UA / RU
Поддержать ZN.ua

Детективное агентство Мельвиль

Мельвиль снимал сугубо зрительское кино. Его работы никогда не удостаивались престижных наград и не участвовали в конкурсных программах авторитетных кинофестивалей. Несмотря на это, сложно переоценить его вклад в жанр детектива.

Автор: Антон Филатов

В столичном кинотеатре "Киев" проходит ретроспектива одного из классиков французского детективного киножанра Жан-Пьера Мельвиля. В её рамках представлено пять знаковых фильмов режиссёра, а также документальная лента о его творчестве.

Мельвиль снимал сугубо зрительское кино. Его работы никогда не удостаивались престижных наград и не участвовали в конкурсных программах авторитетных кинофестивалей. Несмотря на это, сложно переоценить его вклад в жанр детектива. Его влияние чувствуется в лентах Джима Джармуша и Мартина Скорсезе. А Квентин Тарантино постоянно называет его в числе своих кумиров.

Эта ретроспектива - словно напоминание о лучших традициях детективного жанра. Ведь фильмы столь высокого художественного уровня крайне редко выходят в украинский прокат.

Открыла цикл кинопоказов лента "Стукач" (1968). В центре сюжета - авантюрист Сильян, живущий по принципу "Надо выбирать - умереть или солгать". Один из его друзей - комиссар полиции, а другой - вор. Таким образом, Сильян с одной стороны - полицейский осведомитель, а с другой - соучастник многих преступлений. Но в один прекрасный день такая двойная игра оборачивается против него самого.

По иронии судьбы на прошлой неделе вышла в прокат голливудская лента с таким же названием. Её протагонист также внедряется в преступный мир, дабы помочь полиции. Но в главной роли там появляется уже не элегантный Жан-Поль Бельмондо, а перекачанный Дуэйн Джонсон. А вместо авантюрных хитросплетений в новом сюжете всё решается достаточно прямолинейными погонями и перестрелками. И если Мельвиль в финале своей картины изысканно развязал Гордиев узел этого сюжета, то в голливудской картине его просто перерубили.

Продолжит ретроспективу безусловный шедевр "Красный круг" (1970). Главные роли в этой ленте исполнили Ален Делон, Ив Монтан и Бурвиль - актёры, ставшие олицетворением расцвета французского кинематографа в 70-е годы.

Картина повествует о дерзком ограблении ювелирного магазина тремя матёрыми преступниками. Двое из них - воры: один только что освободился из тюрьмы, второй бежал из под конвоя. А также деградировавший полицейский снайпер, отчаянно борющийся с алкоголизмом. Несмотря на то, что все трое ответственно продумывают буквально каждый свой шаг, в руках беспощадной судьбы они - не более чем марионетки. И однажды судьба сведёт этих троих в "красном круге" смерти. В ленте причудливо переплетаются черты криминального триллера и драмы, пропитанные экзистенциальной философией.

Увы, в этой ретроспективе не нашлось места выдающейся картине - "Самурай" (1967). Как и "Красный круг" - этот фильм получил 8,1 балла в самом масштабном рейтинге мира IMDb. Такой высокой оценки удостаиваются лишь истинные шедевры. Обе эти картины, пожалуй, - самые трагические гангстерские ленты в истории французского, а может всего европейского кино.

Уже становится традицией включать даже в самые маленькие украинские кинофестивали хотя бы один документальный фильм. Зачастую именно на подобных кинопоказах нашему зрителю выпадает исключительная возможность посмотреть документальное кино на широком экране. Ведь ежегодно в прокат выходят всего одна-две подобные ленты.

В рамках этой ретроспективы будет показана документалка "Под именем Мельвиль" (2008). В ней рассказывается о совсем еще юном парне, воевавшем во время Второй мировой за французское Сопротивление. Этот жизненный опыт в результате вылился в три полнометражных фильма о войне. Два из них - "Армия теней" (1969) и "Молчание моря" (1949) - представлены в этой ретроспективе.

Режиссёр прославился, прежде всего, своими криминальными фильмами. Но он стал первым, кто с предельной честностью показал в кино французское Сопротивление.

"Армия теней" с Лино Вентурой в главной роли признана критиками одним из лучших фильмов, обличающих фашизм как репрессивную систему. В центре сюжета - один из руководителей Сопротивления, которому удаётся бежать из гестапо. Его спасает Матильда, вместе с которой они разворачивают террористическую деятельность против захватчиков. Однако гестаповцам удаётся взять в плен дочь этой женщины, и они начинают её шантажировать. В связи с этим партизаны разрабатывают хитроумный план, который бы вывел их из сложной ситуации. Бесчеловечные допросы, кровавые пытки и расстрелы, жестокость военных действий в этой ленте - очень реалистичны.

Если "Армия теней" показывает войну натуралистично, то дебютный полнометражный фильм Мельвиля "Молчание моря" - идеологически. Лента повествует о том, как во время оккупации в дом к старику-французу попадает немецкий офицер. Долгое время они вынуждены жить под одной крышей, и это пребывание проходит в бесконечных монологах немца, размышляющего о дружбе Германии и Франции, культуре обеих стран и несправедливости войны… Однако в ответ - лишь молчание хозяина дома.

Последним фильмом в ретроспективе станет "Боб-игрок" (1956). Главный герой ленты страдает от игровой зависимости и целыми днями просиживает за картами, рулеткой или костями. Однажды фортуна отворачивается от него, и он проигрывает почти всё своё состояние. Но Боб не отчаивается и решает ограбить казино. Для этого он собирает целую команду: кто-то вскрывает сейфы, кто-то может обращаться с сигнализацией, кто-то - достать оружие. Сегодня этот фильм смотрится как черновик к "Одиннадцати друзей Оушена" (2001).

В фильмах Жан-Пьера Мельвиля прослеживается идея о том, что независимо от того, царит в мире благополучие или война - человеком распоряжается неумолимый фатум. Одних он оставляет в живых на поле боя, других убивает посреди тихой улицы. При этом не имеет значения: защищает ли человек закон или нарушает его. Судьба жестока по отношению ко всем, кто пытается подчинить мир своим правилам.