С 1991 года, когда "Лебединое озеро" дружно танцевали на всех телеканалах, здесь (у нас), кажется, впоследствии никогда так страстно-публично более и не спорили о балете. Но то был путч. Смена исторических вех. А здесь, казалось бы, обычный случай. Известного во всем мире танцовщика (между прочим, украинца: с фамилией и происхождением все в порядке!) "выдавливают" из главного театра страны, как зубную пасту из тюбика...
Обращаю внимание на глагол - "выдавить". Не выгнать. Не послать. Не "ноги повыдергивать". А цинично и иезуитски - "выдавить". Поскольку, по мнению руководства Национального театра, "страдает нарциссизмом!". Уточню: подобное говорится о человеке, сделавшем для балетного искусства гораздо больше, нежели все вместе взятые анонимные бесы на разных форумах (где его регулярно поливают грязью). Это говорится об обладателе четырех Гран-при международных балетных конкурсов. О мастере с устоявшейся творческой репутацией в большом балетном мире… Где прежде никогда и ни у кого не возникало сомнений - относительно его характера, манеры общения.
Собственно говоря, происходящее нынче в Национальной опере Украины - некая аберрация зрения. Балет вверх ногами. Сюжет для психотерапевта или детектива. И то, что будет изложено ниже - не психотерапевтический диагноз (и не журналистское расследование), а лишь эмоциональный монолог постороннего наблюдателя.
ДЕТОНАТОР. Его зовут Денис Матвиенко. Ее зовут Национальная опера. Когда-то его отсюда уже попросили. И он, не таив обид, путешествовал по миру, много танцевал, собирал награды. А потом здесь вроде очнулись. И в лице государства пригласили его (из Санкт-Петербурга) осенью 2011 года на почетную работу. На художественное руководство балетом главного театра страны. Поскольку, помня старые песни о главном, мы по-прежнему в области балета впереди планеты всей. Ему было уже не 20, скажем так, а 33, возраст Иисуса. И он прекрасно понимал, что пенсия (как для артиста балета) - уже на горизонте. И хотелось не просто найти "калорийное" место под крышей, но и поделиться накопленным опытом, проявить менеджерские способности, разбередить слегка застывшее "озеро", откуда шустрые и способные лебеди норовили улететь в теплые страны.
Почти полтора года продолжается этот театральный роман - с разнообразными "па". За это время он сумел насытить балетоманов фирменным меню, которое лично контролировал. Приглашал в Киев сильных хореографов со всего мира. В их числе живая легенда Наталья Макарова. (Исторический случай: впервые на постсоветском пространстве именно в Киеве - вняв его просьбам - она поставила свою версию "Баядерки"). А еще Михаил Мессерер, Эдвард Клюг и другие величины стали ближе Киеву благодаря его инициативности и, в хорошем смысле, творческому тщеславию. Мол: я докажу! Тут же раскручивается другая ария: "щас спою!..". Его общение с балетной труппой не всегда благостное. "Лебедей" много, озеро - одно. Каждому хочется взлететь вовремя. К тому же внутри стаи всегда есть затаившиеся группировки, амбициозные кланы. Все как везде. Это же не институт благородных девиц, а репертуарный театр.
Уже на экваторе его руководства этим балетом лично мне даже издали стало понятно: этот человек станет "детонатором", он что-то взорвет. Уж слишком активным и пиар-агрессивным оказалось его кратковременное присутствие в социуме прежде тихого, умиротворенного, всем довольного, бюджетонеобделенного, иногда даже лениво посапывающего театра.
КОНТОРА. В Национальной опере Украины, казалось бы, четкая управленческая вертикаль. Гендиректор. Худрук. Главреж. Завбалетом. Как бы основные. Как бы "Черный квадрат" Малевича… Во тьме которого может пригрезится разное. Мне, например, грезится, что у каждого из четырех руководящих сполпов своя игра и свои большие творческие планы. Выдающийся композитор Мирослав Скорик (человек, к которому отношусь с глубочайшей творческой нежностью и почтением) в свое время, и это не секрет, был назначен худруком театра по вполне объяснимым причинам. "Иконой", каковой и является для музыки Скорик, тогда хотели упредить возможное вхождение в этот театр Вадима Писарева… Талантливого человека и сильного менеджера. Фигура Скорика как бы не позволяла предпринимать кадровые контрманевры. Кто же поднимет голову против чудесного авторитета?
