Виктор Ивченко |
Его нет с нами тридцать лет — достаточное время, чтобы оценить созданное. Некоторые фильмы Виктора Ивченко все еще живы. А остальные… Не показывают «Иванну» — не отвечает сегодняшней конъюнктуре. Что-то не видно «Лесной песни» — ленте не повезло, вышла в начале 60-х и очень скоро на фоне новой волны поэтического кино стала выглядеть архаично. Это впечатление осталось, хотя надо бы отрешиться от старого восприятия и пересмотреть заново. Зато показывают, пусть изредка, «Судьбу Марины», с которой и начался, собственно говоря, новый этап украинского кино. Показывают «ЧП — чрезвычайное происшествие», а чего же — нашенский боевик, в чем-то не хуже заморских. «Гадюка» тоже достаточно частый гость на телеэкране: так драма же, и во многом современная — человек не может найти места в новой жизни…
Вроде не густо, но сколько вы найдете подобных примеров в нашем кино? Xотя начинал Ивченко с работы в другом виде искусства — выпускника Киевского театрального в 37-м году определили в Запорожье, в театр имени Марии Заньковецкой. В 44-м уже сам театр переводят на новое место жительства, во Львов. Почти десять лет проработал режиссер в столице Галичины и, судя по всему, добился там немалых успехов. «Назар Стодоля» Тараса Шевченко, «Вей, ветерок» Яна Райниса, «Русский вопрос» Константина Симонова, «Доки сонце зійде, роса очі виїсть» Марка Кропивницкого, «Лісова пісня» Леси Украинки — эти и другие пьесы стали основой вполне успешных спектаклей и, стало быть, благополучной карьеры.
И вдруг внезапное решение уйти в кино. В сорок один год он переезжает в Киев и приходит на киностудию. То был пятьдесят третий. Умер Сталин, и довольно быстро пришли к решению: с «малокартиньем» (а фильмов тогда делалось еще меньше, чем сейчас) надо кончать. Для этого нужны свежие мозги, новые имена. Вот тут и вспомнился львовский режиссер. Ему поручили постановку сценария Лидии Компаниец «Судьба Марины» — вместе с Исааком Шмаруком, еще до войны закончившего киноинститут и успевшего поработать с самим Довженко.
По нынешним временам картина более чем странная. Послевоенная деревня, люди работают не за жалкие гроши, а так, из любви к самому процессу. Секса тогда еще не было, и героиня фильма, колхозница Марина (Катерина Литвиненко), любит своего мужа Терентия (Николай Гриценко) за высокие порывы и красоту души. Однако тот решил променять замечательную жену-труженицу на городские бряцалки, решив, что он уже перерос ее духовно. А вот и не перерос — доказательству этого фильм и посвящен.
Вдохновенная работа поднимает Марину до блистающих высот звания Героя труда. За нею потянутся и другие — как писал поэт, «труд переростає у красу». Главное, что обусловило успех картины, — традиционное для тогдашних времен оттеснение на задний план личного не выглядит непременной догмой. В социалистическом житье-бытье со всеми его маразмами-миазмами прорисовывается живое человеческое лицо. Героине и вправду больно, она и вправду вызывает сочувствие. Да еще немного юмора — ведь кто снимался: Борис Андреев, Нонна Копержинская и — впервые в кино — Леонид Быков, чей неказистый персонаж начинает теснить с авансцены бравых парней.
Увы, следующей работой стал фильм-спектакль «Назар Стодоля» — тогда вдруг начали переводить на экран театральные работы. Дешевле было, и театральная ритуальность тогдашней жизни хорошо соотносилась с экраном. Видимо, так. Ну, и стремление распространить в массах образцы высокого искусства. Однако для самого кино толку в этом было мало. Не задержалась в летописи кино и картина «Есть такой парень» — ее можно было бы назвать, по аналогии с первым фильмом, «Судьба Антона». Главный герой оставлен девушкой, и жизнь его идет наперекосяк. Спасает его другая, с ней он преображается — в труде и любви.
Ну а потом грянет успех. Оставленный после смерти режиссера Владимира Брауна сценарий Григория Колтунова «ЧП» достался Ивченко — не без колебаний со стороны начальства (неуспех предыдущих картин существенно понизил «рейтинг»). Фильм вышел в 59-м и собрал в том году наибольшее количество зрителей в СССР (что, кстати, опровергает распространенное убеждение в том, что украинские картины никогда не конкурировали с российскими в сфере масскульта; такое случалось, и неоднократно).
Героическая сага о советских моряках, захваченных в плен чанкайшистами, поединок «наших» и «ихних» рассказан мастерски. Интрига усложнена множеством препятствий и тем, что героям приходится иметь дело с восточными людьми: это тебе не традиционное «кино и немцы», где враг простодушен и снисходителен, несмотря на показную жестокость. Нехорошие тайванские китайцы коварны, они угадывают ход мыслей противника на пять ходов вперед. И все же наш хлопец по фамилии Райский (Вячеслав Тихонов сыграл здесь одну из самых знаменитых своих ролей) перехитрил врагов, и все заканчивается освобождением из плена.
Успешной будет признана и следующая работа Ивченко, «Иванна» (1960 г.). «Об изуверской деятельности служителей католической церкви, о лживости религии», — так сказано в аннотации тех времен. Вполне в духе господствовавших идеологических схематик. Но надо признать: режиссура здесь вполне профессиональна и точна. Открытие фильма — актриса Инна Бурдученко, очень скоро погибшая в огне декораций на другой картине другого постановщика.
Ну и, конечно, «Гадюка» — экранизация одноименной повести Алексея Толстого. Героиня (ее сыграла актриса Нинель Мышкова — жена и последняя любовь), прошедшая жестокие испытания гражданской войны, не выдерживает обыкновенной мирной, бытовой жизни… Это сделано точно, умно, профессионально — так Ивченко работал почти всегда, если в руки попадал полноценный драматургический материал.
Увы, случалось и другое. Пример — фильм «Падающий иней» («Падав іній»), один из последних в биографии режиссера. Еще одна схема — как некий бездомный моряк Ганс начинает понимать, что он славянин… Однако следует вспомнить и другое: ученик Мастера, Иван Миколайчук, подхватил мотив обретения Родины, приходящей к тебе в снах, как бы из подсознания.
Ученики Ивченко — одно из лучших его творений. Иван Миколайчук, Раиса Недашковская, Бронислав Брондуков, Владимир Савельев и множество других — целая генерация, вышедшая из шинели Учителя. Поэтому и называют его по-прежнему Виктором Илларионовичем. Он заслужил свое, незаемное, место в истории кино, и похвалу Профессионалу, упорно созидавшему крепкие, надежные строения…