяти Бенджамина Бриттена, 1977-й) для струнного оркестра и колокола. Жизнь после смерти. Медленно падающий снег и пять фигур. Дузе и мужчины ее жизни, как в замедленных кинокадрах движущиеся в пространстве сцены: "Соблазнитель" Д'Аннунцио, "Наставник" Бойто, "Солдат" Никастро и "Публика" (Марк Юбите) - лучший, навеки преданный любовник Дузе.