Появление в театре этого худрука заметно сказалось на репертуаре. В афише стало больше М.Скорика. И в случае с балетом "Перекрестки", где его музыка восхищает, это оправдано. Правда, по ходу возникает вопрос: почему сугубо антихудожественная коллизия с недавним "выдавливанием" руководителя балета оставила равнодушным человека, который обязан (согласно штатному расписанию) отвечать за художественный уровень (!) первого театра? При этом настаиваю: приглашенный всемирно известный артист подобный высокий уровень начал обеспечивать…
Вернемся в "квадрат". Гендиректор главной музыкальной "конторы" (как ласково называют театр некоторые артисты) Петр Чуприна - фигура полузакрытая, многоопытный театральный администратор. И что же такое произошло, коль для публики вырвали из контекста (из его уст) как бы главную причину текущего скандала - "нарциссизм" балетного подвижника?
Это как понимать?! Разве он расшиб лбом зеркала в фойе, причинив театру непоправимый вред? Или в пылу самовлюбленности отдавил ногу Елене Филипьевой, а она не может оправиться от травм?
Простите, господа балетные и оперные, но "нарциссизм" (если говорим о таковом) одно из хронических состояний для артиста этого жанра. Прежде ты должен полюбить себя (на сцене), прежде должен внимательней всмотреться в свое отражение (в зрительских глазах)… Чтобы впоследствии уже и тебя полюбили.
Подобные глупости (как упрек творческому человеку) могут говорить лишь случайные в театре люди. А все, о ком говорим мы, люди не случайные. И, повторюсь, у каждого "своя игра" в огромном коллективе.
Своя игра, например, у молодого человека, который занимается постановкой опер. И, на мой взгляд, это более чем серьезный игрок…
Поэтому и сводить перед почтенной публикой этот балетный скандал до уровня водевиля (всемирная знаменитость оказалась плохим мальчиком!) - значит держать нас за дураков.
Во всех театральных конфликтах подобного формата есть два главных фактора для внутреннего взрыва. Фактор человеческий: зависть, ревность, "против кого дружите" (как сказала бы Ф.Раневская): "террариум единомышленников" и т.д. И фактор экономический. На мой взгляд, более чем существенный в этом скандале.
Национальная опера Украины - не "шарашкина контора", а огромное мегабюджетное производственное предприятие. Каждый год через него проходит даже не сотни тысяч, а миллионы миллионов. Одна лишь постановка той или иной оперы (балета) - это бюджет райцентра. Аренда этого зала за вечер - уже 200 тыс. гривен. Г-н Матвиенко зашел в театр со своей продюсерской компанией. И многие успешные проекты состоялись благодаря участию компании. Если юридически и финансово отношения этой фирмы с театром чисты и законны, то какие вопросы? Сегодня во всем мире существуют различные формы копродукции. К большим музыкальным проектам привлекаются отдельные компании, фирмы. Но, как мне видится со стороны, успешные проекты Матвиенко посягнули на слишком лакомый кусок финансового пирога этого театра. Как говорится, в одном фильме, "на этом месте мог быть я". То есть эти же деньги (в этом же театре) мог бы поднять и какой-нибудь другой участник "квадрата". Кто? В этих вопросах я не Пинкертон, меня вообще не волнуют все ваши "откаты" (как в кино, так и в театре). Меня интересует только творчество. Вот…
ЛЕБЕДИ. Бывают в жизни редкие моменты ужаса, когда тебе снится, что летишь со скалы прямо в пропасть. Или тебя толкнули с борта самолета в Тихий океан. Подобное чувство ужаса испытываешь, когда изредка ныряешь в пучину тьмы невежества, цивилизованно называющуюся у нас "форумы". Понятно, что в каждом театре кто-то за кем-то стоит и кто-то кем-то кукловодит. Но откуда же столько ненависти к человеку, который, по сути, никого не обидел, никого не уволил, ни у кого не вырвал изо рта последний хлебный сухарь…
Мир балета - страшный мир. Танец маленьких злобных лебедей порой превращается в ритуальную пляску племени мумба-юмба на острове Бали. При том, что у нас замечательная балетная школа. У нас работящий кордебалет. Однако… Профессиональный век любого танцовщика - короток. И за этот период в разных людях концентрируются разные эмоции. Они вроде проживают одну свою жизнь в десять раз быстрее, поскольку "завтра" (для многих) - неизвестность, неопределенность. Лебединое озеро скует лед безвременья. Как найти с такими гордыми птицами общий язык? Труднейшая моральная и корпоративная задача, с которой герой нашего балета справился не до конца. И это нужно признать. И за это его можно упрекать.
Искусство вожака стаи - это еще и искусство любви к норовливым пернатым. А искусство лебединой верности - это вообще…
К счастью, тронуло то, что в день "публичных заявлений" его пришли поддержать многие коллеги из балетного цеха. Артисты, педагоги. Многие не побоялись административного гнева - и на камеры сказали об изгнаннике много добрых слов. Это - дорого стоит. Это - важно.
Важно и то, что в местечковом скандале он не оказался проигравшим, посрамленным. А проявил себя как человек с характером. Как менеджер и идеолог интересных начинаний. Откуда эти ваши провинциальный комплексы, будто бы руководитель театра должен умереть в кабинете, отчитываясь, согласно табелю, за каждый прожитый рабочий день? Человек искусства - человек мира. Гергиев - везде и всюду. Он руководит театром, оркестрами. Кажется, он вообще сегодня всем руководит. И никому в голову не придет упрекнуть его, что реже чем хотелось бы, он бывает в Мариинке. Великий Богдан Ступка, мудро и талантливо руководивший Национальным театром имени Франко, умудрялся за один сезон и прекрасный репертуар выстраивать, и в отличных фильмах сниматься, и на родную сцену выходить. И, самое главное, он при жизни сумел стать опознавательным знаком украинской культуры - во всем мире. Потому что не сидел на месте. Не протирал штаны. Не писал доносы. А творил и жил интересами родины.
Г-н Матвиенко, о котором сегодня эмоционально говорят в творческой среде, тоже ведь, по сути, стал опознавательным знаком. Посредством его таланта и мастерства Украину многие стали идентифицировать как балетное государство, а не только лишь загадочное "дикое поле", на котором дураки соревнуются с дорогами (и еще неизвестно кто кого победит). По этой причине и рассматриваю акт "выдавливания" талантливого человека из Украины - как диверсию, направленную против гуманитарной политики государства! Да, вот так вот строго. А как иначе?
ФУЭТЕ. Существуют разные версии относительно того, как могут в дальнейшем развернуться события. Одни говорят, что "наверху" недовольны гендиректором оперного и хотят заменить его каким-то другим человеком, давно облюбовавшим это выгодное место в центре столицы… А этот скандал лишь подхлестнет быстрое решение вопроса. Другие говорят, что за директором стоят "люди из Рады" и они его "не зрадять".
Кто знает, что у них в головах? Мне же искренне непонятно, как мог опытный игрок-администратор допустить подобную патовую ситуацию? В какое ухо (левое или правое) вливали ему яд шептуны, вознамерившиеся найти и свою выгоду в возможной отставке директора (на фоне национального балетного скандала)?
В колдовском озере не только лебеди плавают, там и черти водятся.
Впрочем, главного-то вы пока и не услышали. А главное - вот оно в чем.
Балетный скандал в столице, театральный скандал в Полтаве (о нем - на соседней странице), недавний ужас в Севастополе (когда мент-директор тиранил режиссера и целую труппу) подводят меня к какому-то апокалиптическому умозаключению. Нынче в Украине совершенно НЕКОМУ защитить талант от агрессора! Это проходимцев защищать не требуется, они и так самоорганизуются, дав быстрый отпор. А вот талант - опять беззащитен.
На весах нашей государственной совести вообще нет такого понятия - "талант". Нет понимания его априорности в художественном процессе. Потому что жулье окончательно обнаглело, лицемерно выставляя себя "радетелями украинской культуры". Но подобных радетелей мало кто знает и любит. В большом творческом мире они никому не нужны. В том мире, который за Чопом или за Конотопом ценят не ваши цацки, не ваши звания и медали, а художественные способности, природный дар, качество таланта. Все то, чем пугаю читателя в этих эмоциональных заметках.
Это же действительно нонсенс - нынче нам с вами совершенно не к кому обратиться, чтобы поддержать и удержать талантливых людей в родимой стороне. Таких как Матвиенко, Ратманский, Ботвинов. Таких и других - "выдавленных" из тюбика. Перед кем слово замолвить? Минкульт ушел в подполье. Самоустранившись от национального балетного скандала. Хотя это театр государственный. А Минкульт его патрон. И это никакая не "кухонная склока", а чистая административная авантюра (когда уважаемого человека полтора года дурят, водят за нос, а потом оказывается - даже документы не сумели должным образом оформить, а просто "подчистили" официальный сайт: это не жульничество?). Минкульт в это же время страшно далек от балета и, судя по СМИ, выделяет миллионы Поплавскому на телешоу… И тот же Минкульт как-то загадочно-двусмысленно (в газете "Коммерсант") комментирует литературное творчество Виктора Федоровича, прибегая к ироничным цитатам из кинонаследия Леонида Гайдая… К чему бы это?
В парламентский Комитет по культуре-духовности вообще стучаться бессмысленно, ратуя за талант. В.Кириленко в это время на митинге.
Была когда-то в "верхах" в высокое искусство влюбленная Анна Николаевна Герман, да и та, похоже, уезжает в длительный гастрольный тур.
И тут я вспомнил. В Украине, судя по всему, остался единственный человек, который искренне любит искусство балета… И который, очевидно, сможет за него доброе слово замолвить.
Итак, я уже разыскиваю адрес. И пишу письмо. "Донецк. Первой леди. Уважаемая Людмила Александровна! Трудной и неспокойной стала жизнь в нашем высоком искусстве. Наших бьют! Прекрасные лебеди улетают! Помогите же их удержать. Не для себя стараюсь, для родины. Ведь как у нас - на родине? "Им" всем нужны великие откаты, а "нам" нужна - великая культура".
Комментарий
По просьбе ZN.UA балетный скандал в Киеве прокомментировал руководитель Донецкого Национального театра оперы и балета Вадим ПИСАРЕВ, признанный в творческом мире авторитет.
- Денис Матвиенко - профессиональный, талантливый артист. В свое время Михаил Кулиняк вернул его в Национальную оперу из Санкт-Петербурга. Показав тем самым, что великие танцовщики все-таки возвращаются в Украину, что мы боремся за свои таланты. И это был очень позитивный сигнал.
А что теперь? Теперь даже не хочется это обсуждать. Потому что сейчас многие молодые артисты смотрят, что происходит - и делают выводы. И эти выводы не в пользу сценической карьеры в отечественных театрах. Ситуация в Национальной опере вокруг Матвиенко в конечном счете вредит имиджу Украины.
По-моему, у нас и так во многих творческих вопросах - все как в глухой провинции. Когда во главу угла ставятся какие-то местечковые интересы. Но это же столица! Национальная опера должна быть образцом для всех театров. Тем более что Матвиенко, не проработав долго, добился очень многого. Он инициировал постановку "Баядерки", которую очень любят танцевать артисты балета. Он пригласил в Украину звезд мирового уровня. У него самого огромный авторитет в музыкальном мире. Так почему бы это не использовать? В любом качестве. По-моему, случившееся - просто позор. Обидно, что мы за своих патриотов не можем побороться. И очень жаль, что теперь Денис Матвиенко, похоже, будет радовать своим талантом публику других стран.
Что можно было бы исправить в сложившейся ситуации? Нужно, конечно, чтобы такое изначально не происходило. Лично я очень сожалею о том, что случилось